Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.
Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план 1-4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты.
Современная тенденция в деятельности учреждений образования - совершенствование внеурочной деятельности. Сегодня к этому есть целый ряд объективных и субъективных оснований:
Школа и учреждения дополнительного образования обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора. Материалы стандарта подводят к выводу:
- внеурочная деятельность - это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию;
- внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;
- происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.
Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Согласно ФГОС внеурочная деятельность состоит из следующих направлений:
Направление деятельности |
Название программы |
Спортивно-оздоровительное |
«Подвижные игры» |
Духовно-нравственное |
«В гостях у сказки»
|
Социальное |
«Экономика» |
Общеинтеллектуальное |
«Умники и умницы»
|
Итого |
|
I. Спортивно-оздоровительное направление. Оно представлено кружком «Подвижные игры». Цель данного кружка: укрепление здоровья, развитие двигательных способностей, содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Повышенная двигательная активность - биологическая потребность развивающегося организма, от степени удовлетворения которой, зависит здоровье детей, не только их физическое, но и общее развитие.
Задачи направлены на:
- укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию;
- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций.
II. Духовно-нравственное направление представлено кружками «В гостях у сказки» и «Оригами». Целью кружка «Оригами» является раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами творческого человека, раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно-изобразительными средствами.
Задачи:
- развитие воображения, фантазии, художественного вкуса;
- расширение методов познания окружающей действительности;
- формирование культуры личности ребёнка во всех проявлениях;
- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально - ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.
Целью кружка «В гостях сказки» является приобщение детей к истокам родной культуры посредством введения их в духовный мир народной и авторской сказки. Воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа, трудолюбие, послушание и уважение к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь. Развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбие, потребность радовать близких результатами своего труда, способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор, подражать положительным героям сказок, видеть, ценить и беречь красоту родного края, умение рассуждать, вести диалог, беседу, обобщать, содействовать развитию речи детей.
III. Социальное направление представлено кружком «Экономика» формирует элементарные экономические представления, необходимые в практической деятельности, и начала экономической культуры.
Задачи:
- формирование у учащихся представления об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения потребностей с учётом ограниченности возможностей;
- освоение простейших приёмов выбора;
- овладение элементарными экономическими расчётами;
- воспитание бережливости, аккуратности, ответственности за порученное дело; умение доводить начатое дело до конца; рационально использовать различные ресурсы; бережно относится к личному, семейному, школьному и другому имуществу.
IV. Обще-интеллектуальное направление представлено кружками «Умники и умницы», «Информатика» и «Шахматы». Кружок «Умники и умницы» ориентируется на развитие у детей интуиции, пространственного и логического мышления, формирование у них конструктивно-геометрических умений и навыков, способности читать и понимать графическую информацию, а также комментировать её. Формы организации занятий разнообразны: логические игры, решение головоломок, викторины, конкурсы по математической смекалке и др.Данный курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предлагаемому курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необъяснимое беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии. Курс направлен на формирование умения нестандартно мыслить, введение разнообразного геометрического материала, решение задач повышенной трудности, расширение кругозора учащихся, умения анализировать, сопоставлять, делать логические выводы. Введение заданий олимпиадного характера способствует подготовке учащихся к олимпиадам
Кружок «Информатики» предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.