Цель: учить правильно писать заглавную и строчную буквы Зз, упражнять в написании соединений, формировать орфографическую зоркость, развивать речь и внимание.
Планируемые результаты:
- Личностные: осознавать алгоритм своего действия; переводить внешнюю речь на внутренний план.
- Познавательные: наблюдать за обозначением звуков [з], [з'] буквами Зз; самостоятельно находить нужную информацию в материалах прописи, использовать её для решения учебно-познавательных задач; понимать и выполнять задания, представленные графически.
- Регулятивные: осваивать способы написания и соединения письменных букв; контролировать процесс письма и оценивать свою работу.
- Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.); уметь объяснять свои действия (способ написания).
Оборудование: презентация, пропись 3 «Хочу хорошо писать» (Н.С.Кузьменко, Н.М.Бетенькова).
Ход урока
1. Организация класса
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работать будем старательно.
Слушать будем внимательно.
2. Актуализация опорных знаний
Звуковой анализ, выделение звука, мотивация освоения письменной буквы.
Слайд 2 с анимацией. Презентация
- Откроем прописи на стр. 30. Рассмотрите рисунок.
- Кого и в какое время года вы видите?
- Рассмотрите схемы слов. Какой звук выделим в каждом слове? (первый).
- Произнесите слово зайка шёпотом, выделите звук, дайте ему характеристику. Отметьте условным знаком. Какой буквой обозначим?
- Произнесите слово зимой шёпотом, выделите звук, дайте ему характеристику. Отметьте условным знаком. Какой буквой обозначим?
- Сможем написать под схемой? (да - нет: ответы могут быть разные. Дети могут сказать, что можем вписать печатную. Тогда можно спросить, а письменную букву можем написать.)
- Почему? (мы не умеем писать строчную букву З)
Вписать печатные буквы под значками звуков
- Чему мы будем сегодня учится на уроке? (писать строчную и заглавную букву З)
- И начнём мы со строчной буквы з.
3. Освоение строчной буквы
а) анализ образца строчной буквы, тренировка в написании.
- Рассмотрите строчную букву з в рамочке
- Из каких элементов состоит? (Дети называют элементы.)
Слайд 3 с анимацией
- Посмотрите написание буквы.
Слайд 4 с анимацией
Самостоятельная запись буквы: по серому шрифту, по пунктирной линии.
- А теперь - три раза самостоятельно.
На следующей строке дети самостоятельно пишут букву й 3 раза по 3 буквы, т.е. 9 раз.
б). Рассматривание соединений новой буквы с последующими, выбор той или иной буквы в зависимости от соединения, вписывание выбранной буквы и обведение по серому шрифту
Слайд 5 с анимацией
- Рассмотрите первую букву з. Есть ли чёрточка для вписывания элемента? (нет). Почему?
(з бывают слова, в которых буква «з» будет последней)
- Смотрим на следующую букву. Соединение какое? (среднее). Какую букву допишем? (е)
- Смотрим на следующую букву. Соединение какое? (нижнее). Какую букву допишем? (я)
- Следующее соединение какое? (верхнее) Буквы? (у, и, ы)
- В следующем соединении, какую букву можно добавить? (о, а, э, с). Выберите одну, напишите самостоятельно.
- Рассмотрите сочетания на следующей строке. Обведите по серому контуру, соединив буквы.
в) письмо слов под диктовку.
Слайд 6 с анимацией
- Мы потренировались в письме буквосочетаний, теперь попробуем себя в письме слов.
Запишите слово: зайка, морозы, зима.
4. Освоение заглавной буквы
а) мотивация освоения письменной буквы.
Слайд 7
- Рассмотрите картинку на странице 30.
- О чём нам хотел рассказать художник? (О том, как люди помогают животным зимой.)
- Придумайте предложение. (Дети придумывают предложения.)
- Послушайте моё: «Зина кормит зверей».
- Сможем мы его записать? Почему нет? (Мы не умеем писать заглавную букву)
- Значит, какова вторая учебная задача? (Научиться писать заглавную букву З)
- Зачем? (Чтобы мы смогли записывать предложения)
б) анализ образца буквы и тренировка в написании.
Слайд 8 с анимацией
Рассмотрите образец написания заглавной буквы З.
Слайд 9 с анимацией
- Из каких элементов состоит? Обведите их по серому шрифту. Обведите букву по серому контуру и пунктирным линиям допишите строчку до конца.
На следующей строке самостоятельно пропишите.
в) Рассматривание соединений новой буквы с последующими, выбор той или иной буквы в зависимости от соединения, вписывание выбранной буквы и обведение по серому шрифту.
- Первое соединение? (нижнее). Самостоятельно допишите букву. Какие буквы написали?
- Второе соединение? (среднее) С какой буквой? Напишите.
- Третье соединение? (верхнее) С какой буквой? Напишите.
- Второе соединение? (верхнее с возвратом) С какой буквой? Напишите.
- Рассмотрите сочетания на следующей строке. Обведите по серому контуру, соединив буквы.
г) письмо предложения под диктовку
Слайд 10 с анимацией
- А теперь мы можем записать предложение: Зина кормит зверей?
- Сколько слов в предложении? (3)
- Как будем писать первое слово? (С большой буквы)
- Что поставим в конце предложения? (Точку)
Дети записывают предложение под диктовку
- Проверяем.
5. Закрепление письма строчной и заглавной букв
Слайд 11 с анимацией
а) Тренировочные упражнения: обведение слов по серому цвету с вписыванием слогов. Подчёркиваем опасные места, отмечаем безударные гласные
- Что делает Зина на другой картинке (с. 31)? (Отдыхает, идёт на горку.)
- Прочитайте предложение под картинкой. Догадайтесь, как зовут вторую девочку? (Соня.)
- Потренируйтесь в письме новой буквы и уже изученных.
- Обведите по серому цвету предложения со вставкой нужных букв и слогов.
- Проверяем.
б) Списывание напечатанного предложения. Подчеркнуть опасные места.
- Проверяем.
6. Подведение итогов урока
а) вписывание на серую черту в рамке изученных букв и обведение по серому цвету известных с устным пояснением, какие звуки они могут обозначать;
Слайд 12 с анимацией
- Итак, наш урок подходит к концу.
- Дайте характеристику новым звукам. Какими буквами обозначим? Какие буквы мы допишем после схемы? (З, з)
б) оценка каждым учеником своей работы.
Слайд 13
- Просмотрите всю свою работу в прописи: как буквы, так и слова.
- Оцените правильность работы и красоты написания.
- Спасибо всем, кто старался, активно работал на уроке. Они помогли нам сделать урок интересным.
- Урок окончен.