Развитие связной речи у младших школьников

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: развитие связной речи


Развитие связной речи младших школьников является одним из главных требований школьного образования. В Федеральном государственном образовательный стандарте начального общего образования (ФГОС НОО, введенный в действие с 1.01.2010г.) и Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ № 273, введенный в действие 29.02.2012г.) отмечено, что младшие школьники должны обладать речевыми навыками, сознательным построением речи, опираясь на соответствующие ситуации. Навыки речи, которые приобретают младшие школьники в период получения начального образования, являются основой, формирующей языковую личность, так как именно в этот период развития учащиеся сталкиваются с литературным языком, с письменной версией языка, с необходимостью улучшить речь.

Связная речь - это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Кроме того, она характеризуется смысловой, структурной и языковой связью частей. Главной единицей является текст (речевое высказывание, речевое сообщение).

В самом начале работы, когда у детей еще не сформированы читательские умения, техника чтения слаба и не развита связная речь и для того, чтобы активизировать умственную и практическую деятельность своих учеников применяются следующие виды работы:

  • выразительное чтение учителем художественного произведения с музыкальным, художественно-изобразительным сопровождением;
  • выразительный рассказ учителя или просмотр диафильма;
  • игры со словами;
  • использование инсценировок художественных произведений.

Связанная речь - высшая форма речевой деятельности, которая является главным компонентом обучении и воспитании. Многие исследователи современности (лингвисты, философы, психологи, социологи, преподаватели) обеспокоены снижением общего уровня речевой культуры учащихся на уровне начальной школы.

Во время разговора человек непреднамеренно обращает внимание на многие аспекты своего социального положения, такие как пол, возраст, место происхождения (по акценту), физического состояния, психического состояния, физико-психического состояния, образование, опыт и тому подобное. Есть также много ситуаций, в которых люди занимаются уединенной речью. Когда человек разговаривает сам с собой во время деятельности, происходит оживление и организация познания.

Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего младшего школьника, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.

В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях:

  • процесс, деятельность говорящего младшего школьника;
  • продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание;
  • название раздела работы по развитию речи.

В школьном возрасте язык усваивается учащимся стихийно, в общении, в речевой деятельности. Такого стихийного усвоения недостаточно, так как усвоенная речь в таком случае будет примитивной и не всегда правильной. Некоторые очень важные стороны языка стихийно усвоены быть не могут. Важно, чтобы новые языковые средства, которые усваивает школьник, наполнялись реальным смыслом.

Правильная речь должна соответствовать нескольким правилам:

  • правильность - это сообщение норм современного литературного языка - грамматики, орфографии, пунктуации. Правильность считается основным качеством хорошей речи;
  • ясность - это доступность ее для понимания другими. Вредят ясности слова и выражения, придуманные или взятые из какого-либо произведения для украшения;
  • чистота - свободная от лексики, находящаяся за пределами литературного языка (жаргонизмов, диалектизмов, слов паразитов);
  • точность - значение слов и словосочетаний и предметной сторонами речи;
  • выразительность - умение ярко, убедительно и в то же время по возможности сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, выбором слов, построением предложений действовать на адресата;
  • богатство - выбор языковых средств для выражения одной и той же мысли, отсутствие однообразия, повторения одних и тех же слов и конструкций.

В начальных классах происходит обучение чтению, письму, речи устной и письменной - это есть формирование специфических речевых умений и навыков, то есть вкладов речевой деятельности.

Выделяется несколько видов речевой деятельности: чтение и аудирование (слушание и понимание), устная речь и письменная речь. Человек на протяжении всей своей жизни развивает свою речевую культуру, обогащает свой словарный запас. Связная речь возникает в результате потребности высказаться, а высказывания человека происходят из-за определенных побуждений. Такую сторону речевой деятельности называют мотивацией речи. Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

По мнению М.М.Алексеевой, существуют следующие особенности развития речи младших школьников:

1. Звуковая культура речи. Включает произнесение звуков (звук, дикция), элементы звуковой речи (интонация, темп), двигательные средства выражения. Звуковую культуру речи можно воспитать, используя такие приемы, как преувеличенный звук (с подчеркнутой дикцией) или интонационный звук (ударный слог, часть слова, искаженная детьми); типичное название звука или звуковых комбинаций (з-з-з- летит пчела, цок-цок - скачет заяц); хоровое и индивидуальное повторение; совместная речь ребенка и воспитателя, отраженная речь. Также в развитии звуковой культуры речи имеют место метод упражнения (повторяющиеся и быстрые разговоры, заучивание скороговорок и т.п.), дидактические игры (игры с предметами, настольные печатные игры и словесные игры), подвижные игры с текстом.

2. Грамматика. Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного материала, правильно выражать свои мысли.

3. Лексика. Работа на уровне обогащения словарного запаса не может быть ограничена только накоплением определенного количества слов у учащихся. Важно научить детей выбирать и группировать части слов по различным критериям: морфологическим (по общему корню, суффиксу), лексико-семантическим (по общности или противоположности значений) и т.д. Основополагающими в формировании словарного запаса являются приемы формирования словаря по частям речи. Очень важным моментом является выбор педагогически целесообразных видов словарного запаса - логических упражнений.

4. Развитие речи. Оно является показателем речевого развития обучающихся младших школьников. В раннем школьном возрасте, обучающиеся могут активно участвовать в беседе, полно и точно отвечать на поставленные вопросы учителя, дополнять и исправлять ответы сверстников. Главный аспект беседы заключается в переходе слова, который происходит в процессе коммуникации. Переход слова предполагает, что говорящее лицо время от времени меняется. Если разговор имеет место, то он предполагает, что слово переходит от одного говорящего к другому в упорядоченном порядке: один человек говорит, в то время как другие молчат, а затем говорящий замолкает, и другой человек берет слово. По-видимому, существуют четкие правила определения того, когда и как слово передается от одного говорящего к другому; если бы этого не было, разговор был бы просто шумом от группы людей, пытающихся говорить одновременно. Однако эти правила нелегко обнаружить, и ученые в последние годы посвятили много исследований, пытаясь изучать их. Очевидным является то, что младшие школьники не понимают понятия перехода слова. Умение не перебивать и различные способы, которые регулируют переход слова, и отказ от высказывания являются средствам и развития связной речи и дискуссии. Характер общения детей зависит от сложности задач, которые решаются в совместной деятельности. Монологическая речь также совершенствуется: дети осваивают различные виды обязательных высказываний (описание, повествование, рассуждение). Синтаксическая структура детских рассказов усложняется, становится все больше и больше сложных предложений.

Уроки литературного чтения в начальной школе призваны решать вопросы формирования у обучающихся младших школьников не только читательской самостоятельности, составляющей основу читательской деятельности, но и развитие связной речи, связанной с воспроизведением прочитанного художественного произведения и созданием собственного высказывания на основе прочитанного.

Органическая связь читательской и речевой деятельностей младших школьников обусловлена психологической природой чтения как вида речевой деятельности, направленного на восприятие слова, извлечение смысла, понимание замысла автора, осмысление своего отношения к прочитанному произведению. На уроках литературного чтения можно использовать следующие виды заданий, способствующих развитию связанной речи:

  1. Пересказы с использованием иллюстраций в качестве наглядного материала. Такое задание является информативным и структурно оформленным. На уроках литературного чтения, дети воспроизводят почти все основные моменты, как они четко изображены на иллюстрациях. Одновременное использование литературного образца и рисунков положительно сказывается на содержании и согласованности пересказов, и точности, беглости речи; повышает мотивацию и независимость высказываний. Работу по формированию способности четко выражать свои мысли, следует начинать с пересказа, услышанного, со ссылкой на действия и сюжетные картинки, приведенные в последовательности услышанной истории. Пересказ должны сопровождать вопросы учителя. Также очень важно использовать при пересказе работу с планом. Учащиеся должны уметь 25 разграничивать части текста, составлять на их основе план, учитывая логику и последовательность этих частей в тексте.
  2. Следующее упражнение, которое педагогу можно использовать в своей работе - это выборочный пересказ. Выборочный пересказ - вид устного пересказа, как приёма развития связной речи. В выборочном пересказе воспроизводится какая-либо одна из небольших тем излагаемого текста. Выборка может производиться из разных частей текста, например, пересказать всё, что относится к характеристике действующего лица в рассказе; всё, что характеризует картины природы в тексте. Выборочные пересказы могут быть связаны с картинкой-иллюстрацией, с вопросом или заданием учителя. Проводятся такие пересказы, как правило, не ранее второго класса, служат основой для подготовки к сочинениям типа характеристики героев литературного произведения, а в вариантах научного текста - основой обучения конспектированию. Этот вид работы требует от младших школьников умения обобщать и выделять наиболее важную информацию из всего текста.
  3. Далее, ребенка следует учить творческому пересказу. Его суть заключается в том, что ребенок учится создавать независимые истории из серии сюжетных картинок, используя собственные наблюдения и впечатления об увиденном событии. Творческий пересказ - вид устного пересказа или письменного изложения, характеризующийся изменениями и дополнениями в тексте. Возможные творческие изменения и дополнения: изменение лица рассказчика (от изменения личной формы глагола до пересказа от лица одного из персонажей); продолжение сюжета, продолжение судьбы героя; введение новых эпизодов, пейзажных зарисовок; перестройка сюжетного произведения в составление диафильма, киносценария, составление рассказа по аналогии с прочитанным произведением. В 3-4 классах предлагают детям такой вид творческого пересказа, как пересказ - сравнительная характеристика с изменением лица.
  4. Следующие вид задания - составление устного рассказа. Очень важно, правильно обучить устному рассказу. Устные рассказы имеют свою специфику, которая связана с особенностями устного слова. Они необходимы для развития связной речи учащихся. Они сначала составляются коллективно в соответствии с требованиями учителя, а затем, по составленному плану, обучающийся воспроизводит устный рассказ самостоятельно.

Тематика устных рассказов определяется программой чтения, в основе их лежат личные впечатления и наблюдения. Работу в классе можно проводить по такому плану:

  • Сообщение темы и цели работы.
  • Чтение вслух сюжетного плана, данного учителем, или коллективное составление плана.
  • Обдумывание (размышление) рассказа в целом каждым учеником.
  • Составление связного рассказа с использованием плана. Изучение стилей речи - диалог, монолог, аргументация, устная и письменная речь; разговорный стиль речи, официальный. Начиная с первого класса, учитель должен работать со словами, которые можно использовать в определенном стиле речи. Отрывки из литературных текстов и самих произведений предоставляют богатый материал для овладения стилистическими особенностями речи. При изучении сказок, эпосов дети встречаются с различными словами устаревшего стиля - купец, град, забор, шкатулка, дерево, эти слова незнакомы школьникам, поэтому требуют уточнения, заменяя их синонимичными. Следующий вид работы по развитию связной речи, который можно использовать на уроках литературного чтения - словарная работа.

Словарная работа - целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Для выяснения сущности словарной работы в начальной школе следует обратиться к последовательности усвоения значения слов:

  • соотнесение слова с данным конкретным предметом;
  • связь слова с определенным понятием (обобщенное значение);
  • соотнесённость слова с другими лексическими единицами внутри лексической системы языка.

Усвоить значение слова - значит, пройти все перечисленные этапы. В словарной работе существует два аспекта:

1. Освоение предметной соотнесённости слов и их понятийного содержания, которое происходит с развитием познавательной деятельности младших школьников и осуществляется в логике предметных связей и отношений.

2. Усвоение слова как единицы лексической системы, его связи с другими лексическими единицами, которое происходит через ознакомление младших школьников с многозначными словами, раскрытие их семантики, точное по смыслу использование антонимов, синонимов, многозначных слов, т.е. развитие смысловой стороны речи. Для того чтобы максимально полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен обладать достаточным словарным запасом. Чтобы повысить речевую культуру ученика, учитель должен использовать в своей работе лексические упражнения. Обогащение словарного словаря осуществляется младшими школьниками с помощью овладения смыслом новых, ранее неизвестных слов. Одним из методов работы со значением слова является объяснение его значения посредством иллюстрации его использования в тексте.

Особое место на уроках литературного чтения отводится работе с орфографическим словарем. Орфографический словарь используется не только как справочник по орфографии на уроках русского языка и правописания, который может быть использован в сложных случаях во время написания текста. Его можно использовать как учебное пособие на уроках литературного чтения, где можно подобрать лексический материал для заданий по развитию речи. Уроки литературного чтения позволяют проводить различные виды работы, способствуя развитию связной устной речи младших школьников. В группу этих упражнений входит: работа с синонимами, антонимами, паронимами, также ведет работу с толковыми, этимологическими и синонимичными словарями. Литературные произведения начальной школы содержат большое количество слов, понятных детям, но находящихся в их пассивном резерве. Задачей учителя является введение в систему урока - системы упражнений и заданий, направленных на развитие у учащихся диалогической речи.

Важно не просто передать знания, накопленные человечеством, но помочь ему «вписаться» в контекст культуры, помочь найти общий язык с другими (миром, природой, человеком) и помочь осознать взаимозависимость в этом мире.

Материал, изучаемый на уроках литературного чтения, предоставляет широкие возможности для составления произношений в ситуационных играх: народные песни, сказки, скороговорки, пословицы, загадки - лучшие помощники в становлении и развитии речи.

Интегрированные уроки в начальных классах позволяют использовать проблемные ситуации, например, уроки музыки и литературы, уроки рисования и чтения, уроки русского языка и чтения. Лингвистические и коммуникативные игры обогащают нормы языка речи с точностью и выразительностью, они вносят элемент соревнования: кто быстрее всех произносит поговорку, кто лучше всех пишет сказку, сказку. Быстрая смена дыхания, упражнения на произношение развивают речевые механизмы, которые контролируют интонацию, и готовят детей к восприятию нового материала - способности создавать высказывания с помощью ассоциации. Таким образом, развитие связной речи у обучающихся - это длительный и сложный процесс, который требует системного и целенаправленного вмешательства учителя начальных классов. Основная задача учителя в работе по развитию речи, заключается в том, чтобы вооружить учащихся способностью выражать свои мысли и мысли других людей - осмысленно, грамматически и стилистически правильно.