Школьные цифровые образовательные как средство повышения качества обучения

Разделы: Урок с использованием электронного учебника


Во первом полугодии 2020 педагогически коллектив школ всего мира и учащиеся оказались в ситуации обучения в период пандемии. Контроль со стороны учителя уменьшился и ученики не всегда включаются в работу. В ситуации обучения с применением дистанционных технологий педагогу стало труднее устанавливать контакт с учениками, а ученикам стало сложнее оценить результат своей работы без взаимодействия с учителями. Данный формат диктует новые требования к организации учебного процесса. Но чтобы это процесс оставался эффективным. На помощь школам пришли различные цифровые платформы: РЭШ, Сберкласс, Учи.ру, Якласс и другие.

В школьное образование стремительно вошли цифровые сервисы, становятся востребованными и навыки необходимые для успеха. В новых условиях меняются само понимание образованности: важно не просто выучить что-то раз и навсегда, а уметь учиться постоянно. Самостоятельно осваивать новые знания и развивать новые компетенции. Как оставить все положительные моменты существующей системы образования? Как в школе с большим количество обучающихся, учесть особенности каждого ребёнка?

Ответы на эти требования предлагает персонализированная модель образования. Такая модель уже внедряется в передовых российских школах и получила первый положительный опыт. Обучение в персонализированной модели дарят ученикам возможность выбора: предмет осваивается на базовом и продвинутом уровнях. Например, при изучении иностранного языка кто-то хочет знать язык в совершенстве, какому-то важно выйти на уровень больше среднего, а для многих вполне достаточно базового набора слов и оборотов.

Новая модель предполагает персонализированный подход к обучению по всем школьным предметам. Главный инструмент персонализированной модели образования-цифровая платформа. Доступ к платформе ученик получает прямо из класса или из дома, через современные гаджеты. Цифровая платформа открывает доступ к занимательным учебным материалам в самых разных формах: видеоуроки, текстовый материал, иллюстрации. Обучение на платформе можно проходить в удобном темпе, подбирая для себя желаемый уровень.

При этом сохраняется классическая форма обучения. Ученики работают с учебными материалами, делают задания в тетрадях, работают с компьютером, выполняют проекты. Сохраняется групповая и индивидуальная работа. Обучающийся всегда может проанализировать и обсудить свои успехи с учителем, наметив следующие цели.

Новость о внедрении цифровой платформы никого не оставила равнодушным. По мнению ряда авторов процессы так называемого понятия киберсоциализации и традиционной социализации будут идти параллельно. [1] Ученикам предстоит по-новому учиться, учителям по-новому работать и привыкать к новой роли. У родителей появляется полная картина прогресса ребёнка. Вопросов возникло много, но все сошлись на том, что в образовании необходимо использовать инновационные методики обучения и цифровые решения, для раскрытия способностей и развития компетенций каждого ребенка, необходимых в современном мире.

С 2020 года в нашей школе началась апробация персонализированной модели образования (ПМО) с использованием школьной цифровой платформы СБЕРКЛАСС.

Что такое школьная цифровая платформа СБЕРКЛАСС? Это неоценимый помощник в обучении школьников. Платформа не заменяет учителя, но меняет его роль. Она является инструментом для педагога. Это площадка взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Как устроено обучение на платформе? Учебный материал на платформе разбит на модули. Каждый модуль раскрывает одну большую базовую идею учебного предмета. В каждом модуле ставится проблемный вопрос, усиливающий интерес учащихся к теме. Цели имеют уровни и шкалу, а каждое задание соответствует этим уровням.

Уровень 1 - мотивирующий, содержит задания соответствующий темам всего модуля.

Уровень 2 - базовый, состоит из заданий, которые рассчитаны на простейшее понимание и применение полученных знаний.

Уровень 3 - целевой, задания направленные на анализ, синтез, понимания материала, изученного в этом модуле.

Как педагог общается с учениками? Учитель всегда имеет возможность выйти на видеовязь с учениками с помощью одного из инструментов информационной коммуникации.

Ученик выполняет основную работу в классе, следуя в своем индивидуальном темпе. Строгого деления на классную и домашнюю работу нет. Ребенок всегда может вернуться к заданию, в котором он допустил ошибки, и сделать его заново. Основополагающими факторы персональной модели обучения являются: ориентация на цели, выбор учебных целей, уровня их достижения самим обучающимся. Это, несомненно, положительно влияет на мотивацию обучающегося.

Что получают разные целевые группы, пользуясь школьной цифровой платформой?

Учителя - удобный инструмент для планирования учебной деятельности и управления учебным процессом. Контроль прогресса класса в целом и каждого учащегося. Помощь в подготовке к урокам и составление учебных планов, автоматическая проверка заданий и формирования отчетности.

Ученики - круглосуточный доступ к вариативному и качественному контенту из разных источников. Систему ориентиров, выбор целей, формирование индивидуальной образовательной траектории, индикатор личного прогресса, предметные, гибкие цифровые навыки.

Родители - оперативная, прикладная обратная связь, отсутствие географической привязки к школе и безопасность ребёнка.

Школьная цифровая платформа «Сберкласс»- помощник для учителя. На платформе уже загружены готовые обучающие материалы по всем предметам. Здесь же ребята делают упражнения, проверка большинства которых проходит автоматически, что высвобождает время учителя.

На платформе предусмотрены разные формы оценивания выполненных заданий:

  • самопроверка учащимся по ключам,
  • проверка учителем,
  • автоматическая проверка,
  • проверка работы одноклассником.

Если ученик отсутствовал на уроке ему можно задать индивидуальное задание: просмотр видеоматериала урока, чтение теории и ответы на вопросы.

Школьная цифровая платформа проводит мониторинг - какому учебному предмету учащийся уделил должное внимание, а какому нужно уделить больше времени. Особое внимание уделяется вопросам кибербезопасности и навыкам XXI века. Платформа дает возможность детям мыслить креативно, учит навыкам управления эмоциями и командной работе. Платформа является дополнением учебного процесса, при этом, не заменяя учителя. Каждый учитель теперь имеет возможность сменить рутинные операции на занятия творчеством.

Подводя итог, следует отметить, что школьные цифровые платформы, как инструмент персонализированного образования, увеличивают мотивацию обучающихся к самообразованию, повышают культуру учения, дают возможность почувствовать свою ответственность за результат работы и делают процесс обучения более эффективным.

Список использованной литературы

  1. Афанасьева Л.И., Андросова М.И., Афанасьев Н.А. К вопросу о киберсоциализации современных подростков//Международный научно-исследовательский журнал. - 2020.- №12 (102). - Ч. 4 . - С.6-8
  2. Современная цифровая образовательная среда в РФ. - Режим доступа: http://neorusedu.ru/about
  3. О приоритетном проекте «Цифровая школа». - Режим доступа: http://government.ru/projects/selection/693/30822/
  4. Популярные сайты, сервисы и приложения для учителей, дошкольных педагогов, родителей школьников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infoselection.ru/infokatalog/obuchenie-i-znaniya/uchebnye-zavedeniya/item/611-poleznye-sajty-dlya-uchitelej-i-roditelej
  5. Рязанова Э.Р. Использование образовательных платформ в процессе обучения младших школьников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-obrazovatelnyh-platform-v-protsesse-obucheniya-mladshih-shkolnikov