Цель занятия:
- Совершенствование навыков в выполнение чертежа.
- Формирование у обучающихся специальных знаний, умений и практических навыков при изготовлении различных швейных изделий.
- Закрепить навыки построения чертежа прямого рукава по опорным сигналам.
Образовательные задачи:
- Научить учащихся самостоятельно строить чертеж, уметь читать его и правильно использовать.
- Формировать навыки кройки и шитья простых изделий.
Воспитательные задачи:
- Работать в коллективе, оказывать поддержку друг другу.
Метапредметные задачи:
- Закрепить пройденный материал, построить чертёж рукава.
- Развивать индивидуальные способности обучающихся: фантазию, наблюдательность, творчество.
Тип занятия: комбинированное.
Методы использованные на занятии: словесные, наглядные, практические, сравнение и обобщение.
Медиапродукт: презентация к занятию.
Оборудование: ноутбук, дидактические материалы, рабочая тетрадь.
Ход занятия
1. Организационная часть
Добрый день! Рада вас видеть на занятиях. Приступим к изучению новой темы. (Педагог сообщила тему занятия, цели и задачи, провела перекличку присутствующих по журналу, инструктаж по ТБ.)
2. Основная часть
Сегодня мы будем строить чертёж рукава, применяя заранее выполненные расчёты основы втачного рукава, а так же знания, умения и навыки, приобретенные ранее.
Перед тем, как приступить к изучению новой темы, повторим пройденный материал.
Уточняем, что для построения чертежа рукава необходимы следующие мерки: Ор, Озап, Др.
- Как они снимаются и как они записываются?
Ответ детей: Мерки снимаются по правой руке, значения записываются полностью.
- Почему полностью?
Ответ детей: Потому что чертёж рукава строится полностью, в развернутом виде (целиком переднюю и заднюю части).
Физ. пауза - игровой момент.
Давайте посмотрим на свои руки. Вытянули руки вперёд, и определим переднюю и заднюю части.
Руки легко сгибаются вперёд. Где передняя часть руки?
Одну руку сгибаем в локте, локоть смотрит назад. Там где локоть, там задняя часть руки.
Вывод: передняя и задняя часть руки имеют разную форму, и поэтому чертёж рукава строят полностью.
- После игровой пазы продолжим занятие.
Мерки снимаются строго по фигуре. Для построения чертежа, кроме мерок необходимы ещё и прибавки.
- Для чего они нужны?
Ответ: Они нам нужны, для того чтобы в изделии мы чувствовали себя комфортно, могли дышать, двигаться, а так же соответствовать моде.
- А кто мне скажет, к каким меркам мы делали прибавки?
Ответ: Ор. и Озап.
- Где прибавка должна быть больше в верхней части руки или внизу?
Ответ: Вверху она должна быть больше - для свободы движения, а внизу зависит от фасона и от объёма кисти.
В построении чертежа рукава мы используем прибавки к меркам Ор и Озап.
Давайте теперь определим линии сетки.
При построении чертежа мы пользуемся сплошными тонкими линиями (для того, что бы можно было исправить).
Толстыми сплошными обводим готовые детали.
3. Объяснение нового материала
Мы повторили пройденный материал и теперь переходим непосредственно к теме урока.
Перед вами стоят задачи, которые необходимы решить:
- правильно;
- аккуратно;
- соблюдая технические нормы снятых мерок построить чертёж.
Для построения чертежа вам потребуются:
- материалы (тетради);
- инструменты (линейка закройщика, карандаши);
- приспособления (лекала, ластик);
Чертеж лучше выполнять не на белой бумаге, а на миллиметровой.
4. Практическая деятельность
При выполнении работы соблюдаем правила по организации рабочего места - всё необходимое для работы располагается справа и не на краю стола. Будте вежливы и терпеливы друг другу.
Сначала запишем таблицу.
Определение высокой точки оката (ВО) по Сг (полуобхвата груди)
Сг |
ВО |
Сг |
ВО |
Сг |
ВО |
Сг |
ВО |
40 |
13,7 |
45 |
14,7 |
50 |
15,6 |
55 |
16,6 |
41 |
13,9 |
46 |
14,9 |
51 |
15,8 |
56 |
16,8 |
42 |
14,1 |
47 |
15,1 |
52 |
16 |
57 |
17 |
43 |
14,3 |
48 |
15,3 |
53 |
16,2 |
|
|
44 |
14,5 |
49 |
15,4 |
54 |
16,4 |
|
|
ВО не может быть больше 17 см. для всех других рукавов!
Мерки для построения рукава: Сг 45; Ор 28; Др 58; Др до локтя 34; Шр 32; ВО 14,7.
Расчеты: находим ВО, Шр, Др.
ВО= ¾ глубины проймы спинки + 1 см. (но не больше 17 см при любом размере).
Глубина проймы спинки определяется по формуле ¼ Сг +7=45:4+7=18,25 см.
ВО= 18,25:4*3+1=14,7 см
Шр = Ор+4 см (свободное облегание) = 28+4=32 см.
Работу начинаем с построения сетки рукава.
Ставим слева точку О и проводим вниз прямую линию равную Др = 58 см. - ставим точку Н.
От точки О проводим горизонтальную прямую равную ширине рукава Шр = 32 см. точка О1, соединяем наши линии и получаем прямоугольник с точками ОО1Н1Н
ОО1- делим на 4 равные части - вертикальные прямые. Середина т О2. Наша сетка готова.
По предоставленным мною меркам строим рукав.
От т О вниз 14,7 см - т. В, горизонтальная прямая - т. В1.
От т. О вниз 34 см - т. Л (локоть), горизонтальная прямая - т. Л1.
Линии оката рукава.
Точка О2 - является высшей точкой оката рукава.
Определение: Окат рукава на чертеже - это кривая линия, на некоторых участках она выпуклая, а на некоторых - вогнутая.
При построении оката рукава нам необходимы навыки не только черчения, но и навыки рисования. Линия должна быть плавной, четкой, красивой для этого мы используем лекала.
Делим первую и последнюю внутреннюю линию по полам - вверх откладываем 1 см. Соединяем точки О2 1 см. и В. О2 1 см и В1. Точки В 1 см делим на 3, от нижнего деления - перпендикуляр вниз 1.5 см. Точки 1 см О2 делим пополам - перпендикуляр вверх на 1.5 см. Так же делаем с другой стороны оката. Теперь соединяем эти точки плавной кривой при помощи лекала - у нас получился окат рукава.
Внизу чертежа рукава по тем же линиям, что и на верху мы откладываем 1 см вверх и 1 см виз и формируем плавной кривой (при помощи лекала) низ рукава. Обводим жирными линиями рукав.
5. Итоговая часть занятия
Итак, построение чертежа завершено. Проверяем его правильность.
Проведение деловой игры.
Для закрепления новых понятий и ранее полученных знаний я предлагаю вам заполнить тест.
С помощью стрелок дайте определения слов. Стрелка направляется от ключевого слова к определению.
ТЕСТ.
1. Сетка чертежа. |
1. Высшая точка оката рукава. |
2. Ор. |
2. Геометрическая фигура, на основе которой строят чертёж. |
3. Точка О2. |
3. Верхний срез рукава. |
4. Прибавка. |
4. Мерка обхвата руки. |
5. Окат рукава. |
5. Дополнительная величина. |
Переходим к подведению итогов занятия.
Рефлексия
- Что сделано на занятии? В чем было затруднение? (ответы учащихся)
Чертеж построен, цели мы с вами достигли. Сегодня на уроке вы хорошо потрудились, были успешными.
С задачами справились все.
На занятии мы закрепили практические навыки по построению чертежа. Урок окончен, спасибо за внимание. До свидания.