Умение непринуждённого общения на иностранном языке в реальных жизненных ситуациях - один из показателей качества владения языком. Учащиеся должны обладать необходимым словарным запасом для осуществления такого общения. Но как показывает практика, детям бывает намного проще вспомнить и назвать предмет, его действие, чем описать его признаки. Систематизируя лексический материал по пройденной теме, я прошу детей в течение ограниченного времени записать по группам (существительные, глаголы, прилагательные) слова, которые у них ассоциируются с определённой темой, например, hobby, natural disasters, etc. Обычно группа прилагательных оказывается самой малочисленной. Получается, что только и помним interesting, good, bad,… Печально, но это факт. Что же делать? Ведь, как известно, присутствие прилагательных в речи делает её красочной и выразительной.
Вот некоторые упражнения и задания, применяемые мною в практике обучения английскому языку. Они помогают обогатить прилагательными словарный запас учащихся, а также мотивируют детей к их активному использованию в речи.
1. Берём текст, в котором нет ни одного прилагательного.
Например,
It was a day. The alarm rang. I got up, had a shower and got dressed. I put on a skirt and a shirt. I drank some juice in a cup and ate a piece of toast. I hurried out the door to go to school. I ran to my class because I was late. There were students in my class. I sat next to one. I wrote in my notebook and on the board. I looked at my books, pens and pencils. I got paper and paint from the cupboard to make a project. The teacher gave us homework. After school, I walked home. I went into my house to do my homework. I finished in two hours. I played with the kids until dinner.
Предлагаем детям прочитать и оценить его. Учащиеся находят его скучным и неинтересным. Теперь их задача - дописать нужные слова (а это именно прилагательные), чтобы рассказ «заиграл красками». Обычно дети работают в парах или небольших группах. У каждой группы получается свой забавный вариант. Затем можно выбрать самый интересный или самый оригинальный рассказ.
2. Берём текст, из которого удалены некоторые слова (существительные, прилагательные, наречия).
Beauty advice.
If your skin is (adj.) or (adj.), you can cure this condition with the following care. Every morning, before washing your (noun), massage it gently with a\an (noun), that has been soaked overnight in a/an (a container) full of warm (a liquid). Then mix together some (a food) and some (a food) until the mixture becomes (adj.). Put this onto your (adj.) face for 5 minutes. Then remove, using a/an (noun) and wash your face with (adj.) water. Do not omit this (adj.) step or your skin will become (adj.). Do this (adverb) every day and you will soon be as (adj.) as ( name of a person in the room).
Учащиеся этот текст не читали. Они получают листок и заполняют его словами нужной части речи. Работают в парах или группах.
1. adjective
2. adjective
3. noun
4. noun
5. a container
6. a liquid
7. a food
8. a food
9. adjective
10. adjective
11. noun
12. adjective
13. adjective
14. adjective
15. adverb
16. adjective
17. name of a person in the room
Далее учащиеся получают текст и читают его, подставляя свои слова. У каждой группы получается свой оригинальный совет. На следующем этапе можно предложить детям восстановить текст нужными словами, подходящими по смыслу.
Следует заметить, что данные упражнения целесообразно проводить в качестве закрепления прилагательных в речи, после предварительного знакомства с ними.