Использование платформы "Обучение на основе интервью" на уроках истории

Разделы: История и обществознание


Платформа состоит из 2 глав: «Биографии» и «Исторический контекст». Основа ресурса - 6 биографических фильмов с респондентами, которые представляют различные группы жертв нацистского принудительного труда: «восточные рабочие», евреи, советские военнопленные, участники польского Сопротивления, немцы-коммунисты, а также молодые граждане Франции.

Каждый биографический фильм создан на основе видеоинтервью из архива «Принудительный труд 1939-1945. Воспоминания и история» и длится до 30 минут. К фильму поставлен ряд заданий, в том числе повышенной сложности. К заданиям предлагаются материалы, которые помогают познакомиться с биографией респондента и историческим контекстом. Это фото, видео, документы, а также информационные тексты касательно отдельных мест, личностей, исторических событий. В онлайн-платформе использованы материалы российских, немецких, польских и израильских архивов. Часть из этих материалов вводится в научный оборот в России впервые. Интервью каждой из глав сопровождается краткой биографией и биографической картой. Также в помощь учителю и ученику предлагаются словарь терминов и временная шкала.

Работу с платформой можно начинать как с контекстного фильма, так и с биографий. Фильм призван ввести в тему нацистского принудительного труда или же наоборот обобщить полученные знания.

В нижней части главной страницы находится облако тегов. Если кликнуть на любой из них, откроется список вопросов, в котором это слово упоминается.

Каждая глава в разделе «Биографии» содержит:

  • краткий биографический фильм).
  • интерактивное содержание фильма по главам и полнотекстовая транскрипция. Благодаря данным функциям можно удобно организовать полный или частичный просмотр фильма, вернуться к определенному эпизоду, а также понять логику построения биографического фильма на основе интервью; задания.

Они представлены в трех разделах: «Узнать», «Осмыслить», «Обсудить». Кликнув на задание, можно увидеть вопросы с окном для ответа и прикрепленные к ним дополнительные материалы. В разделе «Обсудить» находятся и дополнительные вопросы повышенной сложности.

Отвечать на вопрос можно непосредственно в рабочем окне, используя таблицу, текст, дополнительные материалы или отрывок из фильма. Чтобы вырезать необходимый отрывок из видео и вставить его в рабочее окно, необходимо кликнуть по окну, тогда в нижней части видео появится значок ножниц. Нажав на них, нужно определить начало и конец нужного отрывка, а затем кликнуть на знак скрепки. Видео автоматически появится в рабочем окне. Когда задание будет выполнено, следует под рабочим окном нажать на надпись «Сохранить».

В онлайн-платформе использованы материалы российских, немецких, польских и израильских архивов - Российского государственного архива социально-политической истории, Государственного архива Российской Федерации, архива Государственного музея Аушвиц-Биркенау, Федерального архива Германии, архива Мемориального комплекса Яд Вашем, архива Международной службы розыска в Бад Арользен и пр. Часть из этих материалов впервые вводится в оборот в России.

«Словарь» является тематическим. В нем содержится около 200 понятий, имен собственных и топонимов, связанных со Второй мировой войной и/или биографиями респондентов, а также специфическая лексика узников нацистских лагерей. В тексте толкований есть внутренние ссылки, перенаправляющие к другим понятиям, что делает процесс познания новой лексики более полным и удобным.

«Временная шкала» делится на две смысловые части: «История ХХ века» и «Принудительный труд». Она содержит в хронологическом порядке даты и краткое описание исторических событий с начала Первой мировой войны до 2015 г., их необходимо знать в контексте изучения темы нацистского принудительного труда. После нажатия на название события открывается полный текст.

В разделе меню «В помощь учителю» можно познакомиться со сборником «Принудительный труд 1939-1945. Опыт международного проекта».

Использование платформы в учебном процессе:

  1. Темы уроков истории: «Вторая мировая война», «ВОВ», «Экономика войны», «Апогей сталинизма».
  2. Темы уроков обществознания: «Тоталитарные режимы», «Права человека», «Правовое государство».
  3. Исследования по истории и обществознанию.
  4. Воспитание: «День памяти жертв фашизма», «День памяти жертв политических репрессий», «День прав человека».