Международная интеграция ставит перед преподавателями СПО задачи поиска эффективных приёмов работы с иностранными студентами. Под иностранными студентами мы понимаем, прежде всего, студентов из дальнего и ближнего зарубежья, а также всех не знающих русского языка иностранных студентов. Плохое владение русским языком, является большой проблемой в процессе адаптации и обучения иностранных студентов. В начале изучения той или иной дисциплины студенты имеют небольшой словарный запас русского языка, не умеют вести диалог, а также письменные конспекты.
В отношении социально-гуманитарных дисциплин сложность заключается ещё и в том, что иностранные студенты не имеют базовых знаний по этим предметам. Историю Россию они, в основном, не изучали и не знакомы с основными событиями истории нашей страны, за исключением событий, которые каким-то образом связаны с историей их родных стран.
В научной литературе отсутствуют рекомендации по данному вопросу, нет опубликованных, разработанных и апробированных методик преподавания истории России для иностранных студентов.
Анализ входного контроля курса «История России» показал, что немногим иностранным студентам знакомы такие исторические личности как В.И.Ленин, И.В.Сталин, В.В.Путин. Вопросы, связанные с другими лидерами нашей страны остались без ответа и не были идентифицированы по фотографиям. Так как в зарубежной историографии не принято вычленять Великую Отечественную войну из Второй мировой войны, иностранные студенты, вне зависимости от национально-государственной принадлежности, имеют общее представление о событиях Великой Отечественной войны. Знания, касающиеся Восточного фронта Второй мировой войны, ограничивались названием городов Ленинград и Сталинград, без указания дат и содержания событий. СССР и Россия практически всегда рассматриваются как одно и то же государство. Более ранние периоды истории России, иностранным студентам практически неизвестны.
Поэтому одной из особенностей преподавания истории России для иностранных студентов являются специальные упражнения, направленные на формирование языковых знаний и использование научного стиля речи, которые входят в контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов.
Так как многие исторические процессы чрезвычайно трудно описывать элементарными словами и упрощенными схемами, студенты вынуждены знакомиться со специальными историческими терминами на занятиях. Для этого необходимо уже в начале изучения предмета завести терминологический словарь к каждой теме. Например, в курсе истории России иностранные студенты должны знать известные россиянам с детства слова «нападение», «разбить» (в значении «победить»), «крестьяне» и т.п., так как без них проблематично даже минимальное понимание исторического процесса. Историческая наука насыщена словами узкого значения, использование которых иностранными студентами за пределами урока практически исключено, (например, слова «иго», «стрельцы», «опричнина» и т.п. Поэтому для облегчения понимания терминов и текста традиционно используются иллюстрации, таблицы, схемы, карты, портреты исторических деятелей, фотографии предметов быта, которые могут помочь иностранным студентам овладеть учебным материалом. Они должны быть достаточно информативны и предельно понятны.
Ещё спецификой преподавания истории является отбор и подача материала. Так как отечественная история требует соблюдения общей хронологии, то для работы с иностранными студентами приходится отбирать ключевые факты, оказавшие особое влияние на формирование политической и социальной системы России. В связи с этим, возникают определенные трудности, по причине того, что многие события отечественной истории остаются непонятными иностранным студентам. Например, иностранным студентам очень трудно понять историческое значение отражения немецко-католической агрессии XIII века, так как для них не понятна разница между православием и католичеством.
Эти особенности требуют от преподавателя постоянного контроля за терминологией, поиска оптимальных форм и методов донесения информации, иначе, значение многих важнейших событий российской истории, останется иностранным студентам непонятным.
Таким образом, приёмы работы с иностранными студентами в ряде факторов могут отличаться от аналогичной работы с российскими студентами. Лекции, мультимедийные средства, учебные пособия, используемые в работе с иностранными студентами, должны соответствовать определенным требованиям. К ним относятся - отбор лексики, построение предложений и текста в целом, подача учебного материала, подбор иллюстраций, создание и формулировка заданий. Соответствие этим требованиям поможет повысить вовлеченность иностранных студентов в образовательный процесс, улучшит успеваемость и освоение знаний.
Дидактические принципы - основополагающие требования к практической организации учебного процесса. Поэтому попытаемся обосновать особенности реализации дидактических принципов при обучении иностранных студентов учебной дисциплине «История России».
Принцип научности требует давать студентам подлинные, прочно установленные наукой знания. А так как специфика исторического знания такова, что иногда проблематично определить подлинные и прочно установленные наукой знания, то принцип научности реализуется путем отбора преподавателем установившихся в исторической науке фактов, исторических событий с точки зрения наиболее признанных в настоящее время теорий.
Важным принципом преподавания истории России считается принцип наглядности. Плохое владение русским языком мешает прочному усвоению учебного материала у иностранных студентов. В связи с этим возрастает роль органов чувств и особенно важным является зрительное восприятие. На занятиях с иностранными студентами наиболее часто используются изобразительные и графические средства наглядности: портреты, картины, схемы, карты и т.д. Большое значение имеет наглядность, когда студентам предлагаются картины, на которых изображены события, сыгравшие огромную роль в истории России. («Княжеский съезд» А.Д.Кившенко; «Петр I» В.А.Серова; «Военный совет в Филях в 1812 г.» А.Д.Кившенко; «Победа» П.Кривоногова и др.) Реализация принципа наглядности требует соблюдения определённых правил, согласно которым, демонстрируемые на картины должны быть больших размеров и с четкими изображениями. Благодаря современным мультимедийным средствам можно демонстрировать картины (репродукции) на экране. Содержание средств наглядности для иностранных студентов должно быть кратким, выразительным, не перегруженным лишней информацией.
Сложности в процессе преподавания иностранным студентам истории России возникают при реализации дидактического принципа доступности. Это объясняется, в первую очередь, уровнем языковой подготовки иностранных студентов. Поэтому для выполнения требования принципа доступности при обучении иностранных студентов преподаватель должен по возможности стремиться соблюдать основное правило: от известного к неизвестному, от простого к сложному, от частного к общему; - четко соотносить меру трудностей обучения с возможностями студентов.
Успешное овладение учебным материалом невозможно без применения принципа сознательности и активности обучаемых. Сознательность в обучении - это позитивное отношение обучаемых к обучению, понимание ими сущности изучаемых проблем, убежденность в значимости получаемых знаний. А сознательности в обучении сложно добиться от иностранных студентов, которые задают преподавателю вопрос: «А зачем нам нужна история России?». Без сознательности невозможно добиться от студентов активности, которая понимается как интенсивная умственная и практическая деятельность в процессе обучения. При реализации данного принципа возникают трудности, так как история России не является для обучаемых отечественной, возникает проблема мотивирования ее изучения иностранными студентами. Через изучение российской истории иностранные студенты соприкасаются с ее культурой, заимствуют богатый исторический опыт России в различных сферах. Очень важно приводить героические примеры истории России разных периодов: оборона Козельска от войск Батыя, защита Брестской крепости и др. Также нужно рекомендовать им для просмотра соответствующие художественные и документальные фильмы. Этими примерами из истории преподаватель показывает значимость исторической дисциплины для иностранных студентов, добиваясь от них сознательности и активности в процессе обучения.
Реализация принципа систематичности и последовательности в современных условиях требует, чтобы через получение знаний, умений и навыков у обучаемых в определенном порядке формировались заданные стандартом компетенции. Каждый элемент логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее и готовит к усвоению нового. Но реализация данного принципа затруднена отсутствием у обучаемых базовой подготовки по дисциплине. История России не является для иностранных студентов отечественной, они не изучали ее в школе. Руководствуясь принципом связи теории с практикой, на занятиях приводятся примеры из российской истории, студентам предлагается привести аналогичные примеры из собственной национальной истории. В отдельных случаях студентам предлагается в каких-то ситуациях поставить себя на место исторических деятелей с тем, чтобы лучше понять мотивы принимаемых ими решений. Это вызывает интерес к дисциплине в целом, повышает уровень усвоения учебного материала иностранными студентами, позволяет дать им необходимые исторические знания о различных сферах жизни общества, обеспечив, таким образом, связь теории с практикой.
Таким образом, опора на дидактические принципы с учетом выявленных особенностей позволит преподавателям преодолеть национально-языковой барьер, препятствующий успешному освоению истории иностранными студентами.