Урок литературы "Роль пейзажа в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

Разделы: Литература

Ключевые слова: М.Ю.Лермонтов, М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»


Цель урока: выявить роль пейзажа для раскрытия внутреннего мира Печорина.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
  • устанавливать закономерности, строить рассуждения;
  • выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их;
  • формулировать проблему;
  • структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках;
  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока;
  • определять цель учебной деятельности;
  • выделять существенную информацию из текста;
  • анализировать и синтезировать информацию;
  • извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц.

Коммуникативные УУД:

  • слушать собеседника и понимать речь других;
  • формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи;
  • оформлять свои мысли в устной форме;
  • высказывать свое предположение;
  • строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Регулятивные УУД:

  • планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией;
  • настраивать себя на продуктивную работу;
  • самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;
  • планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Оборудование урока: презентация к уроку, портрет М.Ю.Лермонтова, репродукции картин М.Ю.Лермонтова, инструментальная музыка народов Кавказа.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

М.Лермонтов - непревзойденный мастер пейзажа. Пейзаж у него носит психологический характер и помогает лучше понять характер героев. Описания природы у Лермонтова отличаются изобразительной точностью и в то же время даются в задушевных, лирических тонах.

Сл. 2 Чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова «Люблю я цепи с них гор…»

Люблю я цепи синих гор,
Когда, как южный метеор,
Ярка без света, и красна
Всплывает из-за них луна,
Царица лучших дум певца,
И лучший перл того венца,
Которым свод небес порой
Гордится будто царь земной.
На западе вечерний луч
Ещё горит на ребрах туч
И уступить всё медлит он
Луне - угрюмый небосклон;

Но скоро гаснет луч зари…
Высоко месяц. Две иль три
Младые тучки окружат
Его сейчас… вот весь наряд,
Которым белое чело
Ему убрать позволено.

Кто не знавал таких ночей
В ущельях гор, иль средь степей?
Однажды при такой луне
Я мчался на лихом коне,
В пространстве голубых долин,
Как ветер, волен и один;
Туманный месяц и меня,
И гриву, и хребет коня
Сребристым блеском осыпал;
Я чувствовал, как конь дышал,
Как он, ударивши ногой,
Отбрасываем был землёй;
И я в чудесном забытьи
Движенья сковывал свои,
И с ним себя желал я слить,
Чтоб этим бег наш ускорить;

И долго так мой конь летел…
И вкруг себя я поглядел:
Всё та же степь, всё та ж луна:
Свой взор ко мне склонив, она,
Казалось, упрекала в том,
Что человек с своим конём
Хотел владычество степей
В ту ночь оспаривать у ней!

Это стихотворение М.Ю.Лермонтова как нельзя лучше предваряет наш сегодняшний урок и настраивает нас на разговор.

Слайд 3.

Бытует мнение, что люди, не бывавшие на Кавказе, прочитав роман, так явственно представили в своём воображении картины природы, что оказавшись в Пятигорске и Кисловодске, ощутили, будто знакомы с этими местами давно: М.Ю.Лермонтов был их «путеводителем» по Кавказу.

Сегодня нам предстоит выяснить, насколько важна роль пейзажа в романе «Герой нашего времени»

Проблемная ситуация (сл. - 4) Презентация

А вы, ребята, чью точку зрения разделяете?

Слайды 5-7

На этот и другие вопросы мы попытаемся ответить, выслушав сообщения групп.

Вы представите результаты работы группы - выводы.

Распределение работы групп

  • Соня, Лена - «Бэла»
  • Марям, Максим - «Фаталист»
  • Аня, Карина - «Княжна Мэри»

Основной вопрос записан на доске Какова роль пейзажа в романе «Герой нашего времени»?

Работа групп (поиск отрывков, анализ, подготовка к выразительному чтению, запись вывода) - музыка для эмоционального настроя и сопровождения работы в группах. Время работы в группах - 10 минут.

Сл.8 - работа групп

Сл. 9

1 группа глава «Бэла»

Обучающиеся могут найти и назвать следующие отрывки

«Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину. Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей, чтоб успеть до ночи взобраться на Койшаурскую гору, и во все горло распевал песни. Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею»

«Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро; хороводы звезд чудными узорами сплетались на далеком небосклоне и одна за другою гасли по мере того, как бледноватый отблеск востока разливался по темно-лиловому своду, озаряя постепенно крутые отлогости гор, покрытые девственными снегами. Направо и налево чернели мрачные, таинственные пропасти, и туманы, клубясь и извиваясь, как змеи, сползали туда по морщинам соседних скал, будто чувствуя и пугаясь приближения дня».

«Тихо было все на небе и на земле, как в сердце человека в минуту утренней молитвы; только изредка набегал прохладный ветер с востока, приподнимая гриву лошадей, покрытую инеем. Мы тронулись в путь; с трудом пять худых кляч тащили наши повозки по извилистой дороге на Гуд-гору; мы шли пешком сзади, подкладывая камни под колеса, когда лошади выбивались из сил; казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько глаз мог разглядеть, она все поднималась и наконец пропадала в облаке, которое еще с вечера отдыхало на вершине Гуд-горы, как коршун, ожидающий добычу; снег хрустел под ногами нашими; воздух становился так редок, что было больно дышать; кровь поминутно приливала в голову, но со всем тем какое-то отрадное чувство распространялось по всем моим жилам, и мне было как-то весело, что я так высоко над миром: чувство детское, не спорю, но, удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми; все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда, и, верно, будет когда-нибудь опять. Тот, кому случалось, как мне, бродить по горам пустынным, и долго-долго всматриваться в их причудливые образы, и жадно глотать животворящий воздух, разлитый в их ущельях, тот, конечно, поймет мое желание передать, рассказать, нарисовать эти волшебные картины. Вот наконец мы взобрались на Гуд-гору, остановились и оглянулись: на ней висело серое облако, и его холодное дыхание грозило близкой бурею; но на востоке все было так ясно и золотисто… в сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат».

«Крепость наша стояла на высоком месте, и вид был с вала прекрасный; с одной стороны широкая поляна, изрытая несколькими балками</ 7 , оканчивалась лесом, который тянулся до самого хребта гор; кое-где на ней дымились аулы, ходили табуны; с другой - бежала мелкая речка, и к ней примыкал частый кустарник, покрывавший кремнистые возвышенности, которые соединялись с главной цепью Кавказа».

Возможные выводы группы

Кем представлена данная картина природы? - описания природы представляет автор романа . Автор незаметно вплетает в описания природы свои размышления о людях, об их способности воспринимать природу.

Что привлекает читателя в этих описаниях? - красота природы, причудливые ее образы и картины

Какие чувства испытывает автор и Максим Максимович? - детские чувства восторга

Оказавшись высоко над морем, он испытывает особое, почти детское чувство радости.

Какими цветами нарисованы картины природы? Многоцветие

Какой литературный метод (романтизм или реализм) преобладает в картинах природы? - романтизм

Какова роль картин природы в данной главе? - Картины природы реалистичны, описание местности создают представление о месте и времени действия, помогают понять людей.

Красота природы Кавказа не может не восхищать поэта, и он любуется снеговыми вершинами гор, живописными скалами. Лермонтов восхищается красотой природы, ее величием и мощью. Эмоциональность в описании Койшаурской долины сказывается в первой же фразе: «Славное место эта долина!». Но не только это прямое восхищение делает приводимое описание эмоциональным, эмоциональным оказывается и выбор для изображения гор, скал, ущелий - они говорят о величии природы, ее красоте. Ощущение величия картины природы особенно усиливается благодаря эмоциональным эпитетам, например «неприступные скалы», и выделению слова «высоко», которое не только повторено, но и интонационно усилено предшествующей и последующей паузой.

Живописность картины передается цветовой окраской почти каждого предмета. Ученики найдут такие эпитеты, как «красноватые скалы», «зеленый плющ», «желтые обрывы», «золотая бахрома снегов», «черное ущелье», «серебряная нить». Вид Койшаурской долины благодаря этим зрительным образам кажется нарисованным.

Так передается естественное освещение; вверху все предметы освещены солнцем и кажутся яркими и светлыми, а внизу, в ущелье, солнце не проникает, его лучи задерживаются плотно стоящими горами и скалами. Предметы изображены правдиво, сочетание красок увидено автором в жизни. Картина гор «с золотой бахромой снегов» настраивает радостно, «черное, полное мглою ущелье» и речка, сверкающая, «как змея», рождают настроение тревожное. Лермонтов любит в природе жизнь, движение, поэтому даже здесь, где нет человека, он выделяет «живые» детали, создавая их метафорами и сравнениями: безымянная речка «шумно вырывается» из ущелья; Арагва сверкает, «как змея».

Пейзаж Койшаурской долины дает первое представление о месте, где будет развертываться действие романа. На фоне кавказской природы, величественной и прекрасной, особенно бессмысленной и пустой кажется жизнь «водяного общества», более понятной делается тоска и неудовлетворенность Печорина, яснее обнаруживаются конфликты между отдельными героями романа.

В пейзаже Койшаурской долины наглядно проявляются почти все основные черты, определяющие неповторимое своеобразие лермонтовских описаний природы: реализм, яркость красок, нескрываемая эмоциональность, насыщенность мыслью, живописность, динамика.

Сл. 10

2 группа «Княжна Мэри»

Обучающиеся могут найти и назвать следующие отрывки

11-го мая

«Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растуших в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, - а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльборусом... Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине - чего бы, кажется, больше? - зачем тут страсти, желания, сожаления?..»

Печорин жадно впитывает в себя красоту природы, тонко чувствует ее. Говоря о природе, Печорин обнажает свои самые откровенные мысли: с одной стороны он говорит, «чего бы, кажется, желать», а с другой тут же противоречит - «зачем тут страсти, желания, сожаления».

16 мая

«Возвратясь домой, я сел верхом и поскакал в степь; я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве, против пустынного ветра; с жадностью глотаю я благовонный воздух и устремляю взоры в синюю даль, стараясь уловить туманные очерки предметов, которые ежеминутно становятся все яснее и яснее. Какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется; на душе станет легко, усталость тела победит тревогу ума. Нет женского взора, которого бы я не забыл при виде кудрявых гор, озаренных южным солнцем, при виде голубого неба или внимая шуму потока, падающего с утеса на утес».

«Вот уж три дня, как я в Кисловодске. Каждый день вижу Веру у колодца и на гулянье. Утром, просыпаясь, сажусь у окна и навожу лорнет на ее балкон; она давно уж одета и ждет условного знака; мы встречаемся, будто нечаянно, в саду, который от наших домов спускается к колодцу. Живительный горный воздух возвратил ей цвет лица и силы. Недаром Нарзан называется богатырским ключом. Здешние жители утверждают, что воздух Кисловодска располагает к любви, что здесь бывают развязки всех романов, которые когда-либо начинались у подошвы Машука. И в самом деле, здесь все дышит уединением; здесь все таинственно - и густые сени липовых аллей, склоняющихся над потоком, который с шумом и пеною, падая с плиты на плиту, прорезывает себе путь между зеленеющими горами, и ущелья, полные мглою и молчанием, которых ветви разбегаются отсюда во все стороны, и свежесть ароматического воздуха, отягощенного испарениями высоких южных трав и белой акации, и постоянный, сладостно-усыпительный шум студеных ручьев, которые, встретясь в конце долины, бегут дружно взапуски и наконец кидаются в Подкумок. С этой стороны ущелье шире и превращается в зеленую лощину; по ней вьется пыльная дорога».

Печорин смотрит на все с «щемящим чувством человека, который что-то потерял, ждет чего-то, хорошего, но понимает, что найти не может.

16 июня - перед дуэлью

«Мы сели верхом; Вернер уцепился за поводья обеими руками, и мы пустились, - мигом проскакали мимо крепости через слободку и въехали в ущелье, по которому вилась дорога, полузаросшая высокой травой и ежеминутно пересекаемая шумным ручьем, через который нужно было переправляться вброд, к великому отчаянию доктора, потому что лошадь его каждый раз в воде останавливалась. Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление; в ущелье не проникал еще радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утесов, висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождем. Я помню - в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу. Как любопытно всматриваться каждую росинку, трепещущую на широком листке виноградном и отражавшую миллионы радужных лучей! как жадно взор мой старался проникнуть в дымную даль! Там путь все становился уже, утесы синее и страшнее, и, наконец, они, казалось, сходились непроницаемою стеной. Мы ехали молча».

В минуты напряжения душевных сил, в ожидании поединка Печорин с особым чувством обращается к природе, и читатель видит другого Печорина. Ранимого, тонко чувствующего.

«Вот мы взобрались на вершину выдавшейся скалы: площадка была покрыта мелким песком, будто нарочно для поединка. Кругом, теряясь в золотом тумане утра, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльборус на юге вставал белою громадой, замыкая цепь льдистых вершин, между которых уж бродили волокнистые облака, набежавшие с востока. Я подошел к краю площадки и посмотрел вниз, голова чуть-чуть у меня не закружилась, там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал, сброшенных грозою и временем, ожидали своей добычи».

Дуэль с Грушницким - кульминационное событие повести «Княжна Мэри». Все вдруг померкло в его глазах. Совсем недавно он любовался начинающимся утром, а после дуэти все померкло.

Возможные выводы группы

Какими глазами смотрит Печорин на окружающий мир? - Печорин смотрит на все с «щемящим чувством человека, который что-то потерял, ждет чего-то, хорошего, но понимает, что найти не может.

Что обнаруживает в себе Печорин в момент угрозы жизни? - желание жить, обнаруживает тонкую ранимую душу

Какие чувства раскрываются с помощью психологического пейзажа? - В минуты напряжения душевных сил, в ожидании поединка Печорин с особым чувством обращается к природе, и читатель видит другого Печорина. Ранимого, тонко чувствующего.

Какова роль пейзажа в этой главе? - способ характеристики героя.

Описание в начале главы позволяет судить о поэтичности Печорина, его любви к природе, о его культуре и образованности, об умении образно рассказывать о виденном, о стремлении к жизни такой же чистой и ясной, какую он видит в природе. Этот пейзаж помогает понять, что Печорин не удовлетворится созерцанием природы, чтобы жить, мыслить и чувствовать себя счастливым ему необходимы люди. Интерес к людям намечен в пейзаже. После описания гор Печорин записывает: «На восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок; шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа». Печорин, страстно любя природу, забывая при виде «кудрявых гор» обо всем, часто населяет ее людьми, всегда отмечая в пейзаже то, что напоминает о человеке.

Композиционный прием, помогающий развитию сюжета или намекающий на возможные изменения в судьбах героев выполняет в романе описание картины природы перед дуэлью начало пейзажа помогает понять настроения и чувства Печорина, а часть его со слов «Там путь всё становился уже…» намекает на возможный трагический исход дуэли и подчеркивает неясность и бесперспективность судьбы Печорина.

Иногда душевное состояние Печорина раскрывается и подчеркивается картиной природы, контрастирующей с его настроением. Некоторая нервная напряженность Печорина перед дуэлью оттеняется описанием мирного «голубого утра». Ликующая картина, говорящая о сча­стье и красоте жизни, особенно волнует героя, понимающего возможность трагического исхода. Конец этого описания, несмотря на всю реалистичность его, можно назвать в какой-то мере символическим: «дымная даль», куда стремится проникнуть взгляд Печорина, напоминает о его неясном будущем, а «непроницаемая стена утесов» наводит на мысль о неизвестности судьбы Печорина и о том тупике, к какому привела его жизнь.

В дневнике Печорина рядом с записями о событиях и размышлениями о своей судьбе часто появляются описания природы, вызывающей в нем определенные мысли, чувства, настроения, и это помогает читателю проникнуть в духовный мир героя, понять существенные стороны его характера.

Сл. 11

3 группа глава «Фаталист»

Обучающиеся могут найти и назвать следующие отрывки

«Я возвращался домой пустыми переулками станицы; месяц, полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!.. И что ж? эти лампады, зажженные, по их мнению, только для того, чтобы освещать их битвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и надежды давно угасли вместе с ними, как огонек, зажженный на краю леса беспечным странником! Но зато какую силу воли придавала им уверенность, что целое небо со своими бесчисленными жителями на них смотрит с участием, хотя немым, но неизменным!.. А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастия, потому знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши предки бросались от одного заблуждения к другому, не имея, как они, ни надежды, ни даже того неопределенного, хотя и истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или судьбою…»

На фоне ночного звездного неба Печорин в своих размышлениях дает оценку не только своей судьбе, но и судьбе своего поколения. По сравнению с видом ночного неба - его звездами, месяцем, красным заревом - ничтожны ничтожны споры о бренном и обыденном, мелки устремления и желания человека. Картина звездного неба приводит героя к мысли о вечности мира.

Возможные выводы группы

О чем размышляет Печорин, глядя в ночное небо? - о себе, о судьбе своего поколения, о том, что все мысли об обыденном ничтожны перед вечным небом.

Какова роль пейзажа в этой главе? - способ характеристики героя. Печорин показан глубоким, умным человеком, который понимает, что человек смертен, а мир вечен.

Мысли о судьбе современников связаны с пейзажем: зловещий, красный, как зарево пожара, месяц, показавшийся из-за «зубчатого горизонта домов», и спокойно сияющие на «темно-голубом своде» звезды, по сравнению с которыми ничтожны «споры за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права». Вид усыпанного звездами неба наводит Печорина на размышление о судьбе его поколения, приводит к мысли о вечности мира.

Подведение итогов

  • заслушивание каждой группы - выразительно отрывок, затем вывод
  • обсуждение: согласны ли вы с выводами группы?

Слайды 12,13

Описания природы сопровождают события каждой повести, раскрывают внутренний мир Печорина.

Природа является выразительницей самых тонких переживаний и настроений человека, но в то же время изображение ее всегда остается у Лермонтова совершенно реалистическим. В заключение необходимо остановиться еще на одном значении пейзажа, играющего большую роль в раскрытии идейного содержания романа. Роман «Герой нашего времени», отличающийся резко критическим характером по отношению к действительности и порожденным ею героям, в то же время проникнут глубокими жизнеутверждающими идеалами. Лермонтов выражает в нем жажду такой жизни, где будет простор мысли и чувству, где человек сможет найти применение своим силам. Эта мечта Лермонтова нашла отражение в характере героя и в ряде образов, противопоставленных Печорину. Но законченным носителем идеала подлинно прекрасной и свободной жизни является у Лермонтова природа. В современной ему действительности Лермонтов не мог найти эстетического наслаждения, и средством утверждения своего эстетического идеала он сделал изображение непокоренной величественной природы. Близость к природе, созерцание ее доставляют автору наслаждение и радость.

Так, рисуя и оценивая природу, Лермонтов помогает читателю увидеть прекрасное, стремиться к нему, «приближать» его. Вместе с тем, так изображая природу, Лермонтов отрицает то жестокое, что мешает человеку всегда чувствовать себя отрадно и весело. Следовательно, под пером Лермонтова пейзаж стал средством отрицания социальных уродств жизни и утверждения положительных идеалов.

Слайд 14

Запись выводов в тетрадь

  1. М.Ю.Лермонтов вплетает в описания природы свои размышления о людях, об их способности воспринимать природу: по-детски, восторженно, наслаждаясь каждым мгновением.
  2. Пейзаж в романе является фоном, на котором развиваются события.
  3. Картины природы реалистичны, описание местности создают представление о месте и времени действия.
  4. Пейзаж - способ характеристики героя, возможность показать его сложный внутренний мир.
  5. Домашнее задание. Сочинение-миниатюра «Как раскрывается личность Печорина в его отношении к природе?» Сл. 15

Использованная литература и интернет-ресурсы

  1. «Литература в школе» № 7, Москва 1993 г.
  2. Тамахин В.М. Эстетическая функция пейзажа в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" // М.Ю.Лермонтов. Материалы и сообщения VI всесоюзной лермонтовской конференции. - Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 1965.
  3. Анненский И.Ф. Об эстетическом отношении Лермонтова к природе ,Литературные памятники [Текст]. - М., «Наука» 1979. - 52 с.
  4. Анненский И.Ф. Об эстетическом отношении Лермонтова к природе//Русская школа. - 1891г. - Кн. 2. - 249 с.
  5. Андреевский С.А. Очерк о Лермонтове// Литература в школе. - 1995 №7. - 17 с.
  6. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений [Текст]. -М., 1834- 1848.
  7. Дружинин А.В. Прекрасное и вечное [Текст]. - М., 1989. - 71 с.
  8. Золотусский И. "Гоголь. Лермонтов. Жуковский. Литературные очерки [Текст]. - М., 1986. -37 с.
  9. Лермонтов М.Ю. Стихотворения, поэзия. - М., 1957. - 145 с.
  10. Немзер А.С. Пейзаж в творчестве Лермонтова// Литература в школе. - 1998 №3. - 22 с.
  11. Ходасевич В. Фрагменты о Лермонтове// Литература в школе. - 1997 №4. - 14 с.
  12. https://nauka.club/literatura/sochineniya/priroda-geroy-nashego-vremeni.html
  13. https://obrazovaka.ru/sochinenie/geroy-nashego-vremeni/priroda-i-peyzazh-v-romane.html
  14. https://school-ethiopia.ru/baza-sochinenij/pejzazh-v-romane-geroj-nashego-vremeni.html
  15. https://na5.club/literatura/sochineniya/geroj-nashego-vremeni/priroda-i-pejzazh-v-proizvedenii.html