ВВЕДЕНИЕ
Среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека, искусство занимает одно из главных мест. Искусство является уникальным средством гармонического развития личности, оно соединяет в себе свойства научно-теоретического и эмоционально - образного видения мира. В процессе разнообразной художественной деятельности, охватывающей самые различные стороны психики ребенка, успешно развиваются его эмоциональная сфера, интеллектуальные и творческие способности. Вместе с тем каждый вид искусства обладает своими специфическими возможностями воздействия на становление личности. Так, музыка как искусство интонационно-образного моделирования явлений и эмоций несет в себе огромные возможности для развития эмоциональной сферы ребенка и его творческих проявлений в различных видах музыкальной деятельности - восприятии, исполнении, импровизации или сочинении музыки.
В современной педагогике активизация музыкально-эстетического воспитания через творчество ребенка обусловлена объективными причинами, среди которых выявляется высокая роль творчества в познании мира, необходимость всестороннего развития личности, а также природная активность ребенка, требующая творческой деятельности, близкой и хорошо знакомой ему с детства. Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам общеэстетического и нравственного воспитания.
Многие научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает большое влияние на общее развитие человека. Ребенок становится чутким к красоте, а отсутствие полноценных музыкально-эстетических впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Именно поэтому проблема развития креативности, творческой инициативы на уроках музыки у учащихся приобретает всё большую актуальность в эстетическом воспитании и обучении подрастающего поколения и вызывает необходимость в глубокой разработке этого вопроса, так как развитие и использование креативности ребенка позволяет сделать его обучение более эффективным.
Уроки музыки в начальной школе, как никакие другие, призваны развивать креативность у учащихся младших классов, ведь творческие умения чрезвычайно важны в восприятии - слушательской деятельности, сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке. Именно это творческое начало мы и связываем с креативностью.
Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества. Опираясь на творческую фантазию детей, на их созидательное начало, необходимо сформировать в них любовь к искусству, музыке, приобщить их к ее высшим ценностям, научить слушать музыку. Этим определяется актуальность избранной нами темы исследования.
Проблема возникает в связи с необходимостью разрешения противоречия:
- между требованиями общества к формированию креативности, творческого мышления детей и недостаточной разработанностью условий организации творческой деятельности школьников в условиях общеобразовательной школы;
- между творческим потенциалом урока музыки в общеобразовательной школе и недостаточным использованием такого вида деятельности как слушание музыки с целью развития креативности учащихся младших классов.
Исходя из вышеизложенного, была сформирована проблема исследования: внедрение каких новых приемов, методов и форм обучения учащихся младших классов на уроках музыки общеобразовательной школы способствует развитию их креативности?
Необходимость решения данной проблемы определила выбор темы исследования: «Развитие креативности учащихся младших классов в процессе слушания музыки».
Цель исследования - поиск путей и средств развития креативности учащихся младших классов на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Объект исследования - музыкально-воспитательный процесс, ориентированный на развитие креативности детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - методы развития креативности учащихся на уроках музыки в начальной школе в процессе слушания музыки.
Цель исследования определила необходимость решения следующих задач:
- изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования;
- констатировать психовозрастные особенности младших школьников;
- выявить дидактические возможности развития креативности на уроках музыки в процессе слушания музыкальных произведений;
- предложить варианты творческих заданий, направленных на развитие креативности младших школьников.
Теоретико-методологической основой исследования послужили работы Л.Выготского, Б.Теплова, В.Медушевского, научно-методические труды Д.Кабалевского, Э.Абдуллина, Н.Терентьевой, Ю.Алиева и других. Проблема творчества с физиологической, социальной точек зрения изучалась в работах В.Н.Гасилина, В.И.Нахнева, М.А.Нечипоренко, А.Н.Самолет и др. Вопросам соответствия индивида и творчества посвятили свои труды Д.Б.Богоявленская, А.В.Брушлинский, А.Н.Лучок. Немало исследований посвящено проблемам формирования у ребенка креативности, творческого мышления, воображения, вопросам стимулирования творчества (Г.С.Альтшуллер, П.Н.Андрианов, Е.Гельфма, Г.М.Голин, Е.А.Лустина).
Для решения поставленных задач была использована совокупность методов:
- анализ научной и методической литературы;
- обобщение передового педагогического опыта;
- целенаправленное педагогическое наблюдение;
- беседы с учащимися и преподавателями.
Гипотеза исследования: учебно-педагогический процесс в его направленности на креативное развитие детей будет результативнее, если:
- стержнем каждого урока музыки будут свободные творческие проявления ребенка, организуемые специальными заданиями на развитие креативности;
- на уроках в процессе слушания музыки будут применяться методы и творческие задания, развивающие креативность и творческое музыкальное мышление учащихся.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные варианты творческих заданий могут быть использованы в процессе уроков музыки в начальной школе.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы и источников. Общий объем работы - 54 с.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ
1.1. Психолого-педагогические аспекты развития креативности
Современному обществу нужны одаренные, духовно-нравственные, творческие люди, способные креативно решать задачи, которые в любой момент перед ними может поставить сама жизнь.
С самого раннего возраста ребёнок начинает творить мир вокруг себя своими собственными руками. Конечно, мы его поддерживаем, развивая ребёнка, помогая ему постичь пространство. И чем больше вариантов мы ему предложим, тем больше возможностей для реализации у него будет впоследствии в его дальнейшей взрослой жизни. К.С. Станиславский отмечал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок [52, с. 120].
Однако возникает вопрос, почему, зная и умея одно и то же, не все могут создать нечто по-настоящему гениальное, нечто прекрасное, что пройдёт сквозь века и столетия, и чем будут восхищаться на протяжении долгих лет?
В современном мире с обилием информации и необходимостью молниеносно реагировать на её, очень остро стоит возможность креативной составляющей нашей жизнедеятельности. Возможно, истоки креативности не так просты, как нам кажется? И прежде чем начинать развивать в детях что-либо, нам нужно чётко разобраться, что же такое творчество и что обозначает само понятие креативность.
Проблему творчества и креативность, как качество личности в разное время изучали многие отечественные и иностранные ученые, такие как: А.Маслоу, Л.С.Выгодский, С.Л.Рубинштейн, М.Б.Теплов, Д.Б.Богоявленская, В.Ф.Вишнякова. Н.Н.Подъяков, В.Н.Дружинин, О.М.Дъяченко, А.В.Запорожец, И.Г.Милославский: все эти ученые занимались вопросами изучения креативности детей школьного возраста.
В истории психологии проблема творческих способностей рассматривалась такими учеными как: Б.Г.Ананьев, Э.А.Голубева, В.А.Крутецкий, В.С.Мерлин, В.Н.Мясищев, В.Д.Шадриков.
Современная зарубежная психология творческое развитие, мышление связывает с понятием креативность. Этот тип мышления (Дж.Гилфорд, Н.Марш, Ф.Хеддон, Л.Кронбах, Е.П.Торренс) был назван креативностью. Дж.Гилфорд предложил 16 предполагаемых интеллектуальных способностей, которые характеризуют креативность. Назовём некоторые из них: беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность и др.
Последователь Дж.Гилфорда Е.П.Торренс рассматривает креативность как естественный процесс, вызываемый потребностью человека в снятии стресса, являющегося результатом неопределенности или незавершенности какой-либо деятельности. Однако сегодня проявляется спорное отношение к креативности, как самостоятельному, отличному от других процессу, существует мнение учёных, что креативность является составной частью любой одарённости, обладающей высоким уровнем развития разнообразных способностей. Решение творческих задач осуществляется при этом взаимодействием таких компонентов как память, мышление и др.
На развитие творческих способностей влияют следующие группы факторов:
- природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности;
- влияние социальной среды на развитие и проявление творческих способностей;
- зависимость развития креативности (творческих проявлений) от характера и структуры деятельности.
«Креативность, - пишет П.Торренс, - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее» [55, с. 33].
Д.Б.Богоявленская разработала единицу измерения творчества, названную интеллектуальной инициативой. Она рассматривается автором как единство умственных способностей и мотивационной структуры личности, проявляющихся в продолжении мыслительной деятельности за границами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком. Главную роль в обусловленности творческого поведения играют мотивация, личностные ценности и черты характера. К числу основных качеств относят: когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях. Б.Богоявленская основным показателем творческих способностей определяет интеллектуальную активность, сочетающую в себе два компонента: познавательный (общие умственные способности) и мотивационный. Критерием проявления творчества, считает автор, являются характерные особенности выполнения индивидом данных ему умственных задач [10, с. 50].
П.Я.Гальперин, занимаясь проблемой творчества, в своих исследованиях нашёл метод творческого развития, основанный на социальном взаимодействии. Смысл учения, основанного на социальном взаимодействии, заключается в том, что человек может учиться, опираясь на образец поведения окружающих его людей [18, с. 122].
Как творчество, так и креативность сейчас трактуется по-разному. Причём и тем, и другим человек начал заниматься с самого раннего детства, испокон зарождения человечества, но вот по-настоящему задумываться и формулировать понятия «креативность» и «творчество» начал только в начале 19 века.
Рассмотрим понятие креативность. Слово «креатив» является калькой с английского «creative» - творчество. Также на латинском «creatio» означает создание, сотворение. Поэтому понятие креативность и понятие творчество, на первый взгляд, идентичны друг другу. Термин креативность, чаще всего, применяется в образовании и подразумевает определенное волевое усилие, целенаправленную активность субъекта. Тогда как творчеством обычно называют свободную и даже не структурированную деятельность. Эти термины имеют три характерные составляющие: чувствительность, интуиция и синергия. Чувствительность свойственна всем творческим людям, они чувствуют мир ярче, открыты новому опыту и глубже его переживают. Все дети обладают более высокой чувствительностью, чем взрослые, и это позволяет им открыто творить, без стеснения и рамок. У них мало шаблонных установок, и даже основной вид деятельности игра. Многие творческие люди похожи на детей как раз в этом, им удается сохранить живость восприятия, что становится неиссякаемым источником для творения.
По мнению Л.С.Выготского дети изначально обладают креативностью, и именно креативность у них проявляется через овладение знаниями. В процессе обучения и взросления дети начинают мыслить стереотипами, и способность креативно воспринимать мир у них замещается жизненным опытом. Именно этим и объясняет тот факт, что с годами креативность уменьшается, и более взрослому человеку труднее проявлять свою креативность. Но в тоже время креативность, как и любую способность можно развивать, и если ребенка обучить креативному восприятию всего того, то его окружает, то с годами человек не утратит способность творить реальность вокруг себя [16, с. 123].
С тоски зрения В.В.Давыдова креативностью называют такое творчество, которое не только выдвигает новые идеи, но и доводит их до конкретного практического воплощения. А термин творчество относится, прежде всего, к деятельности, как к процессу и не различает эту деятельность на результативную и не результативную. Креативность - это способность выполнять какую-либо полезную работу не стандартным способом. И если говорить о креативности, как о процессе, то главными её чертами является изначальное понимание того, зачем нужно создавать что то новое, для кого это нужно, как нужно создавать это новое и самое главное - что именно. Творчество всегда первично и фундаментально, оно является процессом, структурой личности, оно не терпит принуждения и не ограничивается определенными рамками. Креативность невозможна без творчества, по сути, это технология организации творческого процесса [22, с. 58].
В проблеме креативности ученые выделяют три основных подхода, которые можно сформулировать следующим образом:
- Интеллектуальная одаренность является необходимым условием творческой активности личности, однако недостаточным. По мнению таких ученых как А.Маслоу, Д.Б.Богоявленская и других, главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты. Эти исследователи относят к числу основных черт творческой личности когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.
- Независимо от интеллекта креативность является самостоятельным фактором. Этот подход присутствовал в работах таких ученых как, Дж.Гилфорд, К.Тейлор, Я.А.Пономарев. Данная теория заключается в том, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция.
- высокий уровень творческих способностей зависит от высокого уровня развития интеллекта и наоборот, как специфической формы психической активности личности творческого процесса нет. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Д.Векслер, Р.Г.Айзенк, Л.Термен, Р.Стернберг и другие) [15, с. 46].
Современными психологами проблема креативности исследована значительно меньше, чем проблема интеллекта. Начиная уже с 60 - х годов в англо-американской психологии большой популярностью пользуется изучение особого типа общих способностей, называемых креативностью. Толчком для выделения этого типа способностей послужили сведения об отсутствии связи между традиционными тестами интеллекта и успешностью решения проблемных ситуаций. Было признано, что последнее зависит от способности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Эту способность назвали креативностью и стали изучать ее независимо от интеллекта - как способность, отражающую свойство индивида создавать новые понятия и формировать новые навыки. Креативность связывали с творческими достижениями личности. Изучение креативности в настоящее время ведется в основном в двух направлениях. Одно связано с вопросом о том, зависит ли креативность от интеллекта, и ориентируется ли на измерение познавательных процессов в связи с креативностью. Другое направление занимается выяснением того, является ли личность с ее психологическими особенностями существенным аспектом креативности и характеризуется вниманием к личностным и мотивационным чертам.
В отечественной психологии наиболее целостную концепцию творчества, как психического процесса, предложил Я.А.Пономарев.
С точки зрения Я.А.Пономарева суть креативности как психологического свойства сводится к интеллектуальной активности, интенсивности, поисковой мотивации и чувственности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности. Сущность его концепции заключается в разности ценностных смыслов в результате деятельности творческой и нетворческой личности. Наибольшую ценность для творческого человека представляет то возникшее нечто новое и необычное, что появилось как побочный результат деятельности, а для нетворческого человека важны сами результаты по достижению цели. То есть для него целесообразные результаты важнее той новизны, которая появляется в результате процесса творчества [44, с. 197].
По мнению Д.Б.Богоявленской, креативность кроется в интеллектуальном потенциале человека, сочетающая в себе два компонента: познавательный (общие умственные способности) и мотивационный. Характер выполнения человеком предлагаемых ему для решения мыслительных заданий является критерием проявления «творческости» [10, с. 76].
Креативное мышление, характерное для идеального поведения, имеет свои особенности. Во-первых, оно пластично. Творческие люди могут предлагать множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно или два. Во-вторых, оно подвижно: для творческого человека не составляет большого труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь единственной точкой зрения.В-третьих, оно оригинально, так как порождает неожиданные, небанальные и непривычные решения. Именно Д.Б.Богоявленская утверждала, что нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллекты с низкой степенью креативности [10, с. 436].
Именно поэтому творческий акт Я.А.Пономарев рассматривает как включенный в контекст интеллектуальной деятельности по схеме: на начальном этапе, этапе постановки проблемы, активное сознание, затем, на этапе решения - бессознательное, а на третьем этапе, когда происходит отбор и проверка правильного решения - вновь активизируется сознание [44, с. 199].
Креативность - это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта. Креативной, творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке [7, с. 45].
Таким образом, творческий процесс основывается на неосознанном внутреннем импульсе, на вдохновении автора и его способностях.
В данное время высока актуальность проблемы изучения развития креативного мышления и формирования творческого подхода к решению различного рода изменениям, связанным с ускорением темпов развития общества и необходимостью подготовки людей для жизни в постоянно меняющихся условиях.
Как можно проявить свою креативность? Одним из видов креативного видения мира может стать искусство. Именно искусство - это особый, цельный и очень своеобразный мир. Через него мы можем познать свои корни, свою сущность, своё настоящее «Я». Овладевая навыками того или иного вида музыкального творчества, мы позволяем обогатить свой внутренней мир, приобщиться к многовековой культуре наших предков, а также самореализоваться в целенаправленной деятельности. Большинство педагогов считает наиважнейшим развитие у ребёнка способности заранее предвидеть результат своей деятельности, возможность планировать последовательность выполнения этих действий и как результат возможность творчески преобразовывать полученный опыт в ходе этой деятельности.
По мнению известного психолога А.В.Запорожца, способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребёнок активно воссоздаёт художественные образы в своём воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной самодеятельности. Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых все удаётся и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах. И наоборот, всегда вызывают нашу жалость те люди, которые перед каждым пустяком становятся в тупик [24, с 135].
Таким образом, именно формирование креативной, творческой личности является важнейшей целью всего процесса обучения и воспитания. И наилучшим инструментарием для этого является овладение одним из видов музыкального искусства.
1.2. Особенности развития музыкального мышления как основы музыкально-творческой деятельности учащихся
Вопросы развития креативности, творческой личности изучаются самыми различными отраслями психологической и педагогической наук, и являются чрезвычайно значимыми. Ученые сходятся во мнении, что в основе креативности как способности к музыкальному творчеству лежит развитое музыкальное мышление, или, по словам В.Медушевского, музыкальное восприятие-мышление [33, с. 38]. Музыкальное восприятие-мышление направлено на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как эстетический художественный феномен. Развитость музыкального мышления во многом характеризует и музыкальность ребенка. Музыкальное мышление рассматривается как реальная психическая деятельность, с помощью которой личность приобщается к музыкальному искусству, постигает смысл заложенных в нем духовных ценностей.
Важное значение имеет рассмотрение вопроса о творческом характере музыкального мышления. «Мышление всегда является творческим», - говорит А.Брушлинский [12, с. 79]. Если связать этот тезис с высказыванием Л.Выготского о том, что смысл произведения искусства человек конструирует сам из своих воспоминаний, ассоциаций и т.д., то станет ясно, что даже деятельность слушателя, а не только исполнителя или композитора, не может быть нетворческой.
Как отмечают психологи, всякое творчество слагается из взаимодействия сознательной и бессознательной сфер, из интуитивной деятельности и сознательной обработки. Бессознательное проявляется на всех этапах любого мыслительного процесса. Бессознательные образы вступая в резонанс с музыкой, подчеркивал В.И.Петрушин, усиливаются и тем самым становятся доступными для осознания. Именно с этим механизмом связано возникновение у ребенка личностно значимого смысла музыки [43, с. 87].
Способность к рождению новых, нестандартных идей возникает у людей с высоко развитой эмоциональной сферой, которая помогает людям обращаться в сложных ситуациях к образам подсознания и из него черпать решение поставленных задач. В подсознании происходит обработка одновременно нескольких потоков информации, в точках пересечения которых и возникает творческое решение [43, с. 89].
Американский психолог Дж.Гилфорд, исследуя данную проблему, определил новый способ мышления - дивергентное мышление. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:
- Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).
- Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.
- Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).
- Законченность - способность совершенствовать свой продукт или придавать ему законченный вид [20, 136].
В.Н.Дружинин предлагает условия, необходимые для активизации творческого процесса:
- отсутствие регламентации предметной активности, точнее, отсутствие образца регламентированного поведения;
- наличие позитивного образца творческого поведения;
- способность рисковать;
- дивергентное мышление;
- гибкость в мышлении и действиях, создание условий для подражания творческому поведению и блокированию проявлений агрессивного и дедуктивного поведения;
- социальное подкрепление творческого поведения [23, с.119].
Психолог Е.Л.Яковлева, обратившись в своих исследованиях к биографиям известных людей, изобретателей, художников и музыкантов выявляет следующие творческие способности:
- Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
- Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.
- Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.
- Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.
- Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.
- Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
- Гибкость мышления.
- Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.
- Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.
- Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.
- Лёгкость генерирования идей.
- Творческое воображение.
- Способность доработки деталей к совершенствованию первоначального замысла [57, с. 200].
Переход количества в качество происходит через понятие - типическое, когда художник, изучив десятки жизненных прототипов, обобщает их в художественном образе. Накопление знаний и опыта можно охарактеризовать как количественный подход к проблеме, когда возникшую проблему пытаются решить при помощи привычных, стереотипных операций мышления, уже неоднократно использовавшихся ранее.
Сознательное познание музыкального произведения - это образно-эмоциональное познание смысла звучащих интонаций. Большое внимание этому при рассмотрении музыкального мышления придает в своих исследованиях Г.М.Цыпин, который отмечает, что истоки музыкального мышления, если рассматривать их в генетическом плане, восходят к ощущению интонации. Это исходная субстанция, первооснова музыкально-эстетического переживания. Эмоциональная реакция на интонацию, проникновение в ее выразительную сущность - предтеча, исходный пункт процессов музыкального мышления» [45, с. 136-137]. Вторая функция музыкального мышления, отмечает автор, это осмысление логики организации различных звуковых структур. Она обусловлена не только и не столько эмоционально-чувственными, но преимущественно интеллектуальными проявлениями со стороны индивида, она предполагает сформированность, продвинутость его музыкального сознания.
В основе современных представлений о музыкальном мышлении лежит мысль Б.Асафьева о том, что музыка - это искусство интонируемого смысла [6, с. 111]. В этой связи затрагивается вопрос о музыкальной речи. Именно благодаря музыкальной речи создается контакт между композитором - исполнителем - слушателем, устанавливается духовное общение, причем эта речь необычайно богата по своему содержанию, своим выразительным возможностям.
Еще одной центральной категорией, которая выделяется исследователями при изучении музыкального мышления, является музыкальный язык, овладение которым - необходимое условие общение учащихся с музыкой.
Формирование и развитие у детей музыкального восприятия-мышления происходит как в условиях целенаправленных воздействий (детский сад, школа, иногда семья), так и стихийно, под влиянием окружающей звуковой среды.
Слуховой компонент присутствует в любом виде музыкальной деятельности, даже комплекс основных музыкальных способностей называется «музыкальный слух».
Именно поэтому в программу школьного музыкального воспитания введен раздел «Слушание музыки». Еще в начале 20 века многие крупные музыканты, такие как Б.Асафьев, Б.Яворский, В.Шацкая уделяли этому вопросу много внимания. Н.А.Ветлугина указывала на необходимость проведения целенаправленной работы по развитию музыкального восприятия: «Развитие музыкальной восприимчивости не является следствием возрастного созревания человека, а является следствием целенаправленного воспитания» [14, с. 140]. Многие педагоги считают творчество неотъемлемой составляющей процесса слушания. Подтверждение этому находим в работах по музыкальной психологии: «Развить музыкальное восприятие. - это значит включить слушателя в процесс активного сотворчества и сопереживания идеям, выраженным в музыкальном произведении» [43, с. 175].
Развитие музыкального сознания детей находит отражение в количестве и развернутости образов, вызванных музыкой, богатстве внемузыкальных ассоциаций. Начальным толчком для развития музыкального мышления является создание в процессе обучения проблемных ситуаций, в которых имеется противоречие между знаниями и новыми требованиями к ним. В учебной деятельности проблемная ситуация позволяет добывать необходимые знания в процессе самостоятельного решения. На основании концепции известного педагога М. Махмутова, проблемные ситуации для развития у учащихся навыков мышления могут быть смоделированы через:
- столкновение учащихся с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического объяснения;
- организацию практических работ;
- формулирование гипотез (предположений, требующих подтверждения);
- побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению имеющихся у них знаний;
- исследовательские задания [31, с. 92].
Для формирования и развития творческого мышления требуются соответствующие факторы: предрасположенность к риску, дивергентное мышление, проявление гибкости, как в мышлении, так и в поступках, скорость мышления, умение выдвинуть оригинальную мысль, богатая фантазия, способность воспринимать неоднозначные вещи, эстетические ценности, развитое интуитивное чувство.
Предпосылками формирования творческого мышления являются:
- Накопление и развитие базы знаний и умений, систематизация приобретенной информации, на основе которой возможно сотворить нечто новое, а так же улучшение навыков, которые необходимы для соответствующего вида деятельности.
- Создание атмосферы, которая будет предрасполагать к творчеству. Основная политика этой атмосферы - отсутствие критики на начальной стадии зарождения идеи, что даст возможность справиться с внутренними ограничениями, которые препятствуют тому, чтобы увидеть проблему новым взглядом.
- Поиск аналогий. Возможности на решение задачи в творческом русле увеличиваются, при условии, если удаётся увидеть аналогии между ней и какими-либо иными проблемными ситуациями, даже если на первый взгляд они и не сходны между собой.
- Использование методики сочинения представляет собой продукт деятельности, анализ которого позволит с определенной достоверностью выделить личностные и интеллектуальные качества.
- Использование метода написания сочинения «Мое любимое занятие», позволяющего выявить разнообразие представлений детей об окружающем, их знания и умения. Детям оказывается необходимая организующая помощь, не влияющая на содержание работы.
Исходя из вышеприведенных рассуждений, анализируя и сопоставляя условия и причины, которые способствуют или препятствуют развитию и формированию творческого мышления, необходимо подвести итог: способность к творческому мышлению должна формироваться целенаправленно в процессе всего психического развития человека.
Таким образом, поскольку развитое музыкальное мышление представляет собой во многом продукт накопления, ассимиляции (слияния, усвоения) и последующей переработки накопленных знаний, можно сделать вывод: чем шире, и чем разнообразнее общие и специальные познания ученика, тем большие перспективы раскрываются перед его музыкальным восприятием. Знания о музыке, творческая деятельность на уроках музыки, формируют внутреннее содержание мыслительных операций школьника, поднимают их на качественно более высокий уровень.
Выводы по 1 главе
- Креативностью называют такое творчество, которое выдвигает новые идеи, это способность выполнять какое-либо действие не стандартным способом. Креативность - это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта.
- Суть креативности как психологического свойства сводится к интеллектуальной активности, интенсивности, поисковой мотивации и чувственности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности.
- В основе креативности как способности к музыкальному творчеству лежит развитое музыкальное мышление.
- В основе креативного мышления лежит дивергентный способ мышления, который характеризуется:
- быстротой - способностью высказывать максимальное количество идей;
- гибкостью - способностью высказывать широкое многообразие идей;
- оригинальностью - способностью порождать новые нестандартные идеи (несовпадающие с общепринятыми);
- законченность - способностью совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид.
- Рассмотрены условия развития творческого мышления школьников: предрасположенность к риску, дивергентное мышление, проявление гибкости, как в мышлении, так и в поступках, скорость мышления, умение выдвинуть оригинальную мысль, богатая фантазия, способность воспринимать неоднозначные вещи, эстетические ценности, развитое интуитивное чувство.
- Педагоги-практики отмечают искусство и художественную деятельность, как наиболее эффективные сферы для развития творческих способностей младших школьников. В большей степени этому способствуют уроки музыки. Знания о музыке, творческая деятельность на уроках музыки формируют внутреннее содержание мыслительных операций школьника, поднимают их на качественно более высокий, креативный уровень.