Цель урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Информация и информационные процессы» и формирование практических навыков нахождения количества информации, используя алфавитный подход к измерению информации.
Задачи урока:
Учебная:
- Обобщение и систематизация знаний.
Развивающая:
- Развитие познавательного интереса, логического мышления, речи и внимания учащихся, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.
- Формирование информационной компетентности.
Воспитательная:
- Воспитание у учащихся интереса к предмету, доброжелательности, умения работать в коллективе.
Ход урока
1. Организация класса
Здравствуйте!
- Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Какая операция с информацией была совершена? (Каждый передал и принял информацию в виде улыбки)
- Подумайте, почему сосед вам улыбнулся. Какое действие с информацией вы совершили? (Мы обработали информацию)
- Приведите пример с улыбкой, чтобы была реализована операция хранения информации (Сделать фотографию, зарисовать, сохранить в памяти)
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Информация и информационные процессы)
- Сегодня мы отправимся в путешествие.
- Проверим, насколько вы усвоили знания при изучении данной темы.
- Пересядьте так, чтобы у вас оказались фигуры одинаковые по цвету, выбранные вами при входе в класс. Получилось 2 группы . Выберите экспертов.
- На парте лежит лист самоконтроля, на котором вы будете ставить баллы за каждое задание, в соответствии с указанными критериями. А эксперты будут оценивать работу группы и выставлять 1 балл за каждое правильно выполненное задание.
2. Основная часть
- Собираясь в путь, вспомните правила техники безопасности при работе за компьютером?(1-5 правил) Называют.
Перед уроком курьер принёс вам 2 конверта, откройте их и выполните задания.
- Будьте внимательны! Приступаем! (Учитывается быстрота и правильное выполнение задания)
(Выполняют задание и получают информацию о маршруте)
Компьютер № 3
Папка «Мои документы» --- Папка «Задание для 8 класса» - файл «Угадай 1»
Откройте, распечатайте на принтере Xerok 310 число копий 1
Компьютер № 8
Папка «Мои документы» --- Папка «Задание для 8 класса» - файл «Угадай 2»
Откройте, распечатайте на принтере Xerok 310 число копий 1
- Что получилось у вас при выполнении задания?
- Молодцы!
У вас есть маршрут, по которому вы будете путешествовать. После посещения городов и правильно выполненного задания, вы получите ключ - разгадку к высказыванию.
Первый город, который встретился на вашем пути это - Город Мыслителей!
- В этом городе нужно собрать все знания и ответь на вопросы. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Желающие начать первыми?
(Отвечают на вопросы, и высвечивается ответ)
- Команда №1 получает слово (Кто)
- Команда №2 получает слово (Общества)
Город Неразгаданных Тайн
Каждая команда решает задачу, тексты, которых лежат на парте. Учитывается правильность выполнения задания, и быстрота.
На доске пишут решение эксперты. Но решают задачи другой команды.
Задача 2. Информационное сообщение объёмом 4 Кбайт содержит 4096 символов. Сколько символов содержит алфавит этого сообщения?
Дано:
|
Решение:
|
N-? |
Ответ: 256 символов содержит алфавит |
Задача 3. Информационное сообщение объёмом 3 Кбайт, написанное 16 символьным алфавитом. Какое количество символов в этом сообщении?
Дано:
|
Решение:
|
К-? |
Ответ: 6144 символа содержит сообщение |
(Дети решают задачи на нахождения информационного объёма информации) Задачи выводятся на экране. Решения пишут на доске.
- слово №1 (миром)
- слово №2 (сила)
Город Отдыхай
Проводиться физминутка (на доске высвечивается физминутка)
- отдохнули продолжаем даль наше путешествие.
- Слово 1 - тот владеет
- Слово 2 - движущая
Город Эрудитов
Cледующее задание разгадайте кроссворд по теме "Информация и информационные процессы". Что странного в этом кроссворде? Кроссворд проецируется на экран.
(Нет вопросов)
- Правильно. Чтобы появились вопросы, необходимо перевести величину из одной единицы измерения информации в другую. Если вы переводите правильно, то появляется вопрос в кроссворде.
Переводят и разгадывают кроссворд на доске.
- Какую оценку вам выставил компьютер? Если вы безошибочно ответили на все вопросы, то это оценка "Молодец! Отлично)" - 5
Ключевое слово у вас получилось - слово информация. Оно и добавляется к словам
- Город Шифрования
- Вы любите сказки? Назовите любимых героев сказок?
- Одной из операций с информацией является - кодирование - своеобразное представление информации. Вам предлагается текст, в котором спрятались персонажи из известных вам произведений!
Каждой команде предлагается как можно больше разгадать и затем назвать персонажей.
Читаем текст и разгадываем.
«Персонажи сказок»
Жил-был мальчик, никогда не расстававшийся со своей большой одноцветной шляпой. Он дружил с девочкой, носившей яркий чепчик. Однажды утром к друзьям пришёл человек с газетой, в которой была заметка о неизвестном мохнатеньком зверьке с большими ушами. Друзья заинтересовались заметкой и отправились на поиски зверя. Они и не догадывались, с какими приключениями вскоре столкнуться. Первым, кто попался им навстречу, был странный человек, говоривший с куском дерева. На несколько секунд он отвлёкся от разговора и подсказал путникам дорогу, а чтобы те не заблудились, дал им друзьям мячик. Мячик прямиком поскакал в царство славного царя, ведя за собой наших героев. Дойдя до ворот царства, они увидели, что его охраняет человек из железа и с ломиком, а сверху несёт вахту существо с банкой варенья и то ли с ватрушкой, то ли с вертушкой за спиной.
Вместе с мальчиком и его подружкой в царство вошли мужчина, много бороздивший моря, и дедушка, рассказывающий по ночам волшебные сказки. Миновав ворота, путники увидели зверя с опилками в голове. Он проводил путешественников до крыльца, на котором стояла девочка в платье василькового цвета. В знак пришествия с миром путешественники подарили живой амулет, приносящий в дом счастье. В ответ царь устроил пир на весь мир. (14)
Проверяем …. (Незнайка, Красная Шапочка, почтальон Печкин, Чебурашка, папа Карло, царь Салтан, железный Дровосек, Карлсон, Синбад-мореход, Оле Лукойе, Мальвина, домовёнок Кузя)
команде «1» (владеет)
- Слово команде №2 (развития)
- Посмотрите на карту, все ли города посетили?
- Какой город у вас остался?Город Хранитель Мысли
- Вы должны составить высказывание из слов, которые вы получили
Составление высказывания из слов.
- Кто владеет информацией, тот владеет миром. Уинстон Черчилль
- Информация - движущая сила развития общества. Академик Ви́ктор Миха́йлович Глушко́в
- Как вы понимаете смысл этих высказываний?
Вывод: Мы доказали с вами что информация и информационные процессы помогут вам в жизни.
3. Рефлексия
Прошу вас высказаться о вашем участие на уроке, об информации, которую вы получили сегодня. Оформим ваши высказывания в форме стенгазеты.
- Если урок вам понравился - выбираем желтый цвет стикера
- Если на уроке у вас остались не решенные вопросы - цвет выбираем голубой.
- Если же урок не понравился и материал остался для вас непонятным - цвет красный.
Оформление стенгазеты - рефлексия урока
- В чем возникли у вас затруднения?
- Какой материал не вызвал у вас затруднений.
Выставление оценок
(Пока выполняют работу, я выставляю оценки по листочкам самоконтроля)
Домашнее задание:
При работе над домашним заданием, вы еще раз повторить основные формулы, необходимые при нахождении количества информации, а так же еще раз повторите алгоритм перевода из одной единицы измерения информации в другую.
Подготовитесь к контрольной работе.
Мне хочется закончить наш урок следующим пожеланием
- Я слышу - я забываю,
- Я вижу - я запоминаю,
- Я делаю - я понимаю.