«Великая цель образования - это не знания, а действия»
Гербер Спенсер
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих систему наук. В обучении географии память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российских школ по уровню фактических знаний, заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на примере знаний в практических, жизненных ситуациях, ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений. Значит, вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным в данное время. Необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применить. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье - результаты деятельности, а деятельность - это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат - знания), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся (результат - умения). Конструктивно выполнять эти задачи на уроках географии помогает технология деятельностного метода.
Деятельностный метод - это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом. В условиях данного метода к обучению человек, личность выступает как активное творческое начало. Обучать деятельности - значит делать учение мотивированным, учить ребёнка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства её достижения, помогать ребёнку, сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Деятельностный метод предполагает, что человек в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. осуществлять какую-либо деятельность: учебно-исследовательскую, поисково-конструкторскую, творческую и др. На первый план здесь выходит деятельность учащихся, а знания являются необходимым условием выполнения этого вида деятельности. Задачей обучения становится формирование способов действий, обеспечивающих результат учебной деятельности.
Прежде всего, надо развести два понятия - Действие и Деятельность.
Действие возникает, когда человек совершает физическое или умственное усилие, направленное на решение конкретной задачи.
Деятельность - это особая форма социальной активности человека, возникшая у него в исторический период существования и обеспечивающая его нормальное существование и развитие как культурного, современного цивилизованного человека.
В процессе социализации человека происходят взаимные переходы между действиями и деятельностью. Например:
Теория учебной деятельности возникла на базе нескольких общепсихологических теорий. Основоположниками учебной деятельности считаются Л.С.Выгодский, А.Н.Леонтьев, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин.
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем последние рассматриваются на основе деятельностного метода к образованию.
Применительно к процессу обучения географии это означает, что учебный процесс на каждом своем этапе - от планирования курса, отдельного его раздела или темы - до этапа итогового контроля - должен ориентироваться на развитие личности обучающихся на основе овладения ими способами деятельности, и прежде всего, - на основе освоения обобщенных способов учебной деятельности при изучении конкретного географического материала.
Технология деятельностного метода включает в себя следующую последовательность шагов:
1. Самоопределение к деятельности:
- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность;
- выделяется содержательная область.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности:
- актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий;
- тренировку соответствующих мыслительных операций.
3. Постановка учебной задачи.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
5. Первичное закрепление.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
7. Включение в систему знаний и повторение.
8. Рефлексия деятельности.
Деятельностный метод в обучении основан на принципах:
1) комплексной реализации практических и образовательных умений и навыков учащихся (предметные умения, умение общаться, умения коллективной деятельности, сознательное усвоение материала);
2) коммуникативной направленности - создание условий общения: отбор материала, мотивов коммуникации, коммуникативных упражнений (игровые формы вызывают желание общаться);
3) коллективного взаимодействия, предполагающего формирование группы партнеров, умеющих соотносить свои действия с действиями других (своих партнеров).
Хочу привести пример по использованию технологии деятельностного метода.
На первом этапе «Самоопределение к деятельности» организуется положительная мотивация ученика к деятельности на уроке. Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная цель (если цель абстрактна, непонятна, то интереса к содержанию урока не будет). А ещё ни что так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивление. Вот некоторые примеры:
Урок в 6 классе по теме «Вода на Земле»: «Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ!.. А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде, что не замечаем её свойств».
Сценарий урока по теме «Земля - планета Солнечной системы»
Первый этап «Самоопределение к деятельности»: отвечаем на вопросы перед §3, стр.7 и проводим игру «Земля - Солнце» (один ученик - Солнце, у него фонарик, второй ученик работает с глобусом).
Этап «Актуализация знаний и фиксация затруднения»: смена дня и ночи - понятна, а вот причины, приводящие к изменению времен года - нет.
На этапе «Постановка учебной задачи» рассматриваем, какие изменения происходят на Земле на «главных» параллелях? Идёт работа в парах с глобусом и текстом учебника.
Этап «Построение проекта выхода из затруднения». Заполняем таблицу по ходу работы: 22 декабря - С. тропик, С. полярный круг, Ю. полярный круг, времена года по полушариям.
На этапе «Первичное закрепление» выделяем пояса освещённости, работая с картами атласа и текстом учебника.
«Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону», ученики отвечают на вопросы после §3.
«Включение в систему знаний и повторение», опять используем задания учебника после §3, задания в рабочей тетради на стр.7
Этап «Рефлексия деятельности» можно проводить, работая с текстом параграфа, проведение небольшого теста, учащиеся делают выводы.
Дома ученики выполняют творческое задания №3 стр.9 учебника, это тоже в дальнейшем может перерасти в неплохую исследовательскую
работу.
Наиболее эффективными с точки зрения организации исследовательской деятельности являются уроки с использованием технологии деятельностного метода. При таком обучении дети сами обнаруживают противоречие между имеющимся и новым знанием и ищут пути и способы его разрешения. При такой организации работы, ученик перестаёт быть пассивным объектом, а становится активным участником образовательной деятельности. Новые знания, приобретённые самостоятельно, усваиваются глубоко и прочно.
Функциями учителя при деятельностном методе становится постановка задач, организация деятельности обучающихся, управление этой деятельностью и экспертиза полученных результатов. При использовании деятельностного метода резко растёт эффективность обучения, т.к. содержание, рассказанное учителем, через пять минут будет наполовину забыто, а через неделю в памяти ребёнка останется лишь небольшая часть от этих знаний. Но если ученик приложил личные усилия к добыванию этого содержания, то оно станет его достоянием надолго.
Творческие, мыслящие люди начинают формироваться ещё в школе. Чтобы научить ребёнка мыслить, исследовать, действовать, нужно научить его решать проблемы, большие и не очень, на каждом уроке. Географии принадлежит одно из ведущих мест в обучении мышлению и формированию исследовательской активности. Строить работу в этом направлении мне помогает одно из основных положений педагогической науки: интерес активно развивается, если удовлетворяется естественное стремление ученика «открывать» новое и вырабатывать собственные суждения. На уроках учащиеся предпочитают выполнять такие задания, в которых они могут проявить себя, показать свои знания и умения. Например, при изучении внутренних вод Африки создаю проблемную ситуацию, которая предполагает дальнейшую исследовательскую деятельность обучающихся:
- Почему вода в бессточном озере Чад пресная?
На первом этапе осознания проблемы учащиеся вскрывают противоречие, заложенное в вопросе. Они знают, что все сточные озёра, как правило, пресные. Отсутствие стока ведёт к засолению озера. Так учащиеся выявляют противоречие. Оно может быть разрешено с помощью гипотезы: отсутствие поверхностного стока в озере должно было привести к засолению его вод, но этого не произошло. Видимо, сток всё же существует. Далее следуют доказательства гипотезы. Конечно, доказательства обучающихся должны быть дополнены учителем, т.к. у школьников недостаточно знаний для полного ответа.
Ещё один пример, при рассмотрении климата Африки задаю вопрос: «Почему лучше всего отдыхать в Северной Африке весной?» Этот вопрос вызывает интерес у ребят, т.к. носит практический характер. Очень важно, чтобы предлагаемые задания были доступными, интересными, жизненно значимыми по содержанию и вместе с тем интеллектуальными.
Разрабатывая проблему самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, нужно помнить, что работа на уроках не должна быть односторонней. Обычно учитель задаёт вопросы: «Как называется…?», «Что такое…?» и т.д. Эти вопросы важны для запоминания и тренировки памяти, но они не способствуют развитию исследовательской деятельности учащихся, а, следовательно, необходимо задавать и познавательные вопросы, которые начинаются со слов «Почему…?», «Можно ли…?», «Являются ли…?», «Зависит ли…?» и т.д. Например, «Почему движется воздух?» или «От чего зависит погода?». Ответы на эти вопросы предполагают высокую активизацию мышления. Отвечая, обучающиеся повторяют, закрепляют, учатся анализировать факты, строить гипотезы, делать выводы, применять теоретические знания для решения практических задач.
Меня как учителя постоянно волнует желание сделать изучение географии практически осмысленным и необходимым детям. Стараюсь находить такие формы работы на уроках, через которые мои ученики увидели бы практическое значение своих знаний. Например, при изучении пищевой промышленности в 9 классе за неделю до урока даю задание: составить список продуктов, которые были куплены за неделю, рассмотреть географию их производства, и конечно, стоимость. На уроке после разговора о роли пищевой промышленности прошу проанализировать домашнее задание по плану:
- Выявить отрасли, ориентирующиеся на сырьё. Почему?
- Выявить отрасли, ориентирующиеся на потребителя. Почему?
- Какие импортные продукты питания мы употребляем и почему?
После этого обсуждаем, делаем выводы, т.е. находим ответы на вопросы самостоятельно, не заглядывая в учебник. Такие уроки проходят интересно, динамично, ведь главные действующие лица здесь - сами учащиеся.
Организации исследовательской деятельности может быть продолжена и за пределами уроков географии. Готовимся к участию в школьной научно-практической конференции. Такая работа с учащимися также носит практическую направленность.
Таким образом, использование технологии деятельностного метода создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач.
И в заключение хочу напомнить слова академика Александра Львовича Минца «Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать».