«Читать - это ещё ничего не значит:
что читать и как понимать читаемое -
вот в чём главное дело».
К.Д.Ушинский
Разнообразие приемов работы над текстом и адекватный подбор упражнений - важное условие для развития читательской грамотности учащихся.
Аннотация: данная работа является обобщением материала по формированию читательской грамотности учащихся из опыта работы РМО учителей английского языка Кезского района УР, а также построена на анализе и синтезе информационных статей по данной теме из интернет-источников. Включает в себя богатый арсенал упражнений для работы с различными форматами текстов и развития навыков чтения в разных стратегиях:
- Ознакомительное чтение (еxtensive reading)
- Изучающее чтение (intensive reading)
- Просмотровое чтение (skimming)
- Поисковое чтение (scanning)
Рассматриваемая тема крайне актуальна и будет интересна учителям всех предметов, поскольку формирование читательской грамотности это составляющая функциональной грамотности (умения работать с информацией для решенияповседневных нужд) наряду с общей, математической,естественнонаучной, финансовой, юридической, общественно-политической, компьютерной, информационной и бытовойграмотностью.
В наш информационный век проблема чтения становится государственной. От умения читать и понимать прочитанное зависит успех всего учебного процесса человека независимо от предмета и ступени обучения. Вопросам обучения чтению в образовании всегда придавалось большое значение, однако, задача развития читательской грамотности является новой областью для современной школы и считается одним из главных показателей качества нового образования.
Проанализировав многочисленный материал по теме формирования читательской грамотности: Liz Driscoll "Reading Extra", Jill Hadfield "Elementary Communication Games",10 WAYS TO EXPLOIT READING TEXTS, Б.Блум. «Таксономия образовательных целей: сфера познания»,
- https://kipk.ru/deyatelnost/webinars/2-uncategorised/2315;
- https://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2013/09/29/taksonomiya-urovney-poznaniya-bendzhamina-bluma;
- https://multiurok.ru/blog/etapy-raboty-s-tiekstom-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka.html,
мы пришли к выводу, что основными причинами низкого уровня развития читательской грамотности учащихся, которые учитель способен изменить в рамках недостаточного урочного времени и «плотной» программы являются следующие:
- однотипность заданий;
- игнорирование учителями поэтапного процесса работы над текстом;
- односторонняя направленность упражнений на формат экзамена;
- упущение этапа созидательного применения полученных знаний.
Полагаем, что таким образом обучение ведет лишь к оцениванию, узкому пониманию текста и не способствует развитию читательской грамотности.
При этом под читательской грамотностью понимается способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. (PISА)
Согласно методике обучения чтению овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых (Pre-reading), текстовых (While-reading) и послетекстовых (Post-reading) упражнений. К сожалению, нередко учителя сразу направляют учащихся к чтению текста и выполнению послетекстовых упражнений, оставляя без внимания информацию, скрытую в иллюстрациях, заголовке, в самом задании. У детей не развиваются такие важные умения как догадка и прогнозирование.
Кроме того, стоит отметить, что зачастую УМК предлагают лишь сплошные тексты (описание, повествование, рассуждение). При этом авторы PISА вводят для проверки разнообразные форматы текстов:
- Несплошные тексты. Списки, таблицы, графики, диаграммы, объявления, расписания, каталоги, индексы…
- Смешанные тексты соединяют черты сплошных и несплошных текстов
- Составные тексты соединяют несколько текстов, каждый из которых был создан независимо от другого и является связным и законченным.
Примеры смешанных текстов с заданиями
(из "Elementary Communication Games" Jill Hadfield)
Student A has a list of things to do and see on a visit to York/
Student B has a guide to entertainments and facilities to York /
The object is to find out the necessary information and plan their joint day out
|
У ученика А есть список того, что нужно сделать и посмотреть во время визита в Йорк/
|
- Read the place description and look at the map to decide which town it describes. - Write the name of the town in the right place on the map and draw a line to connect the town with the appropriate plan. - Find out the names of the other towns on the map, and decide which plan belongs to which town |
- Прочитайте описание места и посмотрите на карту, чтобы решить, какой город он описывает.
- Узнайте названия других городов на карте и решите, какой план, какому городу принадлежит. Далее на основе полученной информации строится коммуникация: каждый ученик выбирает себе город, остальные задавая разные вопросы по текстам, должны выяснить, в каком городе «он проживает». |
Пример составных текстов с различными упражнениями
(из "Reading Extra" Liz Driscoll)
В данном случае предлагаются различные форматы текстов по теме «Друг», каждый из которых является завершенным: газетная статья, стихотворение, вебсайт, пословицы, членская карточка, рекламный материал.
Предтекстовые упражнения
- Ask students how they would define the word friend. Encourage students' suggestions but do not confirm their answers at this point. Cпросите учащихся, как бы они определили слово "друг". Поощряйте предложения детей, но не подтверждайте их ответы на этом этапе.
- Explain that you want students to read a dictionary entry for "friend" and their answer. Give each student a dictionary entry. Ask the students to check the definition for friend and to highlight the meaning so that this is separate from the examples. Elicit that friend has to meanings (1 a person whom you like, 2 a person or organization who helps and supports someone or something). Попросите учащихся прочитать для этого словарную статью по слову «друг» и свой ответ. Далее дайте каждому ученику словарную статью. Попросите учащихся проверить определение "друг" и выделить значение. «Приведите детей» к тому, что друг имеет два значения (1- человек, который вам нравится, 2- человек или организация, которые помогают и поддерживают кого-то или что-то)
На текстовом этапе учащиеся заполняют следующую таблицу по текстам
text
|
text type
|
meaning
|
readers
|
reading style
|
F |
website |
2 |
anyone interested in the work of Friends of the Earth |
skim - to find out what the website offers
|
Крайне важно отметить, разнообразие упражнений и творческий подход к составлению заданий для учащихся. Поскольку однотипность упражнений, таких как задания на множественный выбор multiple choice, ведут к шаблонному выполнению упражнений или простому угадыванию.
Пример творческого задания: предлагается прочитать текст о различных грузовиках. Необходимо выделить и выписать в кружок на рис. главную идею текста, затем провести от нее линии к тем грузовикам, о которых говорится в тексте.
Другие примеры творческих заданий для развития читательской грамотности
(из "10 WAYS TO EXPLOIT READING TEXTS")
EXPAND THE TEXT
With short, simple texts, get students to add an adjective in front of every noun /an adverb to every verb etc. For slightly longer texts - before class write (10) extra clauses or sentences that can be inserted into the text. Write these up in jumbled order on the board and get students to add them in the most appropriate places. |
РАЗВЕРНИТЕ ТЕКСТ
|
REDUCE THE TEXT
|
СОКРАТИТЕ ТЕКСТ
|
DEDUCTION
|
ВЫЧЕТ
|
Далее предлагаем набор разнообразных упражнений, которые распределены по этапам работы над текстом.
Итак, предтекстовые упражнения дают предпосылки для понимания и первичного усвоения материала. Их цель - определить (сформулировать) речевую задачу для первого прочтения; создать необходимый уровень мотивации у учащихся; сократить уровень языковых и речевых трудностей.
На данном этапе учитель может использовать следующие приемы работы:
- «мозговой штурм» (Brainstorming and Mind Map)
Фрагмент урока
Think for one minute and remember all the information you know about ART. Then, draw a Mind Map of the information. You shouldn't write whole sentences - just some words or phrases: anything about ARTthat comes to your mind.
В течение одной минуты вспомните всю информацию, которую вы знаете об искусстве. Затем нарисуйте Mind Map по данной информации. Вы не должны писать целые предложения - просто несколько слов или фраз: все, что приходит вам в голову об искусстве. Pupils draw a Mind Map:
предсказывание/предугадывание
- Predict what the title of the story "Gretel" might mean (whether it's a girl, a woman, sb's sister).
-What questions come to mind?
|
-Предположите, что может означать название рассказа "Гретель"
|
"Кey words"
|
«Ключевые слова»
|
"Curiosity" I take some words/collocations from the text and show them to my students. Doing this, I encourage them to speculate on the story |
"Любопытство" Я беру некоторые слова/словосочетания из текста и показываю их своим учащимся. Таким образом, я призываю их поразмышлять над предстоящим рассказом. |
"KWL chart"
K - what we Know, W - what we Want to know, L - what we Learned
|
"Таблица KWL"
К - что мы знаем, Ч - что мы хотим знать, Л - что мы узнали.
|
"Word cloud"
|
"Облако слов" В облаке есть слова из текста. Учащиеся по данным словам пытаются угадать, о чем будет рассказ. Для создания wordcloud используйте https://wordart.com |
ассоциации с иллюстрацией или заголовком текста
- Look at the headings. What do you think we'll learn about while reading the text?
Посмотрите на заголовки. Как вы думаете, о чем мы узнаем, читая текст?
- Try to define the theme of the text according to the scheme, picture, drawings.
Попробуйте определить тему текста в соответствии со схемой, рисунком, рисунками.
выявление имеющихся у учащихся знаний по проблемам, затронутым в тексте, ответы на вопросы и т.д.
2. Использование ассоциаций, связанных с именем автора:
- К какому жанру можно отнести текст?
- Кто будет главным героем, его профессия, национальность?
- Где и в какое время может происходить действие?
В текстовых заданиях обучаемым предлагаются коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое), скорость и необходимость решения определенных познавательно-коммуникативных задач в процессе чтения.
Цель текстовых заданий - проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений; продолжить формирование соответствующих навыков и умений.
Примеры некоторых упражнений и заданий
1. Найди /выбери /прочти /соедини /вставь:
- ответы на предложенные вопросы;
- подтверждение правильности /логичности утверждений;
- подходящий заголовок к каждому из абзацев;
- подходящие по смыслу предложения, пропущенные в тексте;
Delete the first sentence of each paragraph. Write the missing sentences up in jumbled order on the board and get students to add them back into the text in the correct place. |
Удалите первое предложение каждого абзаца. Запишите пропущенные предложения в беспорядочном порядке на доске и попросите учащихся добавить их обратно в текст в нужном месте. |
"Keywords" - write out some words from the text randomly on the board. Children should find basic information about each keyword in the text, for example, the text about Muhammad Ali. Keywords: January, sportsman, twenty one, etc |
«Ключевые слова» - на доске записаны вразброс слова по тексту. Дети должны найти в тексте основную информацию по каждому ключевому слову, например, 5 класс текст о Мухамеде Али. Ключевые слова: January, sportsman, twenty one, и т.д |
"Question words" - question words are written on the board: who, where, when, what, why…Students need to make the questions themselves according to the text and find the relevant information |
«Вопросительные слова» - на доске выписаны вопросительные слова: кто, где, когда, что, почему…Учащимся необходимо самим оформить вопросы по тексту и найти соответствующую информацию |
2. Догадайся:
- о значении слова по контексту;
WORD PARTNERSHIPS
Before class, find (15) useful word partnerships in your chosen text. Write the first word of each partnership down the left-hand side of a piece of paper. E.g. Solve …………
(Don't forget that word partnerships can consist of two or three words, and also that
In class, hand out the text. Allow students time to read and ask questions.
Now get the students to complete the sheet that you prepared by finding the partners
As a follow-up, students can test each other by covering up one of the columns on
|
«словесные партнерства»
|
TEXT QUIZ
When the groups are ready, cover up all copies of the text, then get groups to swap their question sheets and answer each other's questions.
|
Раздайте выбранный текст классу. Дайте им время прочитать его, проверить новые слова и т.д.
|
Put questions into the correct order to reflect the content of the text. |
Поставьте вопросы в правильном порядке, чтобы отразить содержание текста |
Read the text and divide it into parts. Give each a title. |
Прочитайте текст и разделите его на части. Дайте каждому название. |
Look at pictures given.
|
Посмотрите на приведенные иллюстрации. Определите, каким абзацам они соответствуют. |
3. Чтение с остановками
Непременное условие для использования данного приема - найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий.
1 стадия - вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.
2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмыслении) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"
3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.
Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля за степенью сформированности умений чтения и возможного использования полученной информации в будущей профессиональной деятельности.
Их цель - использовать ситуацию текста в качестве языковой (речевой), содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.
Примеры некоторых упражнений и заданий:
1.Опровергни мои утверждения или согласись с ними.
2.Докажи что…
3.Охарактеризуй…
4.Скажи, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста. Обоснуй ответ.
5.С какими из данных выражений был бы согласен автор.
6.Составь план текста, выделяя его основные мысли.
7.Расскажи текст от лица главного героя /наблюдателя и т.д.
8.Кратко изложи содержание текста /составь аннотацию/дай рецензию на текст.
9. Придумай новый конец текста.
Does your friend know about all the issues represented in the text? Write an e-mail telling your friend about the most vital facts which could be useful in studying. |
Напишите электронное письмо своему другу и расскажите о наиболее важных фактах, которые могут быть полезны в учебе. |
Write the annotation / theses on the basis of the text. |
Напишите аннотацию / тезисы на основе текста |
Retell a story from the perspective of a different character in the story (e.g. from the wolf's perspective, not from Little Red Riding Hood's.) |
Перескажите историю с точки зрения другого персонажа в истории (например, с точки зрения волка, а не с точки зрения Красной Шапочки). |
Present the story as a TV news item or newspaper news. |
Представьте данный рассказ в качестве новостной статьи в газете или телевизионной передачи. |
REACTIONS Before class, prepare a list of sentences along the following lines:
What I found most interesting about this text
boring
In class, allow students time to read the text and check out any problems. Then ask them to complete all / some of the sentences from your list.
|
РЕАКЦИИ Перед занятием подготовьте список предложений примерно следующего содержания: Для меня самым интересным в этом тексте было ...
скучным
В классе дайте учащимся время прочитать текст. Затем попросите их завершить предложения из вашего списка. Когда они закончат, разделите их на группы, чтобы обсудить их варианты. |
"Mini-book"
|
"Мини-книга"
|
созидание
В 1956 году Бенджамин Блум написал книгу «Таксономия образовательных целей: сфера познания». Через сорок лет его последователь Лорин Андерсон предложил обновленную версию этой классификации и на вершину пирамиды поставил
Данная схема ярко демонстрирует важность поэтапности в процессе познания, венцом которого является созидание, творение нового на основе полученных знаний. То же самое касается процесса формирования читательской грамотности. К сожалению, мы, учителя очень редко доводим детей до созидательного процесса, из-за чего знания наших учеников непрочные, и то, что ими прочитано, но не применено, не проанализировано, не оценено, быстро и забыто: забываются новые иностранные слова, грамматические правила, законы физики…
Предлагаем познакомиться с фрагментом урока, разработанного учителем англ. яз. Кезского района по формированию читательской грамотности учащихся.