Работа над разнохарактерными произведениями в начальный период обучения в классе скрипки

Разделы: Музыка, Дополнительное образование


Вводная часть

С первых уроков необходимо ввести ребенка в мир музыки. Вызывать эмоциональный отклик на музыкальные образы, развивать музыкально-слуховые представления. Работа над разнохарактерными произведениями с учениками младших классов имеет свои отличительные особенности, в зависимости от возраста ребенка. Непринужденное поведение ребенка на уроке поможет найти затрагивающее его воображение название пьесы, образы, ассоциации, которые помогут раскрыть музыкальное содержание произведений.

В занятиях с детьми младшего возраста особое значение имеет яркое, эмоциональное слово и иллюстрация самого педагога.
В музыке черты художественного образа заключаются в совокупности всех элементов музыкальной речи, ее интонационно-мелодическим строением метра, ритма, лада, гармонии, динамики, оттенков, а также композиторским замыслом музыкального произведения.

Цель урока: добиться ровности кантиленного звучания, плавного соединения соседних струн. Закрепить навык владения смычком и постановку правой руки, используя произведения А.К.Лядова «Колыбельная» (из сборника В.Якубовской). Закрепить навыки переходов из первой позиции в третью в Р.н.п. «Дома ль воробей». Четкое исполнение пунктирного ритма в первой части произведения и плавных позиционных переходов во второй части пьесы, эмоционально прочувствовать вопросно - ответную форму и мажорно-минорные переходы.

Задачи урока:

а) образовательные:

  • исполнить музыкально-художественный образ произведений;
  • закрепить смысловые, штриховые различия;
  • активизировать творческий потенциал учащейся

б) развивающие:

  • развивать технические и художественные навыки в соединении струн
  • развивать умение контролировать свою игру путем слухового контроля; штрих «markato»
  • работа над пунктирным ритмом

в) вспомогательные:

  • воспитывать музыкальный вкус при исполнении разнохарактерных произведений.

Проблемы учащейся

Левая рука:

  • Пальцы левой руки недостаточно прижимают струну, недостаточно активное прижимание пальцев.
  • «Окошко» в левой руке зажато.

Правая рука:

  • Слабые кистевые движения при смене струн.
  • Работать над распределением смычка.

Ход урока

Проверка домашнего задания: знание текста

1. А.Лядова «Колыбельная»

2. Р.н.п. «Дома ль воробей?»

С помощью ведения смычка по открытым струнам достичь гибкости кисти правой руки при смене смычка, а также при соединении соседних струн. Для разработки подвижности пальцев левой руки исполняется гамма и арпеджио с чередованием штрихов.

В «Колыбельной» А.Лядова исправляется педагогом неточная интонация.

В пьесе «Дома ль воробей?» - работа над пунктирным ритмом, уточняется штриховой материал.

Показ педагогом (собственной иллюстрацией) правильного положения правой и левой рук.

Работа нал кантиленой. Определение веса руки, параллельности смычка и его смена, дыхание во фразах, определение художественного образа музыкальных произведений.

Результат урока: В процессе работы на уроке были исправлены интонационные ошибки учащейся. После иллюстрации педагогом произведений в целом и отдельных фрагментов в частности, учащаяся стала интонационно чище исполнять заданные пьесы.

Хронометраж урока

1. Домашнее задание - 10 мин.

2. Работа над пьесой А.Лядова «Колыбельная» - 15 мин.

3. Работа над Р.н.п. «Дома ль воробей?» - 15 мин.

Была проведена работа над штриховым материалом, который подчинен художественному образу. Особое внимание уделялось работе над пунктирным ритмом, над переходами в позицию. Были исправлены интонационные и ритмические ошибки. Для разнообразия штрихового материала были использованы игровые моменты. Урок цели достиг. Учащаяся на следующих занятиях показала хорошие результаты.

Список используемой литературы

  1. Алексеев А. Работа над музыкальным произведением. М. Музгиз, 1957.
  2. Баринская А. Начальное обучение скрипача. М.2007.
  3. Берлянчик Н. Основы воспмтания начинающего скрипача. СПб. 2000
  4. «Вверх по ступенькам» В.А.Якубовская.
  5. Выготский Л. Вопросы детской психологии. СПб. 1999.
  6. Гарлицкий М. «Шаг за шагом».
  7. Хрестоматия педагогического репертуара». 1-2 кл. вып.1 (сост. М.Гарлицкий, К.Родионов, Ю.Уткин, К.Фортунатов), М. 1988.