Формирование речевого дыхания у детей – залог правильного речевого развития. Игры на речевое дыхание

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями

Класс: д/с

Ключевые слова: речевое дыхание


Консультация для родителей

Уважаемые родители!

Эта консультация поможет Вам создать дома условия и заниматься с вашим ребёнком по развитию правильного речевого дыхания

Дыхание тесно связано с энергией нашего тела, а также с обменными процессами, происходящими в организме.

Дыхательная система имеет не только жизнеобеспечивающее значение для организма, но и играет важную роль в образовании голоса и устной речи в целом.

Дыхание в процессе речи, или так называемое речевое дыхание, по сравнению с физиологическим дыханием в спокойном состоянии имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи.< /p>

Развитие речевого дыхания у ребёнка начинается одновременно с развитием речевой функции. Его становление в норме завершается к 10 годам.

Исследователи детской речи (Л.И.Белякова, И.И.Ермакова, М.В.Ипполитова, Н.И.Максакова, Е.И.Мастюкова, Т.В.Чиркина и др.) указывают на несформированность и нарушение речевого дыхания у детей с речевой патологией.

Развитие дыхания - один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей с тяжёлыми нарушениями речи независимо от вида их речевого дефекта.

Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности. Оно поверхностное, верхнерёберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объём легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы.

Речевое дыхание существенно отличается от неречевого. В отличии от физиологического дыхания, происходившего автоматически, речевое дыхание является произвольным.
При физиологическом дыхании вдох осуществляется через нос, причём вдох равен по продолжительности выдоху.

При речевом дыхании после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и осуществляется речевой акт.

Дошкольникам с речевой патологией, прежде всего, необходимо развивать объём легких, а в среднем и старшем дошкольном возрасте формировать грудобрюшной тип дыхания. Приближение этих показателей к норме позволит в дальнейшем перейти к развитию речевого дыхания, так как грудобрюшной тип дыхания является базой для формирования такой сложной психофизиологической функции, как речевое дыхание.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условие для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности. Формирует достаточно сильную, ровную струю воздуха, проходящую через голосовые связки.

В комбинированной группе «Солнышко» созданы логопедические игры, способствующие выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности, что необходимо как для заикающихся детей и детей, страдающих нарушением темпа речи, так и для дошкольников, имеющих дефекты звукопроизношения. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребёнка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.

Правила при выполнении с детьми игр и упражнений для развития речевого дыхания

  1. Дыхательная гимнастика должна проводится до еды, в хорошо проветренном помещении, воздух в нём должен быть средней влажности;
  2. Одежда ребёнка не должна стеснять его движения;
  3. Вдох осуществляется через рот;
  4. Регламент в пределах от 3 до 5 минут, чтобы не вызвать у детей головокружение и негативных реакций;
  5. При выполнении дыхательных упражнений нельзя переутомлять ребёнка (первый признак утомления - зевота - симптом кислородной недостаточности);
  6. Необходимо следить за позой ребёнка (сидеть или стоять прямо, плечи расправлены, ноги и руки спокойны). Во время выдоха не надувать щеки.
  7. Необходимо контролировать сопутствующие движения, а именно не допускать общего мышечного напряжения;
  8. Выдыхать следует полностью, пока не закончится весь воздух.

Перечень игр и упражнений на развитие речевого дыхания, которые выполняются логопедом и воспитателями

«БУРЛЯЩАЯ ВОДИЧКА в СТАКАНЕ»

Цель игры: развитие речевого дыхания.

Правила выполнения игры: играть можно как одному ребёнку, так и с подгруппой детей. Дети сидят за столом, на столе прозрачные стаканы, налита 1/4 часть кипячёной воды, трубочка лежит на столе перед ребёнком на салфетке. Ребёнок берёт трубочку в рот, кладёт на середину языка, вдыхает через рот воздух, задерживает дыхание, вставляет трубочку в стакан и дует в эту трубочку (вода в стакане начинает «бурлит»), если ребёнок правильно выполняет речевое дыхание. Выполнятся упражнение 5 раз, постепенно можно довести до 7-8 раз. Трубочки могут быть разной толщины и длинны, но сначала берутся широкие трубочки в объёме, затем можно использовать трубочки разные, когда ребёнок наберёт опыт играя в эту игру. При выполнении игровых действий следим, чтоб ребёнок не надувал щёки.

«ЗВУКОВЫЕ ДУДОЧКИ»

Цель упражнения: развитие речевого дыхания.

Правила выполнения упражнения: ребёнок берёт трубочку в рот и положит её на середину язычка, сделать вдох (пауза) и подуть в трубочку. Если трубочка раскрылась и издался звук, то тогда упражнение выполнено правильно (выполняется 5 раз для детей 5 - 6 лет). Следить, чтоб ребёнок не надувал щёки.

«ВОЛШЕБНЫЙ ШАР»

Цель упражнения: развитие диафрагмального дыхания.

Правила выполнения упражнения: ребёнок стоит и в руках держит шар. При вдохе шар раскрывается (ребёнок двумя руками раздвигает шар и вдыхает воздух через рот). Затем ребёнок задерживает дыхание (пауза). При выдохе через рот шар сжимается (ребёнок двумя руками сжимает шар). Упражнение выполняется 7-8 раз для детей 5- 6 лет.

«ПОДУЙ, ЧТОБ ШАРИК ЗАКРУЖИЛСЯ»

Цель упражнения: развитие речевого дыхания.

Правила выполнения упражнения: ребёнок берёт шарик за тесёмку, держит на уровне своего рта, делает ртом вдох (пауза) и выдыхает воздух на грань шарика. (Если упражнение выполнено правильно, шарик должен закрутится). Упражнение выполняется 5-6 раз для детей 5-6 лет. Следить, чтоб ребёнок не надувал щёки.

«МАШИНКА ПОЕХАЛА»

Цель игры: развитие речевого дыхания.

Правила выполнения игрового действия: ребёнок сидит за столом, машина стоит на плоскости (гладкой поверхности). Ребёнок берёт трубочку в рот, положит на середину языка, делает вдох ртом (пауза), затем делает выдох в трубочку и направляет её на машинку. При направлении правильной воздушной струи машинка должна поехать. Упражнение выполняется (6-7 раз для детей 5-6 лет). Следить, чтоб ребёнок не надувал щёки.

«БЫСТРЫЕ МАШИНЫ»

Цель игрового упражнения: развитие речевого дыхания.

Правила: двое детей сидят напротив, перед детьми у каждого машина. Дети берут в рот трубочку и положат на середину языка, вдыхают воздух через рот (пауза), затем воздух выдыхают через рот, воздушная струя идёт в трубочку, а трубочка направлена на машинку. Если воздушная струя направлена правильно, то машинка поедет. Следить, чтоб машинки ехали по прямой дорожке. Упражнение выполняется 7-8 раз для детей 5-6 лет. Следить, чтоб ребёнок не надувал щёки.

«ПОКАТИЛИСЬ РАЗНОЦВЕТНЫЕ ШАРИКИ»

Цель игры: развитие речевого дыхания, укрепление мышц губ.

Правила выполнения речевой игры: ребёнок сидит за столом, на столе поднос с разноцветными шариками. Ребёнок берёт в рот трубочку, положит на середину языка, ртом вдыхает воздух (пауза). затем выдыхает в трубочку и разноцветные шарики покатились. Упражнение выполняется 7-8 раз для детей 5-6 лет. Следить, чтоб ребёнок не надувал щёки.

«МЕДВЕЖОНОК, ПОЙМАЙ ШАРИК»

Цель игры: развитие речевого дыхания.

Правила игры: ребёнок сидит за столом, перед ним лабиринт, на нём шарик из губки и сидит медведь. Ребёнок берёт трубку, положит себе на середину языка, ртом делает вдох (пауза) и воздух выдыхает через трубку, которая направлена на шар. При правильном выдыхании шар покатится к медвежонку. Игра выполняется 7-8 раз для детей 5-6 лет.

«САЛЮТ из РАЗНОЦВЕТНЫХ ШАРИКОВ»

Цель игры: развитие речевого дыхания.

Правила игры: ребёнок сидит за столом, перед ним поднос, на нём маленькие разноцветные шарики. Ребёнок берёт трубку в рот, вдыхает воздух через рот (пауза), затем через рот в трубочку выдыхает воздух и шарики раскатываются в разные стороны. Упражнение выполняется 7-8 раз для детей 5-6 лет. Следить, чтоб ребёнок не надувал щёки.

Консультацию, подбор упражнений и игр подготовили:

  • Учитель-логопед: Гурьянова Л.К. (Почётный работник общего образования РФ)
  • Воспитатель (олигофренопедагог): Козлова С.В.
  • Воспитатель: Булычёва Э.С.