Использование приемов смыслового и функционального чтения на элективных занятиях по русскому языку в 8–9-х классах (подготовка к устному итоговому собеседованию и ОГЭ по русскому языку)

Разделы: Русский язык

Классы: 8, 9

Ключевые слова: смысловое чтение, пересказ текста


В наш перегруженный информацией непростой век вопрос об умении точно понимать прочитанное, воспроизводить предложенную информацию в переработанном виде и осмысливать её становится главным. Это обусловливает обращение ведущих ученых-исследователей к поиску оптимальных средств обучения (Е.С.Романичева, Л.Д.Беднарская, В.В.Бабайцева).

Исследователи считают, что необходимо «учить пользоваться информацией и укладывать её в памяти.» [1.С.18] Поэтому современный учитель должен владеть стратегиями и смыслового, и функционального чтения, необходимыми для эффективного обучения, способствующего успешному обучению учащихся и умению применять приобретенные знания в повседневной жизни.

Стратегиальный подход к чтению учит читателя мыслить, анализировать, отбирать, интегрировать материал и применять прочитанное. Впервые он был предложен Пранцовой Г.В. и Романичевой Е.С. в монографии: «Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом» - Учебное пособие - М: Неолит, 2019.

Ниже перечислим некоторые часто применяемые стратегии чтения и используемые в них приёмы. Это предтекстовый обзор (чтение заголовков, знакомство с непонятными словами, составление таблиц, клястеров, постановка «толстых» и «тонких» вопросов к тексту), стадия осмысления (ИНСЕРТ, ромашка Блума и другие приемы) и стадия послетекстовой деятельности (синквейн). [1. С. 25 ] На основе информации, полученной после прочтения текста, учащиеся создают вторичный текст: план, пересказ, реферат, конспект или пишут творческую работу. Создавать вторичный текст им приходится и при работе с учебником на уроке, и при подготовке к докладу, и при подготовке к устному собеседованию по русскому языку.

Ввиду большой загруженности обучающихся 9 класса работу по подготовке к устному итоговому собеседованию по русскому языку начинаем в 8 классе со знакомства с приёмами смыслового чтения. Главное внимание уделяем умению выбирать существенное, учим приемам запоминания.

Важность такой работы обусловлена тем, что подростки 13-15 лет, как показывает практика, не всегда справляются с устным пересказом текста, испытывают трудности в создании собственного текста на основе прочитанного, в написании сочинения-рассуждения по предложенному тексту или по высказыванию.

Приведем примерные задания и вопросы для элективного занятия в 8 классе с использованием стратегии смыслового чтения. (Приложение 1) Задания подобраны с учетом уровня подготовки обучающихся и предназначаются для начала работы над пересказом. Объясняется учащимся, что на экзамене время на выполнение задания ограничено, и учиться работать быстро и плодотворно нужно уже с 8 класса.

Следующий этап работы над приёмами смыслового и функционального чтения - подготовка к сочинению-рассуждению. На элективных занятиях в 9 классе по подготовке к сочинению-рассуждению особое внимание уделяем внимательному чтению текста. Учащиеся должны хорошо уяснить смысл предложенного для анализа художественного текста. Затем анализируем текст, находим основную мысль, используя ключевые слова, а далее формулируем тезис-утверждение, который надо доказать .

Приведу фрагмент элективного занятия по русскому языку в 9 классе: «Сочинение-рассуждение по выражению 9.2 по художественному тексту».

Цель занятия:

  • научить работать с художественным тестом, отработать способы отбора материала к сочинению по предложенному выражению (задание ОГЭ 9.2);
  • воспитывать бережное отношение к природе и животным
  • развивать навык самостоятельного выбора аргументов, умение видеть и понимать авторский подтекст

Работа с текстом М.М.Пришвина. (ОГЭ. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией И.П.Цыбулько). Вариант 10.

- Перед вами текст М.М. Пришвина, по содержанию которого мы сегодня будем работать. (Приложение 2)

- Прочитаем внимательно текст и наметим основные его микротемы. Помним при этом, что это отрывок из художественного произведения , поэтому не торопимся, выписывая ключевые слова. Находим фразы, чтобы было проще сформулировать тезис, используя их как вспомогательные

(1.Пёс подружился, переехали, пропал; дети являются; был в гостях у Рябчика; дружба собак; (6)«Нельзя допустить, чтобы Ярик без разрешения оставлял службу у меня

2 «Безобразный пёс», «высказал суровым голосом»; выслушал» виноватый, смущенный» (13)«Он прыгнул ко мне на грудь.(14)Это у него значило: «Никогда не буду, добрый хозяин»

3. «Мы жили в дружбе, но потом он исчез; дети привели беглеца; нанёс Рябчику незаконный визит; не стал с ним разговаривать; отправил в подвал, попросил детей не давать еды. Наказание подвалом подействовало на две недели

4. Пусть проголодается и придет сам! (показалось рыжее; стало красться; неровное дыхание из-под дивана; пора ужинать)

5. «Трудно думать, чтобы он, даже виноватый, не соблазнился колбасой»

6. («Бросаю шкурку и наблюдаю - колбаса исчезла, как будто сама по себе» Нечего в прятки играть!)

- Какие чувства вызвал у вас прочитанный отрывок? Как вы относитесь к поступку рассказчика? Почему рассказчик так поступает? (взаимопонимание собаки и человека; даже собака способна признать свою ошибку)

- Сформулируем тезис, который предстоит доказать. Работаем в парах.

(Пес и хозяин хорошо понимали друг друга. Ярик был послушным псом и понимал, что нельзя без разрешения оставлять службу у хозяина)

Материал представлен подробно, чтобы учащимся было легче найти аргументы в тексте.

- Зачитаем, какой тезис сформулировали и какие аргументы подобрали.

Домашнее задание: написать сочинение по фразе из текста: (13)«Он прыгнул ко мне на грудь.(14)Это у него значило: «Никогда не буду, добрый хозяин»

Таким образом, смысловое и функциональное чтение значительно облегчают работу учителя-филолога и помогают выработке у учащихся критического мышления и умения применять полученные знания в учебе.

Литература

  1. Беднарская Л.Д. Учимся писать сочинения. Учебно-методическое пособие. - М: Флинта, 2020. - 144 с.
  2. Мещеров В.Н. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания. Учебно-методическое пособие - М: Флинта - 2017 -328с.
  3. ОГЭ. Русский язык. Итоговое собеседование: типовые варианты: 36 вариантов / под ред И.П.Цыбулько - М: Национальное образование, 2019 - 190 с.
  4. ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты :36 вариантов / под ред И.П.Цыбулько - М: Национальное образование, 2022, -192 с.
  5. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом: учебное пособие / Г.В. Пранцова, Е.С. Романичева. - 5 изд. - М.: Неолит, 2019. - 368 c.
  6. Романичева Е.С., Пранцова Г.В. Функциональное чтение: Теория и практика: учебное пособие/ - М: Неолит, 2020. - 144 с.