В настоящее время в России, вставшей на путь социально-экономических преобразований, необходимы качественные преобразования во всех областях. В связи с этим требуется модернизация системы общего образования в соответствии с качественно новыми требованиями общества, предъявляемыми к подготовке выпускников школ в системе образования: демократическими и рыночными отношениями, построением гражданского общества, инновационным развитием экономики в долговременной перспективе [1].
Развитость образовательной и научной инфраструктуры, уровень образованности населения становятся непременным условием становления и развития общества, государства, культуры, экономики. Для достижения поставленной цели ведущими ресурсами в этих процессах должны выступать новое знание, инновационная деятельность, новые технологии. Следовательно, особую значимость приобретает проблема эффективности образования [2].
Развитие муниципальных образовательных систем на основе инновационных преобразований характеризуется следующими признаками и особенностями: сложностью и противоречивостью основных процессов; квазистабильностью; частичной неопределенностью; противоречивостью процессов организации и управления; интенсивными обменными процессами с внешней средой; повышенной энтропийностью; заметным влиянием на управление процессов самоорганизации; повышением роли рефлексивных начал в управлении. Зачастую инновационная деятельность носит несистемный характер. В связи с этим реализация нововведений должна сопровождаться мероприятиями по прогнозированию их эффективности, взаимному согласованию, что призвано придать инновационному развитию устойчивый характер, развивать позитивные начала.
В рамках инновационных преобразований в образовательных системах на локальном, территориальном и региональном уровнях необходим поиск направлений оптимизации механизмов государственно-общественного управления образовательными системами, в первую очередь, с точки зрения соотношения ресурсоемкости и результативности, то есть с позиций экономической эффективности.
Для муниципальных образовательных систем характерно несколько видов эффективности: экономическая, педагогическая, организационно-управленческая, социальная. Эффективность характеризует как муниципальную образовательную систему в целом, так и используемые в ее рамках формы, технологии, методы обучения, управления. В последние годы проведен целый ряд исследований [1, 2], позволивших установить направления повышения педагогической эффективности (информационно-телекоммуникационные технологии; технология мониторинга; портфолио; дистанционные формы обучения; блочно-модульное обучение; тестовые и рейтинговые технологии педагогического контроля; кредитная система учета освоения учебных курсов и др.) и эффективности управления (общественно-государственное управление; использование сетевых технологий; самообследования по качеству; публичные доклады; аудит). В связи с этим необходима разработка методологии оценки эффективности муниципальных образовательных систем, которая бы позволила, во-первых, избежать некоторой односторонности при рассмотрении эффективности, во-вторых, обеспечить объективность в ходе оценочной деятельности.
В зависимости от видов получаемых результатов, эффектов, эффективность муниципальных образовательных систем можно представить через ряд ее разновидностей [2]:
- экономическая - отражает соотношение приложенных материально-финансовых ресурсов и полученных результатов, ресурсоемкость образовательной деятельности, затратность мероприятий по ее организации;
- педагогическая - показывает степень достижения целей обучения, воспитания и развития участников образовательного процесса, результативность применения тех или иных форм, средств, технологий;
- организационно-управленческая - демонстрирует достижение целей управления, выполнение плановых мероприятий;
- социальная - ориентирует на учет удовлетворенности потребителей образовательных услуг.
Понятие «эффективность» тесно связано с понятием «качество» и в своем исходном значении определяется как важнейший показатель, характеризующий соотношение полученных обществом экономических результатов и произведенных затрат. Этимологический смысл эффективности заключается в толковании ее как частного случая качества. Качество является более широким термином и представляет собой совокупность свойств, обусловливающих способность предмета или объекта удовлетворять предполагаемые или установленные потребности. Эффективность носит подчиненный, более узкий смысл и отражает экстенсивную, количественную сторону свойств, составляющих качество того или иного объекта или процесса, в контексте их взаимодействия между собой и с внешней средой.
Таким образом, данные два основополагающих критерия (качество и эффективность) тесно взаимосвязаны. Качество образовательной деятельности - это те ее свойства, которые определяют ее способность удовлетворять установленные и ожидаемые потребности тех, кто эту деятельность организует, обеспечивает, кто в ней участвует, для кого она является способом и условием подготовки к жизни, к профессиональной деятельности, а также удовлетворения многообразных личностно-культурно-образовательных интересов. Эффективность как критерий, на основании которого оценивается образовательная деятельность, отражает, какие затраты ресурсов (материальных, финансовых, человеческих, временных) были произведены (или необходимо произвести) для того, чтобы получить необходимый результат в виде образованности выпускников образовательных учреждений, других составляющих качества образования. Эффективность показывает, какой ценой, какими усилиями достигнут тот или иной уровень качества образования, насколько оправданы те или иные затраты с точки зрения возможности их покрытия, насколько они разумны и приемлемы с точки зрения сложившихся в образовательной сфере норм расходования ресурсов.
В современных условиях тенденция к взаимосвязанному рассмотрению качества и эффективности образовательной деятельности проявляется все более отчетливо. Именно эти две доминанты провозглашены как основные на период модернизации российского образования. Необходимо достигнуть баланса по двум главным измерителям образования - качество и эффективность.
Эффективность, как комплексная характеристика работы школы, включает следующие ее компоненты: реальный результат деятельности, потенциальные возможности школьного коллектива, степень использования школьных ресурсов, социально-психологический климат в школе [3]. Таким образом, эффективность - это сложное целостное свойство, и именно эффективность, оцененная через полученный результат, как правило, служит основанием для принятия управленческих решений.
Эффективность образовательной деятельности представляется через основные ее составляющие: экономическая, педагогическая, организационно-управленческая, социальная, в результате чего был получен обобщенный массив факторов и условий эффективности образовательной деятельности в муниципальной образовательной системе.
I. Экономическая эффективность. (1. Совершенство управления ресурсами. 2. Уровень требований потребителей и заказчиков к рентабельности образовательной деятельности. 3. Наличие планов экономии, лимитов, нормативов на расходование финансовых и материальных средств. 4. Дисциплина при исполнении бюджета. 5. Развитость конкуренции на рынке образовательных услуг.)
II. Педагогическая эффективность. (1. Профессионализм педагогических кадров. 2. Состояние материально-технической базы и образовательная инфраструктура. 3. Валеологический фактор. 4. Фактор содержания образования. 5. Фактор качества состава обучающихся. 6. Фактор информационно-методического обеспечения. 7. Фактор совершенства процедур контроля и оценки результатов образовательной деятельности. 8. Совершенство методов, средств, технологий обучения и воспитания. 9. Наличие и трансляция передового опыта. 10. Участие родителей в делах школы. 11. Качество состава и стабильность педагогических кадров. 12.Фактор традиций, достижений. 13. Фактор социально-психологического климата. 14. Действенность системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.)
III. Организационно-управленческая эффективность. (1. Фактор совершенства организационных структур и организационного механизма управления образовательной деятельностью. 2. Программно-целевой фактор. 3. Коммуникационный фактор. 4. Фактор нормативного регулирования образовательной деятельности. 5. Социально-экономический статус школы. 6. Фактор многоканального финансирования. 7. Фактор гармоничности распределения прав, полномочий, ответственности среди субъектов и уровней управления. 8. Стабильность управленческих кадров. 9. Фактор автоматизированности управления. 10. Наличие статистики, банков данных. 11. Развитие рефлексивной культуры участников образовательной деятельности. 12. Степень «матричности» в управлении.)
IV. Социальная эффективность. (1. Уровень взаимодействия образовательного учреждения и органов управления с общественными институтами, социальными партнерами. 2. Наличие в системе управления специальных процедур по изучению образовательных потребностей. 3. «Прозрачность» школы для населения. 4. Имидж школы. 5. Фактор участия общественности в управлении образовательной деятельностью.)
Таким образом, можно заключить, что эффективность образовательной деятельности на муниципальном уровне обусловливается большим разнообразием факторов. Анализ данных факторов показывает, что самые важные из них относятся, в основном, к факторам, связанным с: функционированием муниципальной системы управления качеством образования, с реализуемыми в ее рамках процедурами; информационно-методическим обеспечением образовательной деятельности; ее нормативным регулированием; рефлексивными методами контроля качества; разделением прав, полномочий и ответственности в организационных структурах управления; изучением образовательных потребностей, маркетинговыми исследования; управлением ресурсами. Все это обусловливает необходимость проведения отдельных исследований по изучению влияния основных составляющих муниципальной системы управления качеством на эффективность образовательной деятельности.
Библиографический список
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 г. № 393.
- Карелина И.Г. Современные модели оценки качества образования в России и за рубежом: аналитический обзор. - Воронеж: ВГУ, 2006. - 181 с.
- Бордовский Г.А., Нестеров А.А., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса: Монография. - СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2001. - 169 с.