Конспект открытого урока русского языка в 4-м классе по теме «Упражнение в правописании падежных окончаний имён существительных в творительном падеже»

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Администрирование школы, Общепедагогические технологии, Мастер-класс

Класс: 4

Ключевые слова: русский язык, склонение имен существительных


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель:

  • развивать умение определять падеж имён существительных, научить обучающихся правильно писать окончания имён существительных в творительном падеже;
  • формировать умение определять творительный падеж по его признакам и использовать в устной и письменной речи.

Задачи:

  • совершенствовать умение правильно писать окончания имён существительных в творительном падеже;
  • создать условия для формирования навыка определения падежных окончаний имён существительных;
  • способствовать развитию орфографической зоркости;
  • содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

Форма организации учебной деятельности обучающихся:

  • фронтальная
  • индивидуальная
  • групповая

Планируемые результаты

Предметные УУД:

  • научатся правильно писать безударные окончания имён существительных в творительном падеже; определять склонение имён существительных; выделять падежные окончания имён существительных; работать с деформированными предложениями; выполнять звуко-буквенный разбор слова, морфологический разбор слова.

Личностные УУД:

  • воспринимать русский язык как одну из основных национально-культуных ценностей российского народа, его значение в процессе получения школьного образования, осознавать себя носителем этого языка;
  • проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, самостоятельность и ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;
  • проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, к языковой деятельности;
  • владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её;
  • анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков.

Регулятивные УУД:

  • принимать цель и учебно-познавательную задачу и сохранять их до конца учебных действий;
  • определять и формулировать цель деятельности на уроке;
  • проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
  • оценивать свои достижения.

Коммуникативные УУД:

  • аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, задавать вопросы;
  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, в группах;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Оборудование: учебник русского языка, карточки с заданиями, компьютер, интерактивная доска, презентация по теме урока.

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация к деятельности

Давайте настроимся на работу, улыбнёмся друг другу и нашим гостям. Откройте тетради, положите их правильно, запишите сегодняшнее число и «классная работа».

- Сегодня наш урок пройдёт в виде игры «Счастливый случай». Эта игра представляет собой соревнование между двумя командами. Она состоит из 3 этапов. У нас будет 2 команды «…» и «…».

2. Актуализация знаний

- Сегодня мы продолжим работу с именами существительными в творительном падеже.

- Ваша задача - научиться без ошибок писать окончания существительных в творительном падеже. А для этого надо хорошо знать, как проверить падежные окончания (можно подобрать слова с ударным окончанием, либо определить склонение и посмотреть таблицу).

- От какого слова произошло название падежа? (от слова «творить»)

- Подберите синонимы к этому слову. (создавать, делать, совершать, осуществлять)

С тем, - заявил Творительный,
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно
Относится к труду.

- А если обратиться к истории русского языка, то творительный падеж в русской грамматике назван так потому, что одним из его значений было такое: орудие, которым что-нибудь делают. В старину иногда его называли орудийным. Творительный падеж - это падеж-трудяга.

- Ребята, назовите ваш труд и орудия вашего труда.

Труд учеников - учёба в школе и дома. Орудия учеников: ручка, карандаш, линейка, кисточка. В творительном падеже пишем ручкой, чертим карандашом, рисуем кисточкой.

Повторение знаний о творительном падеже

- На какие вопросы отвечает творительный падеж?

- С какими предлогами употребляется?

- Что скажете про ударные и безударные окончания?

Падеж

Вопросы

Предлоги

1 скл

2скл

3 скл

Роль в предложении

Т.п.

кем? чем? (где? куда?)

с, за, под,
над, между

-ой (ою)
-ей (ею)

-ом,
-ем,
-ём

Второстепенный член

Ударные и безударные окончания пишутся одинаково.

- Прочитайте тему и сформулируйте цель урока (Закрепить знания о правописании окончаний имён существительных в творительном падеже).

- Какие знания и умения нам сегодня пригодятся?

3. Словарная работа

Словарный диктант (10 слов)

Костюм, пейзаж, беседовать, аллея, хозяин, пассажир, шофёр, завтра, хлебороб, двенадцать.

4. Чистописание

- А теперь, ребята, поработаем над чистописанием.

З з Зз З з Зз З з Зз З з Зз

з - строчная (состоит из двух элементов)

  • (первый элемент) начинаем писать с середины РС: пишем округлую линию вправо вверх, делаем закругление, слегка закругляя вниз вправо, пишем короткую наклонную, не доходя до нижней линии РС;
  • останавливаемся и делаем небольшое закругление вверх вправо и вниз до нижней линии РС;
  • (второй элемент) пишем длинную наклонную линию почти до середины следующей строки; затем движением руки влево делаем небольшую петлю;
  • пересекаем нижнее закругление обязательно на нижней линии РС;
  • заканчиваем писать чуть выше нижней границы РС.

З - заглавная (состоит из двух элементов)

  • (первый элемент) начинаем писать чуть выше середины РС: пишем округлую линию вправо вверх, доходя до середины РС, делаем закругление вправо, пишем короткую наклонную линию до нижней линии РС;
  • (второй элемент) ведя рукой вверх и вправо начинаем писать большой полуовал: опускаемся до нижней линии РС, касаясь её;
  • закругляем влево и заканчиваем писать букву немного выше нижней линии РС.

(Пишут в воздухе, списывают, соблюдая закономерность, подчёркивают самые красивые, по их мнению, буквы и буквосочетания.)

Зима, зимний, зимовьё

- Прочитайте слова и скажите, чем они похожи? (Однокоренные)

- Какие слова называются однокоренными? (Слова с одинаковым корнем)

- Найдите лишнее слово. (Зимний - это прилагательное, а остальные - существительные. Разбор «лишнего» слова по составу.)

Зимний - ий - окончание, н - суффикс, зимн - основа, зим - корень.

5. Работа у доски и в тетрадях

1 этап. Индивидуально-групповая работа

(На верёвке закреплены снежинки с существительными. Подходят к доске, снимают по снежинке и записывают: кем или чем раньше был этот предмет.)

- Ребята записывают ответы в тетради, выделяют окончания, указывают склонение.

  • №1 курица -…(цыплёнком) 2 скл
  • №2 лошадь -…(жеребёнком) 2 скл
  • №3 корова -…(телёнком) 2 скл
  • №4 утро -…(ночью) 3 скл
  • №5 лёд - …(водой) 1 скл. Выполняют звуко-буквенный разбор.
  • №6 бабочка - …(куколкой) 1 скл
  • №7 мужчина - …(мальчиком) 2 скл
  • №8 осень - …(летом) 2 скл
  • №9 бензин - …(нефтью) 3 скл

- Внимательно посмотрите на слова-ответы.

- Чем они похожи? (Все стоят в Т.п.)

- Чем отличаются? (Окончанием, склонением)

- Ваша задача в группах обобщить знания об окончаниях имён существительных в творительном падеже, заполнив таблицу: «Какие окончания имеют имена существительные 1, 2, 3 склонений в творительном падеже?».

1 скл.

2 скл.

3 скл.

-
- …

- …
- …

- …

- Команда, которая правильно и быстрее соперников заполнила таблицу, получает 2 балла.

6. Работа с новым материалом. Формулирование правила

2 этап. Сравнение, систематизация. Групповая работа

Из упражнения 222 на карточки вынесены пары слов. Командам нужно сравнить ударные и безударные падежные окончания. Подчеркнуть букву перед окончанием, обозначить ударение и попробовать сформулировать правило.

  • ЛапшОй - кАшей
  • СтрижОм - стОрожем
  • СвечОй - тУчей
  • ПлащОм - товАрищем
  • ПыльцОй - Улицей.

Формулируют правило: после шипящих и ц под ударением в окончаниях имён существительных в творительном падеже пишется буква о, а без ударения - буква е.

- Команда, правильно ответившая, получает 4 балла.

Чертят схему:

7. Закрепление

3 этап. Работа в группах

Поставить имена существительные из скобок в форму творительного падежа. Указать склонение и выделить окончание этих имён существительных.

1 группа: С (песня) работать легче. - С песней (1 скл) работать легче.

2 группа: С (ложь) правда не дружит. - С ложью (3 скл) правда не дружит.

- Команда, которая правильно и быстрее соперников выполнила задание, получает 2 балла.

- Как поступить, чтобы правильно определить склонение имён существительных? (отвечают)

- Каким членом в предложении является имя существительное в творительном падеже? (второстепенным)

8. Домашнее задание

Страница учебника 119 запомнить правило, выполнить письменно в тетради упражнение 223. (комментарии, вопросы)

Выставление оценок. Комментарии.

9. Итог урока. Рефлексия

Вот закончился урок,
Подведём сейчас итог,
Мы много вспомнили, друзья,
Без этого никак нельзя.
Правила мы повторили,
На практике их применили.

- Давайте вспомним, с каким падежом работали на уроке?

- Вспомним, какую цель ставили вначале урока? Удалось её достичь?

- Обобщим знания об изученном падеже.

Составление кластера «Творительный падеж».

- Рефлексивные карточки

- Подсчёт баллов. Награждение команд.

- Наш урок окончен. Всем спасибо!