Описание опыта «Подготовки к итоговой аттестации учащиxся 4-x классов»
Как известно, основная подготовка учеников к сдаче ОГЭ и ЕГЭ идет не только в 9-х классах, типовые задачи следует начинать решать уже с 4-5-х классов. Исключительно важным становится планомерная целенаправленная работа по подготовке к итоговой аттестации учащихся 4 классов в школах с углубленным изучением английского языка, целью которой является приучить учащихся к одному из видов контроля - тестированию и научить их правильно и грамотно оформлять ответы по требованию ОГЭ и ЕГЭ. Такой вид контроля позволяет определить уровень достигнутый учащимися по английскому языку и получить информацию о степени обученности выпускников начальной школы в свете требований государственного стандарта и их подготовленности к обучению в основной школе. А также способствует формированию познавательных, коммуникативных, личностных учебных действий на доступном выпускникам начальной школы уровнем.
Задания состоят из трёх, четырёх разделов проверяющих усвоение основных языковых навыков.(аудирования, чтения, грамматики и письма), а также знания грамматики и лексики. В каждом из них представлены задания разного уровня сложности типа А и В, а в разделе «Письмо»- типа С.
Задача учителя научить школьника слушать и понимать иноязычную речь. Это умение и обозначают термином «аудирование». Аудирование, способность различать и понимать то, что говорят другие, а применительно к учебной работе на уроках иностранного языка - это понимание иноязычной речи на слух во время ее прохождения. Очень хорошим подспорьем при подготовке к разделу "Аудирование "являются сайты "The British Bulldog", а также сайт "The British Council". В последнем, помимо хороших видеоматериалов, подкастов, мобильных приложений, есть и игры, материалы для чтения, упражнения. Можно подбирать уровень (например, B1, A2) этих сайтов можно воспользоваться задания на аудирование могут быть как на множественный выбор, так и на True, False, Not Stated.
e.g.
Listen to the text and answer the questions http://runodog.ru/index/2019_2020/0-122
1. How many magazines does Frank have?
A) One
B) Two
C) Three
D) Four
2. Which magazine is for his brother?
A) Fashion
B) Dragons
C) Explore
D) Science
3. Which magazine did Frank buy for himself?
A) Fashion
B) Dragons
C) Explore
D) Science
4. Where did he buy the magazines?
A) At the supermarket B) At the bookshop
C) At the kiosk
D) From his friend
5. What is Frank interested in?
A) Films
B) Dragons
C) Science
D) Music
6. What is the girl interested in?
A) Films
B) Dragons
C) Science
D) Music
7. What is there in this week's magazine?
A) А poster
B) А notebook
C) А CD
D) А pencil case
8. What was there in the first week's magazine?
A) А poster
B) А notebook
C) А CD
D) А pencil case
9. What will the next week's magazine have?
A) А poster
B) А notebook
C) А CD
D) А pencil case
10. How much is the magazine?
A) £1.50
B) £3.50
C) £5.00
D) £2.50
Учитель-предметник считает, что одним из самых важных этапов подготовки является работа по подбору заданий и приёмов к уроку. При подборе заданий необходимо учитывать особенности мотивации ребёнка, его психологические, возрастные особенности. Правильный подбор упражнений и приёмов для занятий позволяет детям активно участвовать во всем, что происходит на уроке, развивать языковые навыки, речевые умения.
Интерактивные методы - это методы, позволяющие учащимся учиться взаимодействовать между собой. Интерактивное обучение - это обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Но активность педагога должна уступать место активности учащихся. Таким образом, все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, происходит обмен знаниями, идеями.
Интерактивная форма обучения - работа в группах. Например, при подготовке учащихся к выполнению задания по чтению из ОГЭ, я делю детей на группы и даю им тексты, к которым по заданию в КИМ-ах есть вопросы, на которые необходимо ответить True\ False\ Not stated. Вопросы к тексту я не раздаю, только сами тексты, и их задача заключается в следующем: нужно прочитать текст и придумать сообща по три вопроса разных типов: TRUE\FALSE\NOT STATED для другой группы. Таким образом, учащиеся учатся понимать, что такое каждый из этих трёх вопросов и как на него отвечать.
Например:
Прочитайте текст и обведите правильный ответ в заданиях 11-20 (True) правда, (False) не правда и (NotStated) не сказано.
Ann goes to school in London, but she comes from a small town in the middle of Poland. Ann doesn't have any sisters. She's got a brother whose name is Stefan. Stefan is older than Ann. He has blue eyes and his hair is black. On Sunday Ann, Stefan and their friends go to the park, which is near their house. Then Ann and Stefan invite friends to their house to play hide-and- seek. They say, "We are always happy to see our friends on Sundays!" But during the summer holidays Ann and her friends go to Poland. They would like to go there more often.
1. Ann goes to school in London.
a) True
b) False
c) Not stated
2. She comes from a city in the south of Poland.
a) True
b) False
c) Not stated
3. Ann's got a sister whose name is Stefany.
a) True
b) False
c) Not stated
4. Stefan is much younger than Ann.
a) True
b) False
c) Not stated
5. Stefan has blue eyes and his hair is long.
a) True
b) False
c) Not stated
6. On Sunday Ann, Stefan and their friends go to the park, not far from the house.
a) True
b) False
c) Not stated
7. Ann and Stefan invite friends to their house to play badminton.
a)True
b) False
c) Not stated
8. They are always happy to see their friends on Saturdays.
a)True
b) False
c) Not stated
9. During the summer holidays Ann goes to Poland to visit her relatives.
a)True
b) False
c) Not stated
10. They would like to go there more often.
a)True
b) False
c) Not stated
Раздел грамматики нацелен на проверку грамматических знаний за курс начальной школы, подготовка к которым начинается ещё с начала года. Нам в помощь много разных пособий по подготовке к "Итоговой аттестации" (они есть в открытом доступе в Интернет, а также online tests, что очень удобно. Но следует принять во внимание, что материал должен соответствовать изучаемому материалу. В нашем случае это Starlight 4.
e.g.
Choose the correct answer:
21.She is…of all the sisters.
A) tall
B) the tallest
C) taller
22.…are Tom's rules.
A) That
B) This
C) Those
23.I visited London ... 2001.
A)In
B) at
C) on
24.… mother's name is Jane.
A)Mine
B) My
C) Me
25.We have not … olive oil in the bottle
A)some
B) any
C) no
26.There is … tomato in the salad.
A)a
B) an
C) -
27. He … the film yesterday.
A)has seen
B) saw
C) will see
28.Look! Those stars are shining so… .
A) brightly
B)bright
C) brighter
29.My teacher ... happy.
A)was B)were C) are
30.What … leopards eat?
A)are
B)do
C)does
31. How … sugar is there in the cup?
A)many
B) much
C) a lot
32. He … in the pool yesterday.
A)swim
B) to swim
C)swam
33. Her flat is smaller than … .
A)our
B) ours
C)we
34. How … butter do we need for the cake?
A)much
B) many
C) few
35. I was … school yesterday.
A)in
B) at
C) on
36. He has … washed his bike.
A)already
B) yet
C)since
37. I`ve got ... bike. ... bike is red.
A)a, the
B) a. a
C) the, the
38. Has he got a dog? Yes, he … .
A)is
B) has
C) does
39. At the moment Mick … a new car.
A) is driving
B) drives
C) will drive
40. This book is his and that book is … .
a)she
B) her
C) hers
41.Bob bought three … of lemonade .
A) bottles
B) packets
C)jars
42. Mary is … sister.
A) they
B) their
C) theirs
43. These are … grapes.
A) Bills
B) Bill
C) Bill's
44. There are some … in the park.
A)people
B) peoples
C) person
45. It's cold outside . You … wear your gloves .
A) must
B)can
C) mustn't
46. … he like cats?
A)Do
B) Does
C)Don't
47. There is … in the garden.
a)anybody
B) somebody
C) no
48. Could you give… some money?
A)me
B) my
C) mine
49. I don't know … at the party.
A)nobody
B) anybody
C) somebody
50. I haven't got … bread.
a) many
B) a lot of
C) much
Ну и конечно же, «Письмо». Задача учителя здесь - научить или проще сказать, ознакомить с азами написания письма детей, подготовить обучающихся к написанию личного письма, успешному выполнению задания в рамках Итоговой аттестации задания С1. Не секрет, что в современном мире владение письменной речью как коммуникативным видом речевой деятельности является слабым. Люди стали редко писать приглашения, открытки, письма. Данный вид общения ушёл на второй план.о, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку в будущем. А это сложный и длительный процесс, который охватывает формирование и развитие комплекса языковых навыков и речевых умений. Ясно, что для успешной сдачи экзаменов учащимся необходимо не просто знать лексические единицы и грамматические правила, но и владеть способами выражения собственных мыслей на иностранном языке, метапредметными умениями демонстрировать собственное мнение и аргументировать его. Целью подготовки учащихся является развитие продуктивной письменной речи учащихся для выполнения задания, требующего самостоятельной записи ответа \написание личного письма.
Например,
Прочитай письмо от твоей подруги по переписке о её домашнем животном. Напиши щ своём питомце и ответь на три её вопроса. (Какой у тебя питомец? Как он выглядит? Что он любит есть?) |
Dear friend,
I'm writing to tell you about my new pet. It's a cute white rabbit. It's name is Fluffy because it's so soft. What kind of a pet do you have? Fluffy has got big ears, a black nose and ashort tail. What does your pet look like? Fluffy's favourite food is carrots.It also likes lattuce .What does your pet like o eat? Write and tell me.
Yours, Kelly
Учитывая возраст детей и их любовь к рисованию, периодически предлагаю им красиво оформить письмо или нарисовать открытку и дети делают это с удовольствием.
В своей работе я использую следующие обучающие программы:
Для формирования лексических навыков можно использовать программу «quizlet», «The Grammar of Doom» - обучающая игровая программа, направленная на формирование грамматических навыков. Она разработана в форме игры приключения, которая охватывает различные аспекты грамматики. Для обучения диалогической речи и разработана компьютерная программа «Bridge to English», предполагающая формулирование игроком вопросов и ответов в виде реплик диалогов.
На сайте lyricstraining.com работаю в программе, которая позволяет развивать навыки аудирования у детей, а также обогащает их словарный запас. В качестве подготовки к аудированию, систематизации грамматических и развитию навыков чтения незаменимы для нас "The British Bulldog" и "The British Council".
Опыт моей работы по подготовке учащихся к сдаче «Итоговой аттестации» на уроках иностранного языка позволяет проследить динамику происходящих изменений и стабильность результатов. Систематическое использование игр, компьютерных программ на уроках, форме показало, что у учащихся растёт интерес к обучению, развивается познавательная деятельность. Заметно повышается активность учащихся.
Исходя из своего собственного опыта и всего изученного теоретического материала могу сделать вывод, что систематическая работа , разнообразие интересных заданий и творческий подход способствуют достижению основной цели - повышению результативности обучения учащихся, обеспечения их качественной подготовкой к итоговой аттестации посредством совершенствования навыков аудирования, чтения, грамматики, письма и помогают повторить, обобщить и выявить знания по всем разделам, и ознакомить учащихся с экзаменационным форматом, развивать способность ориентироваться в типах экзаменационных заданий, в особенностях их выполнения; сформировать определённые навыки и умения.
Список литературы
- Английский язык. Тесты и задания для итоговой аттестацииза весь курс начальной школы. 4 класс./ С.В.Ларькина. - Издательство «Астрель».
- Итоговая аттестация за курс начальной школы: Повышенный уровень. 4 класс: учебное пособие / Е.Н.Соловова, А.Б.Година, А.М.Демченко. - Обнинск: Титул, 2017. - 56 с.
- Итоговая аттестация тренировочные задания (с ключами). 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений и школ с углублённым изучением английского языка приложением на электронном носителе. / Д.Дули, В.Эванс, Н.Е.Буланкина, Л.Ф.Иванова. - Москва: Express Publishing «Просвещение».
- Английский язык. 4-й класс. Универсальная подготовка к итоговой аттестации: чтение, письмо, лексика, грамматика, аудирование: учебно-методическое пособие / Т.Е.Тихонова. - Ростов н/Д: Легион, 2014. - 224 с. - (Начальное общее образование.)
- Английский язык. Сборник упражнений. 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных школ и шк. с углублённым изучением англ.яз. / Е.В.Сахаров, М.Л.Бахтина, К.К.Романова. - 10-е изд. - М.: Просвещение, 2021 -128 с. - (Звёздный английский).
- Бим И.Л., Биболетова М.З. Английский язык: сб.заданий для проведения экзамена в 9 кл. - М.: Просвещение, 2009.
- Бодоньи М.А. Английский язык. Подготовка к ГИА и ЕГЭ.- Ростов-на-Дону: Легион, 2012.
- Интернет-ресурсы \www\fipi.ru\, http://standart.edu.ru Сборник: Результаты Государственной Итоговой Аттестации \в новой форме\ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования. ГБУ АО ЦОКО, ГАОУ АО ИППК РО., Архангельск, 2013.
- Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. - М.: Просвещение, 2006.
- Трубанева Н.Н., Е.Е.Бабушис, Н.А.Спичко ГИА-2012: Экзамен в новой форме: Английский язык: 9-й кл. - М.: АСТ: Астрель, 2012.