Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектная деятельность. Главная идея проектной работы - направленность учебно-познавательной деятельности ученика на результат, который получается при решении практической, теоретической и обязательно личностно и социально-значимой проблемы. Кроме того, включение школьников в проектную деятельность способствует развитию социального сознания ученика, его творческих способностей.
При подготовке к работе над проектом необходимо определить тему будущей работы, главное - тема должна быть интересна для ребят. Второе главное условие - наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причём проблема должна иметь личностно значимый для создателей проекта характер и мотивировать их на поиски решения. Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель, ведь в самом общем смысле - это решение известной проблемы, но в каждом конкретном случае оно имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением и является проектный продукт, который создаётся в ходе деятельности.
Итак, определение темы, выяснение исходной проблемы, формулирование цели и создание предварительного образа проектного продукта - первый этап погружения участников в проектную деятельность.
Уже на первом этапе школьники учатся ставить цели и планировать пути их достижения, устанавливать приоритеты, принимать решения. Ученику важно осмысление проблемы и создание алгоритма деятельности, что позволяет приобрести навыки самостоятельной работы.
Весь процесс работы необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задачами; определить способы решения этих задач и разработать подробный график работы с указанием сроков реализации каждого этапа. Построение проектного плана является новым в деятельности подростка. Цели деятельности из простого уровня: понять, запомнить, воспроизвести - смещаются на более сложный: анализ условий, выбор соответствующего способа действия, оценка его выполнения.
Поиск необходимой информации для проекта, работа в расширенном современном информационном поле (учебная и дополнительная литература, ресурсы Интернета) развивают познавательные действия учащихся. Анализ текстов способствует развитию аналитических способностей: построению суждений и доказательств выдвинутой в проекте гипотезы.
В основе проектирования лежит процесс присвоения учащимися новой информации, при этом происходит формирование такого конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. У учащихся вырабатывается свой собственный взгляд на информацию, и уже не действует оценочная форма: «это верно, а это - неверно». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо делать.
Личностные результаты проявляются на каждом этапе работы над проектом через показатель глубины участия ребенка в деятельности: имеет ли ученик свою точку зрения, отстаивает ли ее при необходимости, насколько активно сотрудничает с социальным окружением, совместно с другими учащимися решает учебные и неучебные задачи, дает ли оценку своим поступкам и поведению других людей. И если ученик не уверен в своих силах, на помощь ему может прийти групповой вариант работы над проектом, когда в совместном поиске и творческом решении проблем каждый школьник сможет почувствовать себя способным и уверенным творцом.
Однако проект побуждает учащихся проявить не только интеллектуальные способности. В процессе работы над проектом ученик чувствует себя творцом, он создает продукт, через который выражает свое отношение к окружающему. Таким образом, личный опыт достижений, чужой опыт, вербальные убеждения и эмоциональное состояние, связанное с деятельностью и ее результатами, формируют ценностные ориентации, самосознание и чувство собственного достоинства подростка.
Непременным условием проекта является его публичная защита - презентация результатов работы. Этот этап проектной деятельности требует особого внимания. Для успешной работы на этапе презентации необходимо научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала.
Итак, совместная деятельность, общение со сверстниками, собственное творческое видение процесса и результата работы, создание продукта, которым могут воспользоваться другие, и его презентация - данные коммуникативные виды деятельности необходимы человеку не только в период обучения, но и на протяжении всей жизни. Участвуя в проектной деятельности, школьник является активным субъектом этой деятельности, мобилизует свои творческие способности. Уверенное владение коммуникативными действиями становится хорошей основой для формирования у учащихся организаторских качеств: инициативности, умения разрешать конфликты, находить разумные компромиссы.