Открытый урок по теме "Информация и информационные процессы"

Разделы: Информатика, Мастер-класс

Ключевые слова: информатика


Цель урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Информация и информационные процессы» и формирование практических навыков нахождения количества информации, используя алфавитный подход к измерению информации.

Задачи урока:

Учебная:

  • Обобщение и систематизация знаний.

Развивающая:

  • Развитие познавательного интереса, логического мышления, речи и внимания учащихся, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.
  • Формирование информационной компетентности.

Воспитательная:

  • Воспитание у учащихся интереса к предмету, доброжелательности, умения работать в коллективе.

Ход урока

1. Организация класса

Здравствуйте!

- Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Какая операция с информацией была совершена? (Каждый передал и принял информацию в виде улыбки)

- Подумайте, почему сосед вам улыбнулся. Какое действие с информацией вы совершили? (Мы обработали информацию)

- Приведите пример с улыбкой, чтобы была реализована операция хранения информации (Сделать фотографию, зарисовать, сохранить в памяти)

- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Информация и информационные процессы)

- Сегодня мы отправимся в путешествие.

- Проверим, насколько вы усвоили знания при изучении данной темы.

- Пересядьте так, чтобы у вас оказались фигуры одинаковые по цвету, выбранные вами при входе в класс. Получилось 2 группы . Выберите экспертов.

- На парте лежит лист самоконтроля, на котором вы будете ставить баллы за каждое задание, в соответствии с указанными критериями. А эксперты будут оценивать работу группы и выставлять 1 балл за каждое правильно выполненное задание.

2. Основная часть

- Собираясь в путь, вспомните правила техники безопасности при работе за компьютером?(1-5 правил) Называют.

Перед уроком курьер принёс вам 2 конверта, откройте их и выполните задания.

- Будьте внимательны! Приступаем! (Учитывается быстрота и правильное выполнение задания)

(Выполняют задание и получают информацию о маршруте)

Компьютер № 3

Папка «Мои документы» --- Папка «Задание для 8 класса» - файл «Угадай 1»

Откройте, распечатайте на принтере Xerok 310 число копий 1

Компьютер № 8

Папка «Мои документы» --- Папка «Задание для 8 класса» - файл «Угадай 2»

Откройте, распечатайте на принтере Xerok 310 число копий 1

- Что получилось у вас при выполнении задания?

- Молодцы!

У вас есть маршрут, по которому вы будете путешествовать. После посещения городов и правильно выполненного задания, вы получите ключ - разгадку к высказыванию.

Первый город, который встретился на вашем пути это - Город Мыслителей!

- В этом городе нужно собрать все знания и ответь на вопросы. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Желающие начать первыми?

(Отвечают на вопросы, и высвечивается ответ)

  • Команда №1 получает слово (Кто)
  • Команда №2 получает слово (Общества)

Город Неразгаданных Тайн

Каждая команда решает задачу, тексты, которых лежат на парте. Учитывается правильность выполнения задания, и быстрота.

На доске пишут решение эксперты. Но решают задачи другой команды.

Задача 2. Информационное сообщение объёмом 4 Кбайт содержит 4096 символов. Сколько символов содержит алфавит этого сообщения?

Дано:
I=4 Кбайт К=4096 символов

Решение:
N=2i, i-?
I=K*i
i=I/K i= (4*1024*8)/4096=8 бит
N=28=256

N-?

Ответ: 256 символов содержит алфавит

Задача 3. Информационное сообщение объёмом 3 Кбайт, написанное 16 символьным алфавитом. Какое количество символов в этом сообщении?

Дано:
I=3 Кбайт N= 16 с

Решение:
N =2i, i-?
i=4 бит
I=K*i
K = I/ i =(3*1024*8)/4= 6144 символа
K = 6144 символа

К-?

Ответ: 6144 символа содержит сообщение

(Дети решают задачи на нахождения информационного объёма информации) Задачи выводятся на экране. Решения пишут на доске.

  • слово №1 (миром)
  • слово №2 (сила)

Город Отдыхай

Проводиться физминутка (на доске высвечивается физминутка)

- отдохнули продолжаем даль наше путешествие.

  • Слово 1 - тот владеет
  • Слово 2 - движущая

Город Эрудитов

Cледующее задание разгадайте кроссворд по теме "Информация и информационные процессы". Что странного в этом кроссворде? Кроссворд проецируется на экран.

(Нет вопросов)

- Правильно. Чтобы появились вопросы, необходимо перевести величину из одной единицы измерения информации в другую. Если вы переводите правильно, то появляется вопрос в кроссворде.

Переводят и разгадывают кроссворд на доске.

- Какую оценку вам выставил компьютер? Если вы безошибочно ответили на все вопросы, то это оценка "Молодец! Отлично)" - 5

Ключевое слово у вас получилось - слово информация. Оно и добавляется к словам

- Город Шифрования

- Вы любите сказки? Назовите любимых героев сказок?

- Одной из операций с информацией является - кодирование - своеобразное представление информации. Вам предлагается текст, в котором спрятались персонажи из известных вам произведений!

Каждой команде предлагается как можно больше разгадать и затем назвать персонажей.

Читаем текст и разгадываем.

«Персонажи сказок»

Жил-был мальчик, никогда не расстававшийся со своей большой одноцветной шляпой. Он дружил с девочкой, носившей яркий чепчик. Однажды утром к друзьям пришёл человек с газетой, в которой была заметка о неизвестном мохнатеньком зверьке с большими ушами. Друзья заинтересовались заметкой и отправились на поиски зверя. Они и не догадывались, с какими приключениями вскоре столкнуться. Первым, кто попался им навстречу, был странный человек, говоривший с куском дерева. На несколько секунд он отвлёкся от разговора и подсказал путникам дорогу, а чтобы те не заблудились, дал им друзьям мячик. Мячик прямиком поскакал в царство славного царя, ведя за собой наших героев. Дойдя до ворот царства, они увидели, что его охраняет человек из железа и с ломиком, а сверху несёт вахту существо с банкой варенья и то ли с ватрушкой, то ли с вертушкой за спиной.

Вместе с мальчиком и его подружкой в царство вошли мужчина, много бороздивший моря, и дедушка, рассказывающий по ночам волшебные сказки. Миновав ворота, путники увидели зверя с опилками в голове. Он проводил путешественников до крыльца, на котором стояла девочка в платье василькового цвета. В знак пришествия с миром путешественники подарили живой амулет, приносящий в дом счастье. В ответ царь устроил пир на весь мир. (14)

Проверяем …. (Незнайка, Красная Шапочка, почтальон Печкин, Чебурашка, папа Карло, царь Салтан, железный Дровосек, Карлсон, Синбад-мореход, Оле Лукойе, Мальвина, домовёнок Кузя)

команде «1» (владеет)

- Слово команде №2 (развития)

- Посмотрите на карту, все ли города посетили?

- Какой город у вас остался?

Город Хранитель Мысли

- Вы должны составить высказывание из слов, которые вы получили

Составление высказывания из слов.

  • Кто владеет информацией, тот владеет миром. Уинстон Черчилль
  • Информация - движущая сила развития общества. Академик Ви́ктор Миха́йлович Глушко́в

- Как вы понимаете смысл этих высказываний?

Вывод: Мы доказали с вами что информация и информационные процессы помогут вам в жизни.

3. Рефлексия

Прошу вас высказаться о вашем участие на уроке, об информации, которую вы получили сегодня. Оформим ваши высказывания в форме стенгазеты.

  • Если урок вам понравился - выбираем желтый цвет стикера
  • Если на уроке у вас остались не решенные вопросы - цвет выбираем голубой.
  • Если же урок не понравился и материал остался для вас непонятным - цвет красный.

Оформление стенгазеты - рефлексия урока

  • В чем возникли у вас затруднения?
  • Какой материал не вызвал у вас затруднений.

Выставление оценок

(Пока выполняют работу, я выставляю оценки по листочкам самоконтроля)

Домашнее задание:

При работе над домашним заданием, вы еще раз повторить основные формулы, необходимые при нахождении количества информации, а так же еще раз повторите алгоритм перевода из одной единицы измерения информации в другую.
Подготовитесь к контрольной работе.

Мне хочется закончить наш урок следующим пожеланием

  • Я слышу - я забываю,
  • Я вижу - я запоминаю,
  • Я делаю - я понимаю.

Лист самоконтроля