Мастер-класс "Развитие эмоционального интеллекта"

Разделы: Общепедагогические технологии, Классное руководство, Мастер-класс

Классы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Вхожу в аудиторию, в руках – мандарины.

Добрый день уважаемое жюри, коллеги!

Приветствую самых отважных – группу помощников! (Через одного участника дарю МАНДАРИНЫ).

А, впрочем, это не для Вас (забираю мандарины)

Удивлены? Уважаемые зрители в зале, кто испытал чувство удивления – поднимите руку. Спасибо за искренность.

Уважаемая группа помощников, кто испытал чувство радости – поднимите руку.

Кого захлестнула обида или разочарование, хоть на долю секунды?

А кто справился со своими эмоциями и у него возник интерес – встаньте, пожалуйста. Уважаемые коллеги, перед вами профессионалы с высоким уровнем эмоционального интеллекта. Поаплодируйте им.

Я думаю, вы все уже поняли: я представляю вам свой мастер-класс

Развитие эмоционального интеллекта школьников

Актуальность. В некоторых языках вообще нет слова «эмоция». В монгольском языке вместо него употребляют словосочетание «движение души». И работая над развитием эмоционального интеллекта у детей, мы видим, как проявляется душа ребёнка.

Для меня несколько непривычно в столь большой аудитории употреблять слово душа, ведь много лет мы развивали ……разум и тело.

Нам важны были мысли и действия, мы учили детей ставить цели и получать результат. Всё делали правильно – но успешных людей в стране оказалось маловато, да и счастливых в семейной жизни негусто.

Общество остро почувствовало необходимость введения новых стандартов, задумались над развитием УУД.

И всё встало на свои места.

Эмоции и разум – сообщающиеся сосуды. В состоянии покоя они приводят к нужному результату. Захлестнули эмоции - разум «упал», действуем необдуманно.

Мы должны способствовать развитию эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект — это навык понимания своих эмоций и своих скрытых мотивов для эффективного взаимодействия с окружающим миром.

Демонстрация

Другими словами, «Я – человек (сосуд наполнен водой, в которой растворён пурген). Я испытываю бурю эмоций (добавляю соду, вода становится красной). И если я обладаю навыком понимания своих эмоций и умею ими управлять (добавляем лимонную кислоту, вода светлеет), то мои эмоции не мешают окружающим меня людям.

Всего учеными определено более 500 эмоциональных состояний. На уроках с детьми мы прорабатываем 8 базовых эмоций. 4 положительные (показываю мандарины): сочувствие, удивление, интерес, радость и 4 отрицательные: равнодушие, гнев, страх, печаль.

В отличие от умственного интеллекта - IQ, который измеряют признанным во всём мире тестом Айзенка, уровень EQ психологи определяют только группой тестов. И даже 90% результат это не даёт, а только вектор, направление в каком двигаться.

Перейдем к практике

Упражнение 1. Психогимнастическое упражнение «Определи чувство».

Инструкция: «Сейчас некоторые из вас получат карточки, на которых написаны те или иные эмоциональные состояния или чувства. Они прочитают то, что написано на карточках и постараются сделать это так, чтобы надпись не видели другие члены группы. Затем каждый обладатель карточки невербально изобразит это состояние или чувство. Делать это надо будет по очереди, выйдя в центр полукруга, и повернувшись спиной к группе. Наша задача – определить, какое состояние или чувство изображено, наблюдая за человеком со спины».

Примерный перечень состояний или чувств для этого упражнения: радость, печаль, удивление, гнев, нетерпение, страх, беспокойство и др.

После каждого воспроизведения наблюдатели высказывают свои предположения относительно изображённого состояния или чувства, а тренер называет его. Затем можно задать вопрос: «На какие признаки вы ориентировались, определяя состояние?» обсуждение даёт возможность собрать «банк» пантомимических и жестикуляторных проявлений, характерных для того или иного состояния.

Упражнение 2. Упражнение, направленное на работу с образным чувствованием. Группа сидит по кругу.

Инструкция: «Роберто Ассиджиоли, автор концепции психосинтеза, призывал благодарить судьбу за то, что она сталкивает нас с неудобными, неприятными, сложными людьми. Взаимодействуя с ними, мы можем развивать в себе полезные психологические качества. Если какой-то человек «испытывает наше терпение», то для нас это прекрасная возможность развивать терпение; если человек противоположен нам во всём и это постоянно проявляется в нашем взаимодействии с ним — мы можем развивать в себе способность безусловного принятия другого человека; если другой человек слишком импульсивен и постоянно прерывает нас — мы можем использовать эти ситуации для тренировки своей выдержки и т.п. Итак, мы оказываемся в состоянии развить в себе что-то полезное благодаря тому, что другой человек ставит перед нами проблему— по тем или иным причинам, проблемы возникают и с теми людьми, ко­торые в целом нам близки и приятны».

1. «Закройте глаза, представьте себя в коридоре школы, идущего к выходу, вы подходите к двери, выходите из здания. Вы во дворе — вообразите себя там. Подметьте всё, что видите вокруг. Вообразите себя во дворе школы в вечернее время при зажженных фонарях; затем ранним утром, на восходе солнца; затем в дневное время, когда солнце светит в окна. Сейчас повернитесь лицом к зданию школы, подойдите к стене, дотроньтесь до неё рукой. Ощутите температуру стены. Входите в стену, вы внутри стены осмотритесь, отметьте свет внутри стены, запахи, температуру, постучите внутри стены — определите твёрдость материала. Выйдите из стены во двор, повернувшись к ней лицом, измените цвет стены на чёрный, потом красный, зелёный, синий, фиолетовый, затем верните стене настоящий цвет. Вернитесь в нашу аудиторию. Откройте глаза и глубоко вздохните. Улыбнитесь».

Обсуждение.

Упражнение 3. «Комплимент»

Цель: развитие навыка управления своими и чужими эмоциями, позитивная обратная связь.

Участники садятся в круг.

Инструкция: «Нам всем иногда нужна похвала, приятно получать комплименты. На листе бумаги напишите свое имя и то, за что вы можете гордиться собой, начиная фразу: «Я – Галина я молодец, потому что я …, я горжусь собой, потому что я… и передайте соседу по команде. А сосед, получив листок, пишет что-либо приятное (в течение полминуты), начиная фразу, например, «Мне нравиться в тебе…, я учусь у тебя…» И так листок пройдет по кругу, и все участники напишут каждому свое послание».

Вопросы для обсуждения: Получили свои листы? Какие чувства вы испытываете? ваши ощущения?

Вывод о необходимости управления эмоциями: создание позитивного настроя.

«Сохраните эти листы в копилке своего опыта, думаю, бывает очень приятно и полезно для поднятия самооценки и настроения перечитать такое послание, даже через несколько лет».

Упражнение 4. «Главное – второстепенное»

Цель: иерархизация мотивов в зависимости от эмоциональной значимости целей.

Инструкция: «Напишите по порядку на листе бумаги 5 – 8 дел, которые для вас в настоящее время наиболее важны.

А сейчас закройте глаза и постарайтесь представить себя в конце жизни, как будто вам уже 90–100 лет. Вы не работаете, занимаетесь своими делами, домашним хозяйством, часто думаете о своей жизни, вспоминая самые грустные или радостные события. Вообразите, что из того времени вы смотрите в настоящее и оцениваете главное и второстепенное. Может быть, вы заметите, как много времени и сил отдавали какому-то занятию, которое не имело для вашей жизни большого значения и только казалось очень важным.

А теперь откройте глаза, возьмите новый лист бумаги и составьте список своих занятий по степени значимости их для вашей жизни, как бы от лица вас 90-летних.

Сравните два полученных списка. Изменились ли они, и если изменились, то как? Кто хочет высказаться?»

Вывод: очень много эмоций мы тратим на пустяковые и не важные дела и цели, таким образом растрачивая себя. Данное упражнение помогло нам понять, что для каждого является действительно важным и реально достижимым. Речь идет о процессе внутреннего регулирования эмоций за счет определения более значимых воздействий и их источников. Эмоция является реакцией системы на свою оценку важности воздействия для самореализации. Если воздействие вредно и препятствует достижению цели, то возникают отрицательные эмоции. А если полезно и позволяет или помогает достичь цели – то появляются положительные эмоции.

Очень важно прямое включение педагога в процесс развития эмоционального интеллекта. Самое интересное, что, когда развивается EQ у моих детей, он же развивается и у меня. Это двусторонний процесс.

А теперь, в конце нашего мастер-класса я хочу, чтобы вы взяли любой фрукт из вазы и поделились своими эмоциями о МК с нами.

На память о нашей сегодняшней встрече я хочу подарить вам этот маленький уголёк, как символ неугасимой нашей души, тепла и света, который мы хотим донести до окружающих нас людей. Но чтобы уголек светил и грел долго, о нем необходимо заботится, подпитывать его, иначе он превратится в пепел. Так и нашей душе необходима целительная забота и духовное насыщение.

Всем участникам большое спасибо за активность, высоких достижений, духовного и физического здоровья и эмоциональной устойчивости!

Спасибо за внимание!

См. Брошюру