Проект по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе «Моя семья»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: младшая группа


Вид проекта: информационно-творческий, групповой, краткосрочный.

Участники проекта:воспитанники младшей группы, родители воспитанников, учитель-дефектолог, воспитатели, музыкальный руководитель.

Актуальность проекта: воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого формируется индивидуально. Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребёнка - семье.

Патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребёнка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке - это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Цель проекта: формирование у детей младшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств; формирование духовно-нравственного отношения к своей семье. Привлечь родителей к работе над реализацией проекта.

Задачи:

  • Формирование первичных представлений о семье (умение называть и узнавать членов семьи на фото, рассказывать о семейных традициях, составлять короткий рассказ о семье). Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным к тем, кто о них заботится. Учить радовать своих родных, оказывать посильную помощь.
  • Способствовать вовлечению родителей воспитанников (законных представителей) в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи. Формировать интерес к работе, умение предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины и цвета, самостоятельно находить место деталей в аппликации.
  • Учить детей выполнять ритмический рисунок. Закрепить умение рисовать округлые формы.
  • Учить выполнять простые постройки по образцу. Учить различать и называть строительные детали (кубик, крыша и их цвет).
  • Способствовать развитию интереса детей к поэтическому и музыкальному творчеству. Учить выполнять простейшие ритмические упражнения с помощью разнообразных «звучащих» жестов (топать ногой, хлопать в ладоши). Учить выполнять под музыку простейшие упражнения пальчиковой гимнастики. Учить подпевать отдельные слова песни, фраз, интонирование по подражанию взрослому.
  • Учить заучивать небольшие четверостишия.
  • Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (мама, папа, ребёнок). Развивать мелкую моторику рук через продуктивные виды деятельности. Развивать у детей любознательность, память, внимание, коммуникативные навыки.
  • Воспитывать доброжелательные отношения между родителями и сверстниками, интерес к общему замыслу и согласованию действий. Способствовать созданию благополучной атмосферы дома, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребёнок будет чувствовать себя желанным и защищённым.
  • Обогащать и активизировать словарь детей. Стимулировать речевое и личностное развитие детей. Формировать диалогическую речь

Ожидаемые результаты.

  • Данный проект позволит получить детям необходимую информацию о своей семье: знать членов семьи по именам, рассказывать о семейных традициях, составлять короткий рассказ о своей семье.
  • Активизировать желание родителей участвовать в жизни группы.
  • Установятся более тесные взаимоотношения между детьми и родителями.
  • Активизируется словарь детей.

Первый этап - подготовительный

Подбор художественного литературы: пословиц, стихов, рассказов, загадок, по теме проекта.

Сбор наглядного материала, фотографий, плакатов.

Подбор музыки, песен.

Модель трех вопросов: «Что мы знаем?», «Что мы хотим узнать?», «Как мы это сделаем?» С целью выявления уровня знаний о семье.

Разработали паутинку и изобразили на листе бумаги.

Второй этап - основной

Реализация проекта осуществлялась по пяти образовательным областям:

Социально-коммуникативное развитие

  • Составление рассказа о семье по семейным фотографиям «С кем я живу».
  • Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «В гости к бабушке и дедушке едем на автобусе».
  • Рассказ: «Как вести себя дома».

Познавательное развитие

  • Беседы с детьми о семье.
  • Беседа «Наша дружная семья».«Праздники в моей семье»,
  • Фотовыставка «Моя семья».

Речевое развитие

  • Д/И: «Назови правильно», «Какая моя мама, папа», «Назови ласково», «Покажи и назови», «Что умеют делать мама, папа».
  • Чтение: А.Барто «Машенька», Д.Габе «Моя семья». «Моя бабушка» С.Капупикян, «Мама» Ю.Яковлев, «Заплатка» Н.Носов, «Благодарю тебя мама» В.Босов, «Разговор о маме» Н.Саконская, «Я маму люблю».

Художественно-эстетическое развитие

  • Лепка: «Печенья для моей семьи».
  • «Бусы для мамы», «Солнышко для мамы»
  • Конструирование: «Дом», «Гараж для папы».
  • Танец: О.Н.Васьковская «Ложечки», песня: Е Прякина «Ключик в сердце».

Физическое развитие

  • Подвижные игры: ««Самолёты», «Наседка и цыплята»,«Воробушки и автомобиль». Упражнения: Ходьба по снежному валу. Метание снежков. Прыжки на двух ногах. Ходьба приставным шагом боком. Перепрыгни через ров.

Третий этап - итоговый

Интегрированное занятие «Наша дружная семья».

- Дети, посмотрите, что за домик тут стоит? Мы постучим, и узнаем, кто там живёт. Тук-тук, никого?

Что-то никто не открывает, постучу еще разок: тук-тук-тук!

(Воспитатель стучит в дверь дома, из него появляется кукла Маша.)

- Здравствуй, девочка. Как тебя зовут? (Машенька.)

Машенька, с кем ты живешь в этом домике? Мама, папа, я.

Значит, в домике живёт твоя семья.

Машенька: А, что такое семья?

Воспитатель: Мы тебе расскажем. Послушайте мои загадки и договаривайте отгадки и подскажете Маше, про кого она.

(После отгадки помещаю картинки на мольберт).

Кто нежнее всех на свете?
Кто готовит нам обед?
И кого так любят дети?
И кого прекрасней нет?
Кто читает на ночь книжки?
Не ругает нас с братишкой?
Кто же это?

Дети: Мамочка.

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно!

- Ребята, вот посмотрите, какой у меня есть волшебный мешочек.

Давайте наполним его ласковыми словами для мамы.

Я открою мешочек ваши слова будут долетать и наполнять его.

- Мама какая? Добрая, красивая, заботливая, любимая, весёлая.

- Молодцы! Вот сколько чудесных слов собрали мы в волшебный
мешочек.

А пока мы его закроем, чтобы наши слова не растерялись и не забылись.

А теперь я вам предлагаю поиграть в игру «Что делает мама дома»? я буду бросать мяч каждому в руки, а вы мне будете говорить, что делает дома мама. (Моет посуду. Варит суп, компот. Стирает. Вытирает пыль. Моет полы. Гладит. Шьёт. Дочке косички заплетает.)
Ребята, сколько же много у мамы домашних дел.

Воспитатель: А теперь послушайте следующую загадку:

Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята -
Это наш любимый. (папа)

(Выставляет картинку с изображением папы).

- Давайте покажем кукле Маше, что умеет делать папа. Я буду показывать вам картинки, а вы будете угадывать, что на них видите, и изображать это движением.

  • Игра-имитация «Что умеет делать папа».
  • Пилить - джик-джик;
  • Дрова рубить - руки в замке, махи руками;
  • Пылесосить - у-у-у;
  • Забивать гвозди - тук-тук;
  • Водить машину - имитация руками поворота руля.

- А теперь давайте откроем наш волшебный мешочек и соберём в него ласковые слова для папы. Папа, какой? (Смелый, заботливый, красивый, весёлый, сильный).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Много хороших слов и для папы вы подобрали.

Давайте теперь мешочек наш завяжем, он нам ещё пригодится.

Ребята, у кого есть братик. Как его зовут?

У кого есть сестрёнка? Как зовут?

(Выставляю картинку с изображением братика, сестрёнки.).

- Молодцы, ребята, а как все эти люди-мама, папа, я, братик и сестра, называются одним словом? - Семья.

- Посмотрите, у нас получилась большая дружная семья. В семье все друг друга любят, заботятся друг о друге и помогают друг другу.

А все эти люди вместе называются одним словом - Семья. Как хорошо, когда у человека есть дружная семья!

Дети садятся на коврик.

Воспитатель: А давайте покажем пальчиковую гимнастику «Семья» (использование суджока). Мы Машу научим (вместе с детьми проводится пальчиковая игра «Семья»).

Папа, мама и я, наша дружная семья.
Мы друг другу помогаем.
Мы друг друга уважаем.

Практическая работа детей

У меня в волшебном мешочке, что есть (достаю сердечки). А теперь давайте украсим сердечки цветочками из цветной бумаги.

Вечером подарите их кому хотите из вашей семьи, при этом не забудьте вспомнить ласковые и добрые слова! Вашим родным будет очень приятно.

Воспитатель: Машенька, мы тебя научим украшать сердечки.

Рефлексия

- Ребята, о чем мы сегодня говорили и чем мы занимались?

Правильно, мы говорили о семье. Семья - это самые близкие люди: мама, папа, братья и сестры. В семье все любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают друг другу (это дома). А в детском саду у нас тоже есть дружная семья - это мы с вами. Машенька тоже будет знать, что такое семья.

Работа с родителями:

  • Оформление информационного стенда на тему: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников 3-4 лет».
  • Оформление портфолио.

Приложение

Методическая литература

  1. Н.В.Микляева, Н.Ф.Лагутина Сотрудничество. Программа взаимодействия семьи детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений: - Издательство «Мозаика - синтез», 2002.
  2. В.В.Гербова Развитие речи в детском саду (для занятий с детьми 3-4 лет): - М.: Просвещение, 2001.