Использование технологии критического мышления на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: технология критического мышления


Термин «критическое мышление» известен давно из работ таких известных психологов, как Дж.Брунер, Л.С.Выготский, Д.Дьюи, Ж.Пиаже.

Критическое мышление - это рефлексивное мышление, которое помогает школьникам самим определить цели обучения, работать с информацией, учится отстаивать собственное мнение на основе своего личного опыта и представлений, доказывать, выражать свои мысли.

Данная технология состоит из 3 стадий:

  • 1 стадия - вызов, когда нужно заинтересовать школьников, замотивировать работать на уроке.
  • 2 стадия - реализация смысла - стадия осмысления, когда основной задачей является получение новых знаний.
  • 3 стадия - осмысление, рождение нового знания, когда ученик демонстрирует изменение знаний от стадии вызова до стадии рефлексии.

Для многих детей английский язык сложный предмет для изучения, поэтому на своих уроках я часто применяю приемы технологии критического мышления. Большое разнообразие приёмов данной технологии позволяет преподносить детям тему творчески, по-новому, используя дифференцированный подход. На уроках приходится дозировать «порции материала», так как не все дети могут работать в одном и том же темпе, не у всех одинаковая техника чтения, словарный запас.

Рассмотрим приемы, наиболее часто, используемые мной на уроках английского языка.

Прием - Ассоциации на доске

Что делают учитель и ученики на уроке

Деятельность учителя

Учитель выписывает на доске в столбик слова-ассоциации к теме урока или к конкретному понятию, которое будет рассмотрено на уроке

Деятельность учеников

Ученики изучают ассоциативный ряд и выдвигают предположения о том, какое понятие они будут изучать сегодня

Виды ассоциативных схем для уроков:

  • Дерево - структурирование сведений, (корни, ветви, плоды).
  • Кластер - В центре рисуется овал, в котором записывается тема урока, вокруг располагаются единицы, определяющие суть главного слова. Данный прием можно использовать при изучении таких тем, как «Виды спорта», «Фрукты», «Овощи», «Цвета».

При изучении темы предлагаю учащимся посмотреть на кластер и высказать свои предположения о том, что могут означать эти слова. Look at the scheme and express your ideas.

Затем учащиеся читают текст и сравнивают свои предположения с информацией в тексте:

I think that …
To my mind …
In my opinion …
I think …
It seems to me that..
I feel…
In my view…
More or less…
I guess that..
To my mind…
It seems to me…
They say that …
Everybody knows that I presume that …
I am sure that…
I absolutely agree that…
I'm absolutely convinced that…
I strongly believe that…

Прием-вопрос к тексту.

Пусть на уроках найдется место открытым вопросам по принципу:

  • вот это мы изучили (I know);
  • вот это я хо ел бы узнать (I'd like to know);
  • вот это я не знаю (I don't know).

Плюс минус

Позволяет учащимся систематизировать и оценить информацию, делая на полях пометки с помощью условных знаков: It's well-known (V), It's new and interesting (+), I don't believe it (-), I need additional information (?).

После систематизации маркированной информации в виде таблицы, проводится обсуждение каждого столбца в парах или группах.

Займи позицию

Учитель зачитывает утверждение, а ученики должны подойти к плакату со словами «Да/Согласен» или «Нет/Не согласен» и аргументировать свою позицию. Хорошо знакомые учителям упражнения типа «Say true, false or don't know» не только решают прагматическую задачу проверки понимания текста, но и способствуют формированию критического мышления.

Круглый стол

Есть две разновидности круглого стола.

  1. Письменный круглый стол. Это метод обучения сообща, при котором лист и ручка постоянно передаются по кругу среди группы участников игры. К примеру, один из партнеров записывает какую-то идею, затем передает лист соседу слева. Тот добавляет к этой идее какие-то свои соображения и передает лист дальше.
  2. Устный круглый стол - метод обучения сообща, проводится он в устной форме. Каждый участник, по очереди, подхватывает и развивает идею, высказанную предыдущим участником.

Концентрация

Школьники делятся на группы. Каждая группа получает текст на листах. Листы перевернуты вниз текстом. По сигналу учителя ученики переворачивают листы. Ученики читают в течение определенного времени (до 2 минут). Затем каждый ученики выписывает в тетрадь то, что запомнил из прочитанного. Далее группа записывает совместный текст на отдельном листе. Выигрывает та команда, которая наиболее полно воспроизведет текст.

Источники информации

В начале урока учитель раздает газеты, журналы или страницы тех изданий, где размещена информация по теме урока. Учитель просит обратить внимание на конкретную информацию, подчеркивая важность ее ежедневного использования. Можно использовать отрывки из художественной и научно-популярной литературы

Зигзаг

Прием для тех случаев, когда ученикам необходимо в короткий срок усвоить большой объем информации. Поэтому учитель разбивает текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Каждая группа получает один и тот же текст. Причем любой участник рабочей группы получает по одному отрывку из текста.

Учитель организует индивидуальную работу. Каждый ученик работает со своей частью текста: прорабатывает информацию, составляет опорный конспект, берет из отрывка самое нужное. Задача ученика - представить своеобразную «выжимку». Сделать это можно по-разному - составить таблицу, схему, инфографику.

На доске записывается вопрос, обращенный в будущее: What will happen at the end? Школьники обмениваются работами, мнениями, выбирают лучший вариант для презентации своей части текста.

Прием - Автор

Педагог предлагает ученикам разработать в группе собственный вариант объяснения новой темы, как если бы они являлись авторами учебника или учителями в школе.

Что делают учитель и ученики на уроке

Деятельность учителя

Учитель инструктирует учеников, распределят их на группы, контролирует корректность выполнения задания.

Деятельность учеников

Ученики работают в группах и составляют собственное объяснение новой темы, интеллект-карту, комментируют ее.

Данные приемы технологии критического мышления используются на уроках английского языка и позволяют увеличить время речевой практики на уроке для каждого обучающегося, независимо от его исходных знаний, развить на уроках такие умения, как гибкость, настойчивость, поиск решений. Учитель стимулирует с помощью технолгии критического мышления ученика изучать и использовать английский язык в дальнейшем в повседневной жизни.

Список использованной литературы

  1. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений. М.: Просвещение, 2011.
  2. Английский язык в школе// English at school. 2013, №3(43), стр. 26-34.
  3. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность/ Под ред. А.А.Миролюбова. - Обнинск: Титул, 2010.
  4. Бим И.Л. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей / И.Л.Бим // Иностранные языки в школе. - 2011. - № 1.