Современные школьники ежедневно сталкиваются с большим объемом текстовой информации. Ее восприятие и понимание вызывают у учащихся значительные трудности. Текст на уроках английского языка - важный источник накопления лексического и грамматического материала, а также основа обучения всем видам речевой деятельности. Задача педагога - научить работать с текстом. Смысловое чтение - один из обязательных компонентов метапредметных результатов, формируемых на уроке иностранного языка. Для достижения успеха в формировании навыка смыслового чтения разумно применять технологию развития критического мышления.
Технология развития критического мышления «помогает ученику овладеть способами работы с информацией, вдумчивого чтения, структурирования материала, умением задавать вопросы, постановки и решения проблем, рефлексивного письма, помогает овладеть методами групповой работы, умением аргументировано вести дискуссию». [5, с.25-26]
Технология развития критического мышления включает в себя три стадии: evocation (вызов), realization (осмысление новой информации), reflection (рефлексия). На первой стадии мы мотивируем учащихся, создаем ассоциации и используем имеющиеся знания по изучаемой теме. На втором этапе идет осмысленное чтение или слушание, то есть непосредственная работа с текстом. А на третьей стадии происходит анализ, интерпретация, творческая обработка материала. Эти этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.
Чтобы помочь ученикам разобраться в материале урока через анализ информации педагог может использовать методический прием «Фишбоун. Профессор Каору Исикава разработал схему «Фишбоун» как метод структурного анализа причинно-следственных связей. Метод развивает навыки работы с информацией, умение ставить и решать проблемы. В процессе обучения данный прием помогает учащимся разложить тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбий скелет». Этот «скелет» можно расположить вертикально или горизонтально. В голову «скелета» вписывается проблема, вопрос, тема, которые подлежат анализу, сравнению, обсуждению. В самом «скелете» с одной стороны фиксируются основные понятия темы, причины, с другой (напротив) - подтверждающие факты или суть понятий, указанных в схеме. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме.
Рассмотрим применение технологии развития критического мышления на уроке английского языка Food Technology в 6 классе (УМК Spotlight). На стадии вызова преподаватель подводит учащихся к формулировке темы урока (Healthy food или Food pyramid), а затем к прогнозированию содержания текста (I think the text is about healthy eating (healthy diet). В этом хорошо помогает наглядный материал.
Следующий этап - это непосредственное чтение текста. Учитель может использовать различные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое) в зависимости от цели и задач урока. На этой стадии применяются разные приёмы чтения: медленное чтение текста с выделением ключевых слов, понятий, определений; выделение известных и новых понятий; определение новых слов по контексту.
Третий этап - это этап трансформации текста. Мы представляем текст в форме плана, схемы или таблицы. Это можно сделать, используя методический прием «Фишбоун». В голову «скелета» мы записываем тему Healthy food или healthy diet (Схема 1).
Схема 1
Слева размещаем основные категории продуктов, а справа витамины и вещества, содержащиеся в них. Анализируя, мы приходим к выводу, что здоровье человека определяется правильным сбалансированным питанием. Вывод записываем в «хвосте»: If you eat a balanced diet, you will feel great, look great and always be happy.
В процессе работы происходит активизация и усвоение новых лексических единиц, развитие связной речи. Ученикам легко составлять предложения, соединяя две части. Схема - это опора для пересказа. Она поможет в решении коммуникативной задачи. Данный урок является предпоследним в изучении темы «Food and Refreshments» и направлен на развитие навыков монологической речи. Актуальность урока заключается в его высоком воспитывающем потенциале. Материал урока направлен на формирование ценностей здоровья, правильного питания.
В первый раз схема составляется совместно с учителем. Далее можно практиковать групповую, парную, индивидуальную работу по трансформации текста.
При изучении темы Holiday plans в 6 классе (УМК Spotlight) можно составить две схемы Fishbone. В первой схеме мы делаем акцент на видах отдыха в Москве (Holiday activities in Moscow). Все виды отдыха размещаем слева, а места отдыха - справа (Схема 2). Подводим итог: You can have a great time in Moscow.
Тема второй схемы - достопримечательности Москвы. Слева находятся виды достопримечательностей, а справа - примеры (Схема 3). Записываем вывод: Moscow has a lot of sights which are worth visiting.
Данные схемы перекликаются и дополняют друг друга. Это опоры-помощники в развитии умений монологической речи на основе прочитанного, развитии умений написания личного письма.
Схемы 2-3
Приведем пример еще одной схемы, которую можно составить на уроке «Тeen camps» в 7 классе (УМК Spotlight). Тему записываем в треугольник. Слева располагаются виды лагерей для подростков, а справа занятия в них (Схема 4). Формулируем вывод: You can learn new activities in teen camps.
Схема 4
Главные преимущества методического приема «Фишбоун» - в уменьшении объема информации и быстром запоминании материала на основе зрительных образов. Переработка информации каждым школьником при составлении графической схемы позволяет говорить о понимании и восприятии информации. Использование технологии «Фишбоун» развивает умения учащихся анализировать текст, выделять ключевые понятия и логические связи между ними, обобщать и делать выводы.
Литература
- Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. - СПб.: Альянс - Дельта, 2003.
- Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.
- Метод "Фишбоун" (Рыбий скелет): что это такое, формы работы на уроке и примеры [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedsovet.su/metodika/priemy/5714
- Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / под ред. Миролюбова А.А. - Обнинск: Титул, 2010.
- И.В. Муштавинская Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учебно-методическое пособие. - СПб.: КАРО, 2014.