Вопросы интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности обучающихся в довузовских образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации

Разделы: Общепедагогические технологии


В настоящее время важнейшим институтом формирования будущего страны выступает образование. Именно системы школьного и высшего обучения оказывают огромное влияние на конфигурацию сознания подрастающего поколения. Современные образовательные учреждения военного образования (кадетские классы, суворовские и нахимовские училища, военные училища) представляют собой инновационные предприятия, которые формируют будущую социальную среду, уменьшают уровень негативных последствий высоких темпов цивилизационного развития.

Единство науки и образования выступает ключевым фактором для совершенствования профессиональной подготовки будущих патриотов и защитников Отечества. В системе среднего общего образования учебный процесс должен основываться на проведении научных исследований, выполняемых непосредственно обучающимися под руководством профессиональных преподавателей. Однако в предпрофессиональных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации научно-исследовательская деятельность не выступает одним из ключевых компонентов подготовки будущих защитников Родины.

В 20 веке в науке появился единый подход к толкованию дефиниции «интеграция». Данный термин происходит от латинского слова «integratio», означающий «восполняемый» или «целый». Таким образом, интеграция означает совокупность соединенных в единое целое отдельных элементов, частей или компонентов, в дальнейшем связи между которыми укрепляются1. Согласно мнению Кохно П.А., интеграция науки и образования выступает методом совместной деятельности между научными организациями и образовательными учреждениями различного уровня с целью приобретения взаимной выгоды при повышении эффективности от осуществляемой ими образовательной и научной деятельности, а также при подготовке соответствующего кадрового состава, и рационального применения финансовых и материально-технических ресурсов2.

_________________

1 Интеграция [Электронный ресурс] // Этимологический словарь русского языка. - Режим доступа: http://www.tolkslovar.ru/i2880.html (дата обращения: 10.08.2021).
2 Кохно П.А. Инновационная модель: подготовка кадров для высокотехнологичных отраслей // Человек и труд. - 2012. - №2. - С. 56.

В статье 72 части 1 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» излагаются цели интеграции образовательной и научной деятельности в системе военного образования предпрофессиональных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации. Основными целями выступают обеспечение кадрового состава для проведения научных исследований, повышение качества подготовки обучающихся и их привлечение к организации научных исследований под руководством педагогических и науных работников, применение новых знаний и достижений науки и техники в образовательной деятельности3.

_________________

3 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации» [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 20.08.2021).

Существенный вклад в развитие общих вопросов интеграции науки и образования, значению интегрирующих факторов в развитии общества, учебном процессе внесли отечественные и зарубежные философы и учёные прошлого (В.Вернадский, Г.Гегель, И.Кант, Г.Спенсер) и современного периода истории (Б.Кедров, В.Левин, С.Мелюхин, М.Урсул, В.Чепиков). Содержательный анализ интеграционных процессов в образовании и науке представлены в диссертационных исследованиях (П.Васильев, А.Глущенко, А.Козлов, А.Нечаева, С.Сазонова, Т.Торгашин). В разные годы к идее межпредметных связей, объединений педагогических процессов обращались классики научно-педагогической мысли (И.Гербарт, А.Герцен, П Каптерев, Я.Коменский, В.Сухомлинский, К.Ушинский), а также современные исследователи, такие как: Н.Андреева, В.Асриян, Г.Грибан, Л.Деминская, Н.Захарова, А.Зеленяк, Л.Ковальчук, А.Кругляк, С.Рыбак, М.Явоненко4.

_________________

4 Краснобаева И.А. Формирование федеральной сети научно-образовательных центров в условиях интеграции науки и образования // Сервис в России и за рубежом. - 2009. - С.113.

Главными задачами системы современного среднего общего образования в Нахимовском военно-морском училище г. Калининграда являются: раскрытие способностей каждого нахимовца, воспитание порядочного и патриотично настроенного гражданина, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Система обучения в училище построена таким образом, что все обучающиеся смогут самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Становление полноценной, всесторонне развитой личности невозможно без её интеллектуально-культурной базы, ответственность за формирование которой лежит на качественной системе географического образования5.

_________________

5 Васильева Е.Ю. Рассуждения о приоритетных направлениях развития образования и науки в системе современных школьных реформ // Приоритетные направления развития образования и науки. - 2017. - С. 101.

География является основным из учебных предметов общественно-научного цикла, поэтому обладает огромными возможностями для развития научно-исследовательской деятельности нахимовцев. Наиболее значимыми показателями являются: интеграция профессиональных и практических знаний. В основу входят: самостоятельность получения знаний и их возможность творчески перерабатывать. У географии есть уникальные возможности привлекать внимание обучающихся к необычным фактам, процессам, тем самым развивая познавательный интерес. Могут быть использованы различные формы уроков: интегрированные, экскурсии, исследование, лекция, экспедиция, ролевая или деловая игра. Также организация учебной деятельности может быть различной от индивидуальной, парной, до групповой и коллективной, что непосредственно вызывает огромный интерес у нахимовцев, активизируя их познавательную деятельность [4, с. 110].

На уроках географии основным средством обучения выступает карта. При помощи разнообразных заданий можно создать условия для формирования познавательной деятельности нахимовцев на разных уровнях: поисковом и исследовательском, к примеру, создание туристического маршрута или визитной карточки. Данная работа проводилась в группах, обучающиеся выполняли ее в 7 классе. Ими были составлены визитные карточки материков и стран, а также они организовывали виртуальные путешествия по странам Карибского бассейна. Каждая группа собирала необходимый материал по заданной тематике, обрабатывали его и работали над презентациями. Данные уроки позволили более детально погрузиться в жизнь и культуру изучаемых территорий, узнать много нового и интересного дополнительного материала. В 82 классе в рамках урока ОИПД нахимовцы выполняют исследовательскую работу по теме «Путеводитель по памятным местам города Калининграда». После завершения работы ими будет создана карта-схема, которая в дальнейшем может быть использована при организации экскурсионных маршрутов с нахимовцами других классов по территории Калининградской области.

Нахимовцы только учатся заниматься научно-исследовательской деятельностью. Для этого в рамках образовательного процесса реализуется предмет «Основы исследовательско-проектной деятельности» в 8 классах. Несмотря на это некоторые обучающиеся уже достигли определенных результатов, к примеру, в Научно-практических конференциях «IV Арктические Нахимовские чтения» и «Ушаковские чтения - 2021», посвященной 320-летию кадетского образования в России, среди обучающихся довузовских образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, нахимовцы были награждены дипломами 2 степени.

Одной из ключевых проблем в настоящее время стало снижение интереса у подрастающего поколения к занятию научной деятельностью. Данное обстоятельство существенно отразится на развитии научного потенциала государства, занимающегося разработкой и внедрением инноваций, способных обеспечить рост различных высокотехнологичных секторов производства. При этом научный потенциал выступает в качестве одного из основных ресурсов роста в общегосударственном масштабе6.

_________________

6 Слаута А.А. Интеграция образования, науки и производства как основа управления качеством профессионального образования // Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения. - 2019. - С. 444.

Ключевой формой межотраслевой интеграции образования и науки выступает создание учебно-научных комплексов и научно-образовательных центров, что также поспособствует реформированию данный сфер деятельности. Целью создания таких учреждений выступает совместное использование интеллектуального потенциала и материальных ресурсов научных организаций, вузов и довузовских образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации. Правовые предпосылки создания таких структур изложены в положениях Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Согласно материалам, п. 2 ст. 11 данного нормативно-правового акта учебно-методические комплексы могут быть созданы на базе таких учреждений, как: 1) высшие учебных заведений; 2) научных организаций академий наук, имеющих государственный статус; 3) научных организаций министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Однако в положения данного ФЗ не отражено решение ряда основных возникающих проблем, что требует соответствующих доработки со стороны законодателей. Данный нормативно-правовой акт не устанавливает основы их правового статуса, порядок создания, механизмы материально-технического обеспечения и финансирования, полномочия государственных органов исполнительной власти, права высших учебных заведений и научных организаций по их созданию7.

_________________

7 Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О науке и государственной научно-технической политике» [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11507/ (дата обращения: 20.08.2021).

Одним из приоритетных направлений развития в интеграционном процессе науки и образования выступает привлечение образованной молодёжи к организации научно-исследовательской деятельности. Современные выпускники являются движущим механизмом в данной области. Поэтому необходимо выделить эту проблему в отдельное направление работ и мероприятий государственной научной политики. А также заинтересовать подрастающее поколение достижениями российских учёных в областях, где они занимают лидирующие позиции в мире и поддерживать данные научные центры и коллективы. Необходимо сконцентрировать ресурсы международных организаций и фондов, которые способны оказать поддержку при проведении научных исследований на территории Российской Федерации. На этой же базе способствовать продвижению семинаров и молодёжных конференций. Таким образом, для решения проблем интеграции науки и образования необходимо, прежде всего, сблизить подходы и методы государственного регулирования образовательной и научной деятельности8.

_________________

8 Артемьев А.А., Лазарева О.С., Лазарев О.Е. Интеграции образовательного процесса и научной деятельности вузов // Вестник ТвГУ. - 2017. - № 3. - С.128.

Интеграция науки и образования является важным фактором развития отраслей экономики в целом. Конечной целью интеграции науки и образования является обеспечение конкурентоспособности и устойчивого развития национальной инновационной системы на основе эффективного функционирования научно-образовательных структур, создания перспективных инноваций и подготовки высококвалифицированных специалистов.

Библиографический список

Нормативно-правовые акты:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации» [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 20.08.2021).
  2. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О науке и государственной научно-технической политике» [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11507/ (дата обращения: 20.08.2021).

Литература:

  1. Артемьев А.А., Лазарева О.С., Лазарев О.Е. Интеграции образовательного процесса и научной деятельности вузов // Вестник ТвГУ. -2017. - № 3. - С.127-139.
  2. Васильева Е.Ю. Рассуждения о приоритетных направлениях развития образования и науки в системе современных школьных реформ // Приоритетные направления развития образования и науки. - 2017. - С. 99-103.
  3. Интеграция [Электронный ресурс] // Этимологический словарь русского языка. - Режим доступа: http://www.tolkslovar.ru/i2880.html (дата обращения: 10.08.2021).
  4. Кохно П.А. Инновационная модель: подготовка кадров для высокотехнологичных отраслей // Человек и труд. - 2012. - №2. - С. 56-59.
  5. Краснобаева И.А. Формирование федеральной сети научно-образовательных центров в условиях интеграции науки и образования // Сервис в России и за рубежом. - 2009. - С.110.
  6. Слаута А.А. Интеграция образования, науки и производства как основа управления качеством профессионального образования // Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения. - 2019. - С. 442-446.