В то время, когда у нынешнего поколения, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут дошкольники. В чем же дело? Опыт работы показал, что современные родители постоянно заняты, на общение с ребенком времени отводится ничтожно мало, и в этом случае ребенок предоставлен сам себе... Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства. Малыш не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. Важной педагогической задачей является воспитание чувств ребенка с первых лет жизни. Только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства возможна воспитание духовной личности.
Процесс формирования духовных нравственных основ был исследован, и понятия «нравственный» и «духовный» определяется следующим образом:
- Так, С.Я.Рубинштейн отмечает, что «духовность» - это состояние близости души, внутреннего мира человека.
- По мнению Р.С.Буре «нравственность» - это твердая решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести.
Основным средством духовно-нравственного воспитания являются - духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка, а основной формой - служение добру, служение людям. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Такие впечатления ребенок может получить при ознакомлении с поэзией.
Стихи с яркими, конкретными образами запоминаются ребенком легче. Слушая стихотворение, дети мысленно «рисуют» его содержание. Хорошо запоминаются стихи, в которых налицо образность, предметность, лаконизм. Этим требованиям отвечают стихи А.Барто, С.Маршака и других.
Нельзя забывать о творчестве нашего земляка - С.А.Есенина. Он был и остается одним из величайших поэтов. Родившись в селе Константиново Рязанской губернии, а потом, переехав в Москву, Сергей Александрович никогда не забывал о своей малой родине. В его поэзии от первых до последних строк тема родины является основным стержнем. Поэзия Сергея Есенина содержит в себе богатый воспитательный и патриотический потенциал. Мир стихов Сергея Александровича насыщен метафорами, сравнениями, олицетворениями. Его стихи по-русски искренни и откровенны, в них «русский дух», в них «Русью пахнет». Творчество поэта прочно вошло в нашу литературу и пользуется успехом у взрослых и у детей.
Трудно представить себе Россию Есенина без такой картины:
«Синее небо, цветная дуга.
Тихо степные бегут берега,
Тянется дым, у малиновых сёл
Свадьба ворон облегла частокол.»
В поэтическом мире Есенина слились воедино: Россия, природа и «песенное слово».
Выстраивая систему работы по ознакомлению с творчеством С.А.Есенина, мы определили основные направления деятельности. Ко дню рождения поэта в книжном уголке выставляются портрет и сборники стихов, вывешены репродукции картин с изображением природы нашего родного края. В группе создана подборка стихотворений для каждого времени года, созданы видеопрезентации для детей с видами родного села поэта. Раз в неделю мы обязательно возвращаемся к творчеству поэта, создаем с детьми книжки-малышки, где иллюстрациями к стихотворениям С.А.Есенина являются рисунки дошкольников.
Мы обращаемся к творчеству С.А.Есенина при проведении режимных моментов, так, выходя на прогулку, вспоминаем стихи нашего земляка, посвященные временам года.
Неизменной традицией нашей группы стало проведение литературных вечеров, посвященных дню рождения нашего земляка, в рамках которых среди детей старшего дошкольного возраста проводится конкурс чтецов. Активное участие в литературных вечерах принимают не только дети, но и их родители.
Один раз в год мы обязательно посещаем «Центральную детскую библиотеку» в районе Канищево. Результатом таких посещений явилось то, что многие дети и родители стали постоянными читателями библиотеки.
Очень радует, что родители стали активными участниками педагогического процесса по приобщению ребенка к творчеству С.А.Есенина. Совместно с родителями была организована поездка в село Константиново. Дети познакомились с родиной великого поэта, привезли оттуда много фотографий, сувениров и незабываемых впечатлений.
Знакомство детей с творчеством С.А.Есенина благотворно отражается на развитие речи старших дошкольников. Итоги наблюдений за речевой деятельностью детей позволяют сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы. Кроме того, дети стали больше проявлять фантазию, многие из них стали пробовать сочинять стихи, рассказы, сказки.
В заключение хотелось бы отметить, что только в коллективных формах деятельности можно научить осмысленному осознанию любви к Родине. Любое место на карте нашей страны неповторимо. В нём есть своя природа, свои традиции, свой быт. Правильно отобранный материал помогает формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.