Конспект урока русского языка в 1-м классе по теме "Письмо букв Зз»

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: русский язык, УМК «Гармония»


Цель: учить правильно писать заглавную и строчную буквы Зз, упражнять в написании соединений, формировать орфографическую зоркость, развивать речь и внимание.

Планируемые результаты:

  • Личностные: осознавать алгоритм своего действия; переводить внешнюю речь на внутренний план.
  • Познавательные: наблюдать за обозначением звуков [з], [з'] буквами Зз; самостоятельно находить нужную информацию в материалах прописи, использовать её для решения учебно-познавательных задач; понимать и выполнять задания, представленные графически.
  • Регулятивные: осваивать способы написания и соединения письменных букв; контролировать процесс письма и оценивать свою работу.
  • Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.); уметь объяснять свои действия (способ написания).

Оборудование: презентация, пропись 3 «Хочу хорошо писать» (Н.С.Кузьменко, Н.М.Бетенькова).

Ход урока

1. Организация класса

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работать будем старательно.
Слушать будем внимательно.

2. Актуализация опорных знаний

Звуковой анализ, выделение звука, мотивация освоения письменной буквы.

Слайд 2 с анимацией. Презентация

- Откроем прописи на стр. 30. Рассмотрите рисунок.

- Кого и в какое время года вы видите?

- Рассмотрите схемы слов. Какой звук выделим в каждом слове? (первый).

- Произнесите слово зайка шёпотом, выделите звук, дайте ему характеристику. Отметьте условным знаком. Какой буквой обозначим?

- Произнесите слово зимой шёпотом, выделите звук, дайте ему характеристику. Отметьте условным знаком. Какой буквой обозначим?

- Сможем написать под схемой? (да - нет: ответы могут быть разные. Дети могут сказать, что можем вписать печатную. Тогда можно спросить, а письменную букву можем написать.)

- Почему? (мы не умеем писать строчную букву З)

Вписать печатные буквы под значками звуков

- Чему мы будем сегодня учится на уроке? (писать строчную и заглавную букву З)

- И начнём мы со строчной буквы з.

3. Освоение строчной буквы

а) анализ образца строчной буквы, тренировка в написании.

- Рассмотрите строчную букву з в рамочке

- Из каких элементов состоит? (Дети называют элементы.)

Слайд 3 с анимацией

- Посмотрите написание буквы.

Слайд 4 с анимацией

Самостоятельная запись буквы: по серому шрифту, по пунктирной линии.

- А теперь - три раза самостоятельно.

На следующей строке дети самостоятельно пишут букву й 3 раза по 3 буквы, т.е. 9 раз.

б). Рассматривание соединений новой буквы с последующими, выбор той или иной буквы в зависимости от соединения, вписывание выбранной буквы и обведение по серому шрифту

Слайд 5 с анимацией

- Рассмотрите первую букву з. Есть ли чёрточка для вписывания элемента? (нет). Почему?

(з бывают слова, в которых буква «з» будет последней)

- Смотрим на следующую букву. Соединение какое? (среднее). Какую букву допишем? (е)

- Смотрим на следующую букву. Соединение какое? (нижнее). Какую букву допишем? (я)

- Следующее соединение какое? (верхнее) Буквы? (у, и, ы)

- В следующем соединении, какую букву можно добавить? (о, а, э, с). Выберите одну, напишите самостоятельно.

- Рассмотрите сочетания на следующей строке. Обведите по серому контуру, соединив буквы.

в) письмо слов под диктовку.

Слайд 6 с анимацией

- Мы потренировались в письме буквосочетаний, теперь попробуем себя в письме слов.

Запишите слово: зайка, морозы, зима.

4. Освоение заглавной буквы

а) мотивация освоения письменной буквы.

Слайд 7

- Рассмотрите картинку на странице 30.

- О чём нам хотел рассказать художник? (О том, как люди помогают животным зимой.)

- Придумайте предложение. (Дети придумывают предложения.)

- Послушайте моё: «Зина кормит зверей».

- Сможем мы его записать? Почему нет? (Мы не умеем писать заглавную букву)

- Значит, какова вторая учебная задача? (Научиться писать заглавную букву З)

- Зачем? (Чтобы мы смогли записывать предложения)

б) анализ образца буквы и тренировка в написании.

Слайд 8 с анимацией

Рассмотрите образец написания заглавной буквы З.

Слайд 9 с анимацией

- Из каких элементов состоит? Обведите их по серому шрифту. Обведите букву по серому контуру и пунктирным линиям допишите строчку до конца.

На следующей строке самостоятельно пропишите.

в) Рассматривание соединений новой буквы с последующими, выбор той или иной буквы в зависимости от соединения, вписывание выбранной буквы и обведение по серому шрифту.

- Первое соединение? (нижнее). Самостоятельно допишите букву. Какие буквы написали?

- Второе соединение? (среднее) С какой буквой? Напишите.

- Третье соединение? (верхнее) С какой буквой? Напишите.

- Второе соединение? (верхнее с возвратом) С какой буквой? Напишите.

- Рассмотрите сочетания на следующей строке. Обведите по серому контуру, соединив буквы.

г) письмо предложения под диктовку

Слайд 10 с анимацией

- А теперь мы можем записать предложение: Зина кормит зверей?

- Сколько слов в предложении? (3)

- Как будем писать первое слово? (С большой буквы)

- Что поставим в конце предложения? (Точку)

Дети записывают предложение под диктовку

- Проверяем.

5. Закрепление письма строчной и заглавной букв

Слайд 11 с анимацией

а) Тренировочные упражнения: обведение слов по серому цвету с вписыванием слогов. Подчёркиваем опасные места, отмечаем безударные гласные

- Что делает Зина на другой картинке (с. 31)? (Отдыхает, идёт на горку.)

- Прочитайте предложение под картинкой. Догадайтесь, как зовут вторую девочку? (Соня.)

- Потренируйтесь в письме новой буквы и уже изученных.

- Обведите по серому цвету предложения со вставкой нужных букв и слогов.

- Проверяем.

б) Списывание напечатанного предложения. Подчеркнуть опасные места.

- Проверяем.

6. Подведение итогов урока

а) вписывание на серую черту в рамке изученных букв и обведение по серому цвету известных с устным пояснением, какие звуки они могут обозначать;

Слайд 12 с анимацией

- Итак, наш урок подходит к концу.

- Дайте характеристику новым звукам. Какими буквами обозначим? Какие буквы мы допишем после схемы? (З, з)

б) оценка каждым учеником своей работы.

Слайд 13

- Просмотрите всю свою работу в прописи: как буквы, так и слова.

- Оцените правильность работы и красоты написания.

- Спасибо всем, кто старался, активно работал на уроке. Они помогли нам сделать урок интересным.

- Урок окончен.