Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний по математике 5-8 классы, исторических сведений из истории математики.
Класс: 6-8 класс.
Цели урока: обобщить и систематизировать знания по математике за курс 5-8 класс.
Задачи урока:
- Развивающие: развитие познавательной активности; формирование логического мышления, внимания и памяти.
- Образовательные: обобщения и систематизации математических понятий, применения полученных знаний при решении задач арифметического, логического, практического содержания.
- Воспитательные: воспитание математической культуры; воспитание ответственности, самостоятельности и умения работать в коллективе.
Методы обучения: Частично-поисковые, словесные, наглядные, самостоятельная работа; фронтальная, индивидуальная, устная, письменная.
Оборудование:
- Для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал
- Для обучающихся: тетрадь
Ход игры
1. Вступительное слово. Знакомство с правилами игры
«Добрый день, ребята!
Сегодня мы собрались для того, чтобы принять участие в математическом брейн-ринге. В игре принимают участие 5 команд. Давайте поприветствуем их. Пожелаем удачи командам и пусть победит сильнейший».
Правила игры: Суть игры заключается в том, чтобы дважды обыграть своих соперников. Только та команда, которая дважды встанет из-за игрового стола победителем тура, станет победителем брейн-ринга.
2. Отборочный тур
Чтобы узнать в каком порядке будут отвечать на вопросы команды, выполним небольшое задание.
Капитаны подойдите ко мне и возьмите для своих команд учебники алгебры с закладками на некоторой странице.
Задание: В учебнике 238 страниц. На какой странице закладка?
Очередность команд устанавливается в зависимости от близости к правильному ответу. СЛАЙД 2.
3. Первый тур
1-я игра.
СЛАЙДЫ 3-7.
1. Как одним словом назвать сумму длин всех сторон? (периметр)
2. Во сколько раз лестница на шестой этаж дома больше лестницы на второй этаж этого же дома?
Решение:
До 6 этажа - 5 пролетов
До второго - 1 пролет
5:1=5
ОТВЕТ: в 5 раз
3. Ее знакомство с математикой произошло в 8 лет, так как стены ее комнаты были оклеены листами с записями лекций по математике. Кто она? (Софья Ковалевская)
2-я игра.
СЛАЙДЫ 8-12.
1. Это слово имеет латинское происхождение, означающее «лен», «льняная нить», «шнур», «веревка». В каком значении мы употребляем его сейчас на уроке математики? (линия)
2. В школе 400 учеников. Почему можно утверждать, что, по крайней мере, у двоих учащихся совпадает День рождения?
Решение: В году 365 или 366 дней, а количество учеников больше (400).
3. Кто является автором учебника для детей под названием «Арифметика»?
4. В каком случае мы смотрим на 3, а говорим 15? (когда определяем время).
3-я игра.
СЛАЙДЫ 13-17.
1. В черном ящике лежит предмет, название которого произошло от греческого слова, означающего «игральная кость». Термин ввели Пифагорейцы, а используется этот предмет в играх меленькими детьми. Что в черном ящике? (кубик).
2. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли через 72 часа ожидать солнечную погоду? (нет, будет ночь).
3. Перед вами портреты древнегреческих учёных, живших в VI-III вв. до н.э. Девизом каждого, кто нашел что-то новое, является слово «Эврика!». Так воскликнул ученый, открыв новый закон. Кто это был?
4. Горели 5 свечей. Две из них потухли. Сколько свечей осталось? (две свечи).
4-я игра.
СЛАЙДЫ 18-23.
1. Расположите единицы длины в порядке убывания.
2. Где в рассуждении допущена ошибка?
В равенстве а2 - а2 = а2 - а2 каждую из частей разложим на множители разными способами: а(а - а) = (а - а)(а + а), а затем обе части разделили на выражение (а - а) и получили а = а + а, или а = 2а? (а - а) = 0, деление на нуль неопределенно.
3. Кто автор учебника «Алгебра 8»:
- Нурк
- Макарычев
- Колмагоров
- Эратосфен?
4. В двух карманах денег поровну, из одного кармана в другой переложили 1 руб. На сколько больше денег стало в этом кармане? (на 2 рубля).
5-я игра.
СЛАЙДЫ 24-28.
1. Как называется часть прямой ограниченная двумя точками? (отрезок).
2. Идёт один человек в другой город и проходит в день по 40 вёрст, а другой человек идёт навстречу ему из другого города и в день проходит по 30 вёрст. Расстояние между городами 700 вёрст. Через сколько дней путники встретятся?
Решение: 700:(40+30)=10 (дней).
3. Кому принадлежат слова «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии» (А.С.Пушкин)
4. Когда козе исполнится 6 лет, что будет? (пойдет седьмой год).
4. Музыкальный конкурс
По окончанию 1 тура проводится музыкальный конкурс на лучшее исполнение песни, в которой встречается число. Повторы не допускаются. Победитель этого конкурса получает сладкий приз.
5. Второй тур
6-я игра.
СЛАЙДЫ 29-33.
1. Какое число в Древнем Риме записывается буквой D? (500)
2. На прямой отметили 10 точек. Сколько образовалось при этом лучей? (20)
3. На могиле этого великого ученого (математика, физика, механика) был установлен памятник с изображением шара и описанного около него цилиндра. Спустя почти 200 лет по этому чертежу нашли его могилу. Кто этот ученый?
4. Почему из Минска в Москву самолет летит 1 час 20 минут, а их Москвы в Минск 80 минут? (1ч 20 мин = 80 мин)
7-я игра.
СЛАЙДЫ 34-38.
1. Назовите английскую меру длины, давшую имя известной героине сказки. (дюйм)
2. Если начертить четырёхугольник и провести в нем диагонали, то сколько треугольников можно увидеть на этом чертеже? (8)
3. Самый долговечный учебник математики принадлежит этому ученому. Свою систему геометрии он создал за 300 лет до нашей эры. Но выводы и теоремы этого ученого изучают в школе и по сей день. «Что и требовалось доказать» - этими словами заканчивается каждое математическоерассуждение великого математика в его учебнике. Кто это?
4. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
8-я игра.
СЛАЙДЫ 39-43.
1. Что такое жидкий кубический дециметр? (1 литр)
2. 2; 3; 6; 11; 18; …
Какое число следующее?
- 19
- 14
- 27
- 21 (27)
4. Три кошки за 3 минуты ловят трёх мышей. Сколько нужно кошек, чтобы за 100 минут поймать 100 мышей? (одна кошка)
9-я игра.
СЛАЙДЫ 44-48.
1. Сколько квадратных сантиметров в квадратном метре? (1м2=100см×100см=10 000см2)
2. Какой знак надо поставить между 2 и 3, чтобы получилось число больше 2 и меньше 3? (2, 3)
3. Три в квадрате равно девяти, четыре в квадрате равно шестнадцати. Чему равен угол в квадрате?
4. В доме 100 квартир. Сколько раз на табличках написана цифра 9? (20)
10-я игра.
СЛАЙДЫ 49-54.
1. Переведите на древнегреческий язык слова «натянутая тетива»? (гипотенуза)
2. У стола 4 угла. Один угол отрезали. Сколько углов осталось? (5 углов)
1. Он изобрел для защиты своего города Сиракузы мощные машины - катапульты, изобрел винт. Кто этот ученый?
2. Сколько нужно сделать распилов, чтобы разделить бревно на 4 части? (3)
6. Дополнительный тур
7. Подведение итогов
«Сегодня в нашей игре победила команда ребят, которая смогла благодаря своей сплоченности, а также знаниям первой набрать заветное число баллов. Кто с интересом изучает математику и систематически выполняет домашнее задание, тот не испытывал сегодня затруднений в игре. И для него победа стала заслуженной. На память о нашей игре победителям вручаются призы».
До свидания! До следующих встреч!