Эффективность образовательного процесса

Разделы: Администрирование школы


В настоящее время в России, вставшей на путь социально-экономических преобразований, необходимы качественные преобразования во всех областях. В связи с этим требуется модернизация системы общего образования в соответствии с качественно новыми требованиями общества, предъявляемыми к подготовке выпускников школ в системе образования: демократическими и рыночными отношениями, построением гражданского общества, инновационным развитием экономики в долговременной перспективе [1].

Развитость образовательной и научной инфраструктуры, уровень образованности населения становятся непременным условием становления и развития общества, государства, культуры, экономики. Для достижения поставленной цели ведущими ресурсами в этих процессах должны выступать новое знание, инновационная деятельность, новые технологии. Следовательно, особую значимость приобретает проблема эффективности образования [2].

Развитие муниципальных образовательных систем на основе инновационных преобразований характеризуется следующими признаками и особенностями: сложностью и противоречивостью основных процессов; квазистабильностью; частичной неопределенностью; противоречивостью процессов организации и управления; интенсивными обменными процессами с внешней средой; повышенной энтропийностью; заметным влиянием на управление процессов самоорганизации; повышением роли рефлексивных начал в управлении. Зачастую инновационная деятельность носит несистемный характер. В связи с этим реализация нововведений должна сопровождаться мероприятиями по прогнозированию их эффективности, взаимному согласованию, что призвано придать инновационному развитию устойчивый характер, развивать позитивные начала.

В рамках инновационных преобразований в образовательных системах на локальном, территориальном и региональном уровнях необходим поиск направлений оптимизации механизмов государственно-общественного управления образовательными системами, в первую очередь, с точки зрения соотношения ресурсоемкости и результативности, то есть с позиций экономической эффективности.

Для муниципальных образовательных систем характерно несколько видов эффективности: экономическая, педагогическая, организационно-управленческая, социальная. Эффективность характеризует как муниципальную образовательную систему в целом, так и используемые в ее рамках формы, технологии, методы обучения, управления. В последние годы проведен целый ряд исследований [1, 2], позволивших установить направления повышения педагогической эффективности (информационно-телекоммуникационные технологии; технология мониторинга; портфолио; дистанционные формы обучения; блочно-модульное обучение; тестовые и рейтинговые технологии педагогического контроля; кредитная система учета освоения учебных курсов и др.) и эффективности управления (общественно-государственное управление; использование сетевых технологий; самообследования по качеству; публичные доклады; аудит). В связи с этим необходима разработка методологии оценки эффективности муниципальных образовательных систем, которая бы позволила, во-первых, избежать некоторой односторонности при рассмотрении эффективности, во-вторых, обеспечить объективность в ходе оценочной деятельности.

В зависимости от видов получаемых результатов, эффектов, эффективность муниципальных образовательных систем можно представить через ряд ее разновидностей [2]:

  • экономическая - отражает соотношение приложенных материально-финансовых ресурсов и полученных результатов, ресурсоемкость образовательной деятельности, затратность мероприятий по ее организации;
  • педагогическая - показывает степень достижения целей обучения, воспитания и развития участников образовательного процесса, результативность применения тех или иных форм, средств, технологий;
  • организационно-управленческая - демонстрирует достижение целей управления, выполнение плановых мероприятий;
  • социальная - ориентирует на учет удовлетворенности потребителей образовательных услуг.

Понятие «эффективность» тесно связано с понятием «качество» и в своем исходном значении определяется как важнейший показатель, характеризующий соотношение полученных обществом экономических результатов и произведенных затрат. Этимологический смысл эффективности заключается в толковании ее как частного случая качества. Качество является более широким термином и представляет собой совокупность свойств, обусловливающих способность предмета или объекта удовлетворять предполагаемые или установленные потребности. Эффективность носит подчиненный, более узкий смысл и отражает экстенсивную, количественную сторону свойств, составляющих качество того или иного объекта или процесса, в контексте их взаимодействия между собой и с внешней средой.

Таким образом, данные два основополагающих критерия (качество и эффективность) тесно взаимосвязаны. Качество образовательной деятельности - это те ее свойства, которые определяют ее способность удовлетворять установленные и ожидаемые потребности тех, кто эту деятельность организует, обеспечивает, кто в ней участвует, для кого она является способом и условием подготовки к жизни, к профессиональной деятельности, а также удовлетворения многообразных личностно-культурно-образовательных интересов. Эффективность как критерий, на основании которого оценивается образовательная деятельность, отражает, какие затраты ресурсов (материальных, финансовых, человеческих, временных) были произведены (или необходимо произвести) для того, чтобы получить необходимый результат в виде образованности выпускников образовательных учреждений, других составляющих качества образования. Эффективность показывает, какой ценой, какими усилиями достигнут тот или иной уровень качества образования, насколько оправданы те или иные затраты с точки зрения возможности их покрытия, насколько они разумны и приемлемы с точки зрения сложившихся в образовательной сфере норм расходования ресурсов.

В современных условиях тенденция к взаимосвязанному рассмотрению качества и эффективности образовательной деятельности проявляется все более отчетливо. Именно эти две доминанты провозглашены как основные на период модернизации российского образования. Необходимо достигнуть баланса по двум главным измерителям образования - качество и эффективность.

Эффективность, как комплексная характеристика работы школы, включает следующие ее компоненты: реальный результат деятельности, потенциальные возможности школьного коллектива, степень использования школьных ресурсов, социально-психологический климат в школе [3]. Таким образом, эффективность - это сложное целостное свойство, и именно эффективность, оцененная через полученный результат, как правило, служит основанием для принятия управленческих решений.

Эффективность образовательной деятельности представляется через основные ее составляющие: экономическая, педагогическая, организационно-управленческая, социальная, в результате чего был получен обобщенный массив факторов и условий эффективности образовательной деятельности в муниципальной образовательной системе.

I. Экономическая эффективность. (1. Совершенство управления ресурсами. 2. Уровень требований потребителей и заказчиков к рентабельности образовательной деятельности. 3. Наличие планов экономии, лимитов, нормативов на расходование финансовых и материальных средств. 4. Дисциплина при исполнении бюджета. 5. Развитость конкуренции на рынке образовательных услуг.)

II. Педагогическая эффективность. (1. Профессионализм педагогических кадров. 2. Состояние материально-технической базы и образовательная инфраструктура. 3. Валеологический фактор. 4. Фактор содержания образования. 5. Фактор качества состава обучающихся. 6. Фактор информационно-методического обеспечения. 7. Фактор совершенства процедур контроля и оценки результатов образовательной деятельности. 8. Совершенство методов, средств, технологий обучения и воспитания. 9. Наличие и трансляция передового опыта. 10. Участие родителей в делах школы. 11. Качество состава и стабильность педагогических кадров. 12.Фактор традиций, достижений. 13. Фактор социально-психологического климата. 14. Действенность системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.)

III. Организационно-управленческая эффективность. (1. Фактор совершенства организационных структур и организационного механизма управления образовательной деятельностью. 2. Программно-целевой фактор. 3. Коммуникационный фактор. 4. Фактор нормативного регулирования образовательной деятельности. 5. Социально-экономический статус школы. 6. Фактор многоканального финансирования. 7. Фактор гармоничности распределения прав, полномочий, ответственности среди субъектов и уровней управления. 8. Стабильность управленческих кадров. 9. Фактор автоматизированности управления. 10. Наличие статистики, банков данных. 11. Развитие рефлексивной культуры участников образовательной деятельности. 12. Степень «матричности» в управлении.)

IV. Социальная эффективность. (1. Уровень взаимодействия образовательного учреждения и органов управления с общественными институтами, социальными партнерами. 2. Наличие в системе управления специальных процедур по изучению образовательных потребностей. 3. «Прозрачность» школы для населения. 4. Имидж школы. 5. Фактор участия общественности в управлении образовательной деятельностью.)

Таким образом, можно заключить, что эффективность образовательной деятельности на муниципальном уровне обусловливается большим разнообразием факторов. Анализ данных факторов показывает, что самые важные из них относятся, в основном, к факторам, связанным с: функционированием муниципальной системы управления качеством образования, с реализуемыми в ее рамках процедурами; информационно-методическим обеспечением образовательной деятельности; ее нормативным регулированием; рефлексивными методами контроля качества; разделением прав, полномочий и ответственности в организационных структурах управления; изучением образовательных потребностей, маркетинговыми исследования; управлением ресурсами. Все это обусловливает необходимость проведения отдельных исследований по изучению влияния основных составляющих муниципальной системы управления качеством на эффективность образовательной деятельности.

Библиографический список

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 г. № 393.
  2. Карелина И.Г. Современные модели оценки качества образования в России и за рубежом: аналитический обзор. - Воронеж: ВГУ, 2006. - 181 с.
  3. Бордовский Г.А., Нестеров А.А., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса: Монография. - СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2001. - 169 с.