Конспект урока по русскому языку в 4-м классе. Тема урока: «Части речи. Повторение»

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: русский язык, части речи


Тип урока: закрепление изученного материала.

Цель:

  • обобщать и систематизировать знания о частях речи;
  • развивать умения устанавливать связи между ними, сравнивать их по существенным признакам, распознавать и правильно употреблять в речи.

Планируемые результаты.

Метапредметные:

  • регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; работать по плану, корректировать свою деятельность;
  • коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему мнению в ходе парной и коллективной работы под руководством учителя, высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других;
  • познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах и преобразовывать ее из одной формы в другую, строить рассуждения;
  • личностные: эмоциональность, умение чувствовать красоту и выразительность речи, интерес к изучению языка.

Предметные результаты:

  • умение распознавать части речи;
  • умение определять морфологические признаки частей речи, обобщать и классифицировать по ним;
  • находить и различать части речи в предложениях и тексте.

Формы работы обучающихся: фронтальная, в паре, групповая.

Необходимое техническое оборудование: компьютер для учителя, таблица «Части речи», письма-загадки, план выступления учащихся, тема урока, самостоятельные и служебные части речи, вопросы.

Этапы урока

Содержание урока (работа учителя)

Работа учеников (ответы учеников)

I. Актуализация знаний

Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
Всему название дано -
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.
И всё, что может видеть глаз -
Над нами и под нами,-
И всё, что в памяти у нас,-
Означено словами.

Сколько чудесного и таинственного прячется за этими словами. Язык, на котором мы говорим, очень богат.

Задание 1. Словарная работа.
На доске слова из словаря.
- Что это за слова?
- 1-й вариант - выписать слова, отвечающие на вопросы где? когда? как? откуда? куда?
2-й вариант - выписать слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?
- Скажите, а чем отличаются данные слова?

- Дети выписывают слова в тетрадь.

- Они отвечают на разные вопросы и являются разными частями речи.

II. Тема и цели урока (стадия «вызова» по ТРКМ) - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить дальше? Сформулируйте тему урока.
- А тема для вас новая?
- Да, вы правы. Наши последние уроки мы посвящаем повторению того, что учили в течение года.
- О разных частях речи.
- Нет, мы уже ее изучали.
- Поставьте учебные задачи. В конце урока мы к ним вернемся и обсудим, достигли ли мы поставленных задач.
- Давайте вспомним, на какие группы делятся части речи?
- Учащиеся формулируют задачи урока.

- Назовите самостоятельные и служебные части речи.

Задание №2. «Письма загадки».
- Ребята, я вам приготовила загадки о частях речи. Каждая группа получит загадку, прочитает, обсудит и определит о какой части речи говорится.

- Самостоятельные и служебные
- Имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение, имя числительное
- Предлог, союз, частица.
План выступления.
1. Часть речи.
2. Что обозначает?
3. На какие вопросы отвечает?
4. Морфологические признаки.
- Дети читают, обсуждают и приходят к выводу, какая это часть речи.
1. Привет! Я - самостоятельная часть речи. У меня есть число, падеж и род. Род у меня постоянный, он не меняется. Я могу обозначать явления природы, растения или животных. А в предложении я часто стою рядом с предлогом, мы дружим. Догадались, кто я? - Имя существительное.

- Какие морфологические признаки у имени существительного?

- Вставьте слова в пословицы.
1. Дареному (коню) в зубы не смотрят.
2. Когда (рак) на горе свистнет.
3. (Лес) рубят - щепки летят.
4. Не плюй в (колодец)- пригодится воды напиться.
5. Большому (кораблю) - большое плавание.
- Прочитайте и объясните смысл пословиц.
- Определите, какой частью речи является каждое слово, которое вы вставили в пословицу. Спишите эти слова.

- Имеет постоянные признаки (одуш. - неодуш., род, склонение), изменяется по числам и падежам.
2. Добрый день! Я - самостоятельная часть речи. Дети знают, что у меня есть падеж, число и род. Только они у меня непостоянные. Обычно у меня есть слово-командир. Оно командует, в каком числе роде или падеже мне стоять. Узнали меня? - Имя прилагательное.
- Какие морфологические признаки у имени прилагательного?
- Я называю имя существительное, а вы пишите подходящее по смыслу прилагательное.
Слова: солнце, небо, день, лето, море, ветер, настроение, книга.
Определить род прилагательных
- Род, число, падеж
3. Здравствуйте! Я - самостоятельная часть речи. У меня может быть род, время, лицо, число. Род есть только в прошедшем времени. Меня очень легко отличить от других частей речи - по времени. Узнали меня? - Глагол.
- Какие морфологические признаки у глагола?
- Выбери глагол в неопределенной форме:
а) ходит;
б) смеется;
в) думать;
г) читал.
- Выполните морфологический разбор данного глагола.
- Время, лицо, число, (род в прошед. вр.)
4. Привет! Я - служебная часть речи. Я не обозначаю ни действия, ни предмета, зато я служу для связи слов в предложении. Мои друзья - имя Существительное и имя Прилагательное. Они самостоятельные части речи, а я служебная. Узнали меня? Назовите предлоги, которые вы знаете. Составьте предложение с предлогом. Выделите его. - Предлог.
5. Я о себе такого мненья - огромна роль моя:
Я делу отдаюсь сполна. Я заменяю имена.
Я заменяю известную часть речи. Узнали вы меня?
- Местоимение.
- Какие морфологические признаки у местоимения?
- Допишите личные местоимения.
Пришёл к …., беседовал с …., торопился ко …., подумал обо …., бежал от …., говорил с ….., возвратился от …, мелькнул надо …..
- Род, число, падеж.

6.

Иногда бывает вам желательно
Действие или признак пояснить.
Это значит: нужно обязательно
Наречие на помощь пригласить.
- Найди лишнее слово.
Слева, левый, правый.
Скучно, скучать, веселиться.
Рано, ранний. Поздний.
- Какие слова лишние?
- Почему?
- Какие еще части речи вы знаете?

- Наречие

III. Рефлексия

Задание №5. «Веришь - не веришь».
1.Имя существительное имеет спряжение (нет)
2.Имя прилагательное обозначает признак предмета (да)
3.Предлог это самостоятельная часть речи (нет)
4.Имя числительное отвечает на вопрос который? (да)
5.Глагол имеет склонения (нет)

Взаимопроверка

Давайте подведем итог.
- Над какой темой работали?
- Какую учебную задачу ставили?
- Продолжите предложения:
- Больше всего мне понравилось…
- Самым интересным на уроке было…
- Эти знания мне пригодятся…
- Спасибо всем за урок! Молодцы, работали активно, повторили самое главное. На следующих уроках продолжим эту работу.

Дети отвечают на вопросы учителя, подводятся итоги урока.