Вводная часть
С первых уроков необходимо ввести ребенка в мир музыки. Вызывать эмоциональный отклик на музыкальные образы, развивать музыкально-слуховые представления. Работа над разнохарактерными произведениями с учениками младших классов имеет свои отличительные особенности, в зависимости от возраста ребенка. Непринужденное поведение ребенка на уроке поможет найти затрагивающее его воображение название пьесы, образы, ассоциации, которые помогут раскрыть музыкальное содержание произведений.
В занятиях с детьми младшего возраста особое значение имеет яркое, эмоциональное слово и иллюстрация самого педагога.
В музыке черты художественного образа заключаются в совокупности всех элементов музыкальной речи, ее интонационно-мелодическим строением метра, ритма, лада, гармонии, динамики, оттенков, а также композиторским замыслом музыкального произведения.
Цель урока: добиться ровности кантиленного звучания, плавного соединения соседних струн. Закрепить навык владения смычком и постановку правой руки, используя произведения А.К.Лядова «Колыбельная» (из сборника В.Якубовской). Закрепить навыки переходов из первой позиции в третью в Р.н.п. «Дома ль воробей». Четкое исполнение пунктирного ритма в первой части произведения и плавных позиционных переходов во второй части пьесы, эмоционально прочувствовать вопросно - ответную форму и мажорно-минорные переходы.
Задачи урока:
а) образовательные:
- исполнить музыкально-художественный образ произведений;
- закрепить смысловые, штриховые различия;
- активизировать творческий потенциал учащейся
б) развивающие:
- развивать технические и художественные навыки в соединении струн
- развивать умение контролировать свою игру путем слухового контроля; штрих «markato»
- работа над пунктирным ритмом
в) вспомогательные:
- воспитывать музыкальный вкус при исполнении разнохарактерных произведений.
Проблемы учащейся
Левая рука:
- Пальцы левой руки недостаточно прижимают струну, недостаточно активное прижимание пальцев.
- «Окошко» в левой руке зажато.
Правая рука:
- Слабые кистевые движения при смене струн.
- Работать над распределением смычка.
Ход урока
Проверка домашнего задания: знание текста
1. А.Лядова «Колыбельная»
2. Р.н.п. «Дома ль воробей?»
С помощью ведения смычка по открытым струнам достичь гибкости кисти правой руки при смене смычка, а также при соединении соседних струн. Для разработки подвижности пальцев левой руки исполняется гамма и арпеджио с чередованием штрихов.
В «Колыбельной» А.Лядова исправляется педагогом неточная интонация.
В пьесе «Дома ль воробей?» - работа над пунктирным ритмом, уточняется штриховой материал.
Показ педагогом (собственной иллюстрацией) правильного положения правой и левой рук.
Работа нал кантиленой. Определение веса руки, параллельности смычка и его смена, дыхание во фразах, определение художественного образа музыкальных произведений.
Результат урока: В процессе работы на уроке были исправлены интонационные ошибки учащейся. После иллюстрации педагогом произведений в целом и отдельных фрагментов в частности, учащаяся стала интонационно чище исполнять заданные пьесы.
Хронометраж урока
1. Домашнее задание - 10 мин.
2. Работа над пьесой А.Лядова «Колыбельная» - 15 мин.
3. Работа над Р.н.п. «Дома ль воробей?» - 15 мин.
Была проведена работа над штриховым материалом, который подчинен художественному образу. Особое внимание уделялось работе над пунктирным ритмом, над переходами в позицию. Были исправлены интонационные и ритмические ошибки. Для разнообразия штрихового материала были использованы игровые моменты. Урок цели достиг. Учащаяся на следующих занятиях показала хорошие результаты.
Список используемой литературы
- Алексеев А. Работа над музыкальным произведением. М. Музгиз, 1957.
- Баринская А. Начальное обучение скрипача. М.2007.
- Берлянчик Н. Основы воспмтания начинающего скрипача. СПб. 2000
- «Вверх по ступенькам» В.А.Якубовская.
- Выготский Л. Вопросы детской психологии. СПб. 1999.
- Гарлицкий М. «Шаг за шагом».
- Хрестоматия педагогического репертуара». 1-2 кл. вып.1 (сост. М.Гарлицкий, К.Родионов, Ю.Уткин, К.Фортунатов), М. 1988.