Конспект урока по истории в 10-м классе на тему «Соседи Осетии»

Разделы: История и обществознание, Патриотическое воспитание

Класс: 10


Цели:

  • Показать связи Осетии с народами Кавказа и со своими соседями. Это - Грузия, Кабарда, Ингушетия, Россия;
  • На примере взаимосвязи Осетии с соседними народами воспитывать чувства добрососедства, уважения к культуре этих народов;
  • Формировать мыслительные умения (анализ, синтез, абстрагирование).

Тип урока: урок-конференция.

Метод обучения: проблемно-развивающий.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карта «Русское государство I половины XVIII века», презентации о Кабарде, Ингушетии и Грузии.

Ход урока

«Идя дорогой всенародной братства,
Несу я мудрых заповедей кладь,
Чтоб прадедов духовное богатство
В сохранности потомкам передать».
Тохов И.

Вопросы для обсуждения на конференции:

  • Осетино-кабардинские отношения;
  • Грузино-осетинские отношения;
  • Осетино-ингушские отношения;
  • Осетинское посольство в Петербурге. Русско-осетинские переговоры в Петербурге.

За две недели до конференции учащиеся для ее подготовки делятся на группы. Каждая группа получает задание собрать материал и подготовить сообщение по своим вопросам:

  • Связи Осетии с Кабардой;
  • Связи Осетии с Грузией;
  • Осетино-ингушские отношения;
  • Связи Осетии с Россией.

Вступительное слово учителя: Ребята, сегодня у нас с вами не обычный урок, а урок-конференция, к которому вы заранее готовились. Тема конференции «Хозяйственные, политические и культурные связи Осетии». Осетия была связана почти со всеми народами Кавказа, но наиболее тесно она общалась с Кабардой, Грузией, Ингушетией - со всеми непосредственными соседями. Как вам удалось познакомиться с хозяйственными, политическими и культурными связями и передать нам в ходе конференции свои материалы? Мы узнаем, насколько плодотворно вы поработали. А теперь желаю вам удачи.

Звучит «Гимн Осетии»

I вопрос. Осетино-кабардинские отношения.

Ученик рассказывает о исторической связи осетин с кабардинцами, особенно Дигорского ущелья. Кабарда еще с 1557 года присоединилась к России и стала составной частью русского государства. Кабарда стала получать от России военную и другие виды помощи, что усиливало ее влияние на другие горские народы. Вассальные осетино-кабардинские отношения носили поверхностный характер. Осетины хотели получить в лице кабардинских князей покровительство и защиту. Кабардинские князья по мере необходимости присылали небольшие отряды для защиты Осетии. Осетинские феодалы в благодарность должны были нести известные повинности. Вся тяжесть последних ложилась на плечи народа.

Ученик рассказывает о развитии хозяйственных связей. Кабардинцы нуждались в летних пастбищах в горах, осетины - в зимних на плоскости, осетины были связаны с кабардинцами и в торговом отношении, из Кабарды они получали мануфактуру, металлические изделия и соль, приобретаемые кабардинцами в свою очередь из России, Крыма и Турции. Осетины продавали кабардинцам продукты своей домашней промышленности и сельскохозяйственные полуфабрикаты.

Ученик рассказывает о связи между осетинскими и кабардинскими феодалами и по линии аталычества. Согласно этому обычаю кабардинские князья отдавали на воспитание осетинским феодалам своих детей (мужского пола). Воспитатель (алык) кормил, содержал и воспитывал мальчика до совершеннолетия (16-17 лет), потом торжественно возвращал в дом родителя. В результате этого обычая устанавливались как бы родственные связи между домами. Воспитатель получал в лице кабардинского князя защитника, князь же - опору в осетинском обществе.

Ученик рассказывает о культурных связях. Влияние кабардинского языка на язык осетин подтверждается следующими терминами: кинжал - хъама, стакан - агуывзае, месть - тъаффа, кузов арбы - гуфа и т.д. У кабардинцев от осетин перешли такие слова, как стекло - авг, хозяин - фысым и т.д. Культурные связи проявлялись в единых формах народной одежды, утвари и других элементов культуры. Из Кабарды стало в XVII веке распространяться магометанство.

II вопрос. Грузино-осетинские отношения.

Ученик рассказывает о политических связях, которые зародились еще в глубокой древности. Осетины вместе с грузинами вели упорную борьбу против персидского шаха Аббаса в XVII веке. В составе грузинских войск осетины боролись с турецкой агрессией. В знак своей милости и дружбы с Осетией Георгий XI подарил колокол Рекомскому храму, принадлежавшему феодальной фамилии Царазоновых, и два колокола храму Дзвгисе.

Ученик говорит о экономических связях. Грузинские цари были заинтересованы в том, чтобы традиционные транзитные дороги, связывающие их страну с Северным Кавказом, были открыты и доступны для грузинских торговцев.

Обладателей перевальных дорог и заградительных укреплений цари одаривали подарками (деньгами, тканями и пр.), разрешали им свободно ездить в Тифлис, вести там свободную от пошлин торговлю, наделяли дворянским званием «азнаури».

Ученик говорит о большом влиянии Грузии на развитие культуры Осетии. Из Грузии в Осетию проникали христианство, письменность. В Грузии получали образование первые грамотные люди: Зураб Елиханов, Иван Ялгузидзе и др. В результате многовековых связей осетинский язык пополнился грузинскими терминами, связанными с христианским культом: святилище-дзуар, неделя-къуыри и т.д. Это свидетельствовало об укреплении культурных связей и языка.

Вывод учащихся: Грузино-осетинские отношения имеют глубокие корни. Это и борьба Осетии на стороне Грузии против внешних врагов. Осетия была местом убежища государственных деятелей Грузии. И культурное влияние Грузии на Осетию огромно. Ряд памятников свидетельствует о том, что еще предки осетин делали попытки создать свою письменность на основе греческого, грузинского алфавитов (Зеленчукская надпись).

III вопрос. Осетино-ингушские отношения.

Ученик рассказывает, что в XVIIIв. отношения между осетинами и ингушами развивались в хозяйственной и в общественной жизни. У осетин, принесших в горы земледельческую культуру, ингуши перенимали навыки земледелия. В то же время осетины много заимствовали у ингушей из практики строительства в горных условиях. Исследователи отмечают сходство зодчества ингушей и осетин. Г.А.Кокиев отмечал, что осетины для строительства сложных комплексов приглашали ингушских мастеров, имелся и факт обмена мастерами: ингуши занимались строительством в Осетии, а осетины - в Ингушетии. Появляются и смешанные осетино-ингушские поселения: Валакау, Даллакау, Багир и др. в Джейрахском ущелье. Нередки и браки между осетинами и ингушами.
Ученик рассказывает об успешном развитии материальной культуры и религиозных верованиях. В XVIII в. в Ингушетии и в Осетии наряду с язычеством было распространено и христианство. В 1757г. в Ингушетии приняли христианство несколько сот душ. В середине XVIII в. в Ингушетии усилилось движение за присоединение ее к России. В 1756г. 60 ингушей обратились к архимандриту Арсению с просьбой похлопотать об их присоединении к России.

Вывод: Между осетинами и ингушами существовали хозяйственные, культурные, родственные связи. Особенно важен был обмен строительным опытом, известны общие сюжеты в осетинском и ингушском фольклоре. От покинувших родину осетин происходят некоторые ингушские фамилии.

IV вопрос. Осетинское посольство в Петербурге и их переговоры.

В XV-XVII вв. между Россией и Осетией не было постоянных связей. Они установились лишь в 40-х годах XVIII в. 1742г. - Елизавета поручает Сенату подготовить доклад об Осетии. Из доклада она узнала, что Осетия - независимая страна, в ее горных ущельях много золота, серебра и драгоценных минералов, камней. Сближению Осетии с Россией мешали русско-турецкие войны 1735-1739 гг., где Россия лишалась права развивать связи с Северным Кавказом. В течение 1745г. представители Северной Осетии неоднократно просили Осетинскую духовную комиссию помочь в организации русско-осетинских переговоров, изъявляя готовность поехать в Петербург и обсудить вместе с русским правительством вопросы о принятии осетинами российского подданства и о переселении их на равнинные земли Северного Кавказа.

Только в сентябре 1749 года стало возможным выехать осетинским послам в Петербург из Зарамага. Пять осетинских послов и архимандрит Парфений в сопровождении казачьего отряда выехали из Зарамага и направились в Петербург.

Кто же были наши осетинские послы?

Зураб Елиханов воспитывался в Грузии, при дворе ВахтангаV - выдающегося государственного деятеля Грузии. Елисей Хетагов также учился в Грузии, принял христианство и получил духовное образование, был влиятельным лицом в Осетии. Еще одним послом был Георгий Куртаулов.

Осетинское посольство прибыло в Петербург 9 февраля 1750 года. Они жили в покоях Соловьевского белокаменного дома, на Васильевском острове, близ сенатских апартаментов. К посольству был прикреплен переводчик В.Ахмарумов, владевший осетинским и грузинским языками, шефом посольства был назначен генерал-прокурор Трубецкой.

Инсценирование эпизода «Переговоры осетинского посольства в Петербурге» из книги «Послы гор».

Вывод: Россия также была заинтересована в присоединении Осетии, но мешала русско-турецкая война. Россию привлекали полезные ископаемые, связь через Осетию с Закавказьем. В результате русско-осетинских переговоров в Петербурге предгорная равнина Центрального Кавказа , бассейны рек Фиагдон и Ардон признавались правительством землями вольными и свободными. Переселение в эти районы считалось законным и поддерживалось русским правительством. В истории Осетии начался новый период, когда судьбы осетинского народа неразрывно связались с судьбами России.

Заключение.

  1. Подводятся итоги урока, комментируются оценки.
  2. Домашнее задание п. 22, ответить на вопросы к теме.

Литература

  1. Тотоев М.С. «История русско-осетинских культурных связей»;
  2. Магометов А.Х. «История, этнография и культура народов Северного Кавказа»;
  3. Челехсаты К.С. «Осетия и осетины»
  4. История Северной Осетии с древнейших времен до конца XIX в.