Современная школа в настоящее время является тем социокультурным пространством, в котором ребенок не только приобретает знания, но и опыт жизни и взаимодействия с другими людьми и миром в целом. Задается и реализуется множество образовательных моделей организации жизнедеятельности школьников в этом пространстве. Каждая школа стремится быть не похожей на другую и поэтому создает свою образовательную программу и свой учебный план. Идет активный процесс обновления содержания, организации форм и методов образования, поскольку существует социальный заказ на образование как социокультурную систему, в которой ребенок выстраивает отношения с миром, друг с другом через систему ценностей, принятых в конкретном учебном заведении.
Нет единого подхода к пониманию социокультурного пространства. В психолого-педагогической литературе: воспитательные системы как социокультурный феномен, воспитательное пространство социума как социально-педагогическое пространство в макро - и микросоциуме (Г.Н.Филонов); школа как совокупность различных пространств: учебного, игрового, правового, трудового, художественно-творческого и другого (А.Н.Тубельский); синергетический подход к образованию (Т.М.Давыденко, Н.М.Таланчук, Т.И.Шамова); социокультурное окружение ученика, его деятельность (А.В.Хуторской); пространство как зона непосредственной активности индивида и его ближайшего развития (Н.Б.Крылова); дидактическая, витагенная и конструирующая проекции пространства (А.С.Белкин, Н.К.Жукова); пространство совместной жизнедеятельности (А.Н.Тубельский, В.И.Слободчиков); пространственные характеристики современного образования (А.Г.Асмолов, И.Д.Фрумин); социокультурное пространство функционирования и развития человека (Д.И.Фельдштейн) и другие.
Формирование личности - это фактор общественного развития и содержание образования подрастающего поколения всегда определяется культурой общества. Ребенок с первых дней своей жизни попадает в большой и удивительный мир, в котором ему предстоит разобраться, что-то познать и достичь. Без общества, без усвоения его социокультурного опыта стать личностью невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью. Личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия. «Личность наша во всех своих проявлениях, во всех своих функциях пронизана лучами социальности, вне которой немыслимо развитие личности и жизнь ее» [6, с.90].
Всякая личность представляет собой продукт развития культуры и выступает по отношению к культуре одновременно в нескольких качествах: как продукт культуры; как потребитель культуры; как производитель культуры; как транслятор культуры. На всех этапах жизненного пути личности присущи социальные характеристики. Отвечая на вопрос «Кто Я?», люди начинают с того, что относят себя к каким-то формальным или неформальным группам в обществе, указывают свой пол, возраст, профессию и т.д. и лишь после этого перечисляют свойства своего характера, индивидуальные способности и т.д. Склонность описывать себя в социальных терминах, каждый из которых подразумевает принадлежность к определенному «Мы», усиливается в процессе формирования и развития личности.
В первую очередь, процесс социализации и культурного обогащения человека зависит от семьи. В формировании представлений человека о правилах бытового общежития и нормах социального взаимодействия с другими людьми решающую роль играют навыки, полученные в процессе воспитания в семье. Социальную, историческую и художественную фактуру, в которой эти правила воплощаются и выражаются, человек изучает главным образом на уровне среднего общего образования, вычитывает в художественной, философской и иной литературе, усваивает из произведений искусства, получает по каналам СМИ и т.п. Школа - один из главных помощников на пути становления и формирования полноценной личности. Выпускнику современной школы нужны не сумма знаний и умений, а способности к их получению; не исполнительность, а инициатива и самостоятельность. Саморазвитию научить напрямую нельзя - эта способность не передается. Но педагог может создать условия для «выращивания» этой способности.
Эффективное развитие и формирование личности происходит только при условии, если она проявляет высокую активность в организуемой деятельности. Только собственная активность определяет ее развитие в какой-либо деятельности.
Основной задачей современной педагогики является поиск такого построения системы внешне задаваемой деятельности, которая обеспечит активизацию внутреннего потенциала каждого ребенка. Необходимо, чтобы педагог сумел создать педагогическую ситуацию для возбуждения у детей внутренних противоречий и таким образом стимулировать их активность в деятельности. В результате переживания внутренних противоречий у личности формируются потребности, мотивы и установки как стимулы ее активной деятельности.
Большой движущей силой активности ребенка является интерес. «Интерес играет чрезвычайно важную роль в когнитивном развитии и интеллектуальной деятельности индивида. Интеллектуальная активность ребенка направляется и поддерживается интересом. Он не может заниматься предметом, которым не интересуется. ...Чтобы ребенок мог проявить воображение и творческий подход в данной области, он должен быть глубоко захвачен ею, а это может быть обеспечено только сильным интересом. ...взаимодействие интереса и радости образует мотивационную основу для истоков творческой созидательной деятельности» [8, с.202].
Также важной побудительной силой активности личности является мотив деятельности и поведения - «внутреннее побуждение к деятельности субъекта (личности, социальной группы, общности людей), связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности» [4, с.27].
Важнейшим условием целенаправленного формирования личности ребенка - человека гуманного - является создание гуманистической воспитательной системы, целью, объектом, субъектом и результатом функционирования которой является личность ребенка, развивающегося не только как человек разумный, созидающий, играющий, общественный, но и человек гуманный.
Таким образом, цель педагогов, как и общества в целом - создание единого воспитательного пространства, приобщающего подрастающее поколение к выработанным вековым общечеловеческим ценностям - Человек, Семья, Отечество, Культура.
Какие основные идеи лежат в основе построения воспитательной системы?
- личностный подход в воспитании. Признание личности развивающего человека в качестве высшей социальной ценности, учет уникальности и своеобразия каждого ребенка.
- единство воспитания, общения и развития - важнейшее условие формирования целостной личности.
- организация идейной и эмоциональной насыщенности жизнедеятельности учащихся как основа воспитательного процесса.
- гуманизация межличностных отношений: «ученик - ученик», «ученик - педагог», «педагог - родители», в целях создания комфортных отношений, в которых растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой.
- эстетическая организация среды - важнейшее условие повышения эффективности воспитания.
- создание таких альтернативных условий жизни молодых, которые давали бы им возможность адекватно оценивать среду, выработать у них правильное отношение к ней.
Конкретные цели, обеспечивающие реализацию обозначенных идей:
- создание школы как содружества детей и взрослых, связанных едиными задачами, деятельностью, гуманными отношениями к окружающему миру;
- формирование культуры общения;
- выявление и развитие творческого потенциала и природных задатков каждого ребенка;
- приобщение учащихся к системе духовных и культурных ценностей народа;
- воспитание уважения к закону, социальной ответственности как важнейшей черты личности;
- воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, способности быть хорошим семьянином;
- организация работы с родителями, предотвращающая разрыв воспитательного влияния школы и семьи, организация постоянной и широкой информации родителей о воспитательном процессе и успехах воспитания школьника, организация совместной деятельности школьников и родителей.
Цели и задачи реализуются через годовой цикл общешкольных ключевых дел, традиционных праздников, главной структурной единицей является классный коллектив, которому предоставляется возможность творческой самореализации, достаточная свобода выбора содержания и формы участия в общем деле. Класс ощущает себя частью единого целого и живет идеями и настроениями всей гимназии. Ключевые дела коллективно планируются, коллективно проводятся и коллективно анализируются.
Учащимся создаются условия для овладения базовой культурой как средством для успешной социализации в познавательной, коммуникативной, спортивной, трудовой, игровой, эстетической деятельности. Организация этой деятельности осуществляется в соответствии с целевыми воспитательными программами, которые становятся главным системообразующим фактором.
Задачи воспитания
|
Программа |
Формирование основ интеллектуальной культуры |
«Я - ученик» |
Формирование культуры общения и взаимоотношений |
«Я и сотни других «я» |
Формирование культуры жизненного самоопределения |
«Найти себя» |
Формирование мировоззренческих и поведенческих навыков здорового образа жизни |
«Мое здоровье» |
Формирование правовой культуры и культуры демократии |
«Я - гражданин России» |
Формирование экологической культуры |
«Мы в ответе за нашу планету» |
Культурная среда образовательного учреждения во многом зависит от сложившейся культурной среды региона - той конкретной атмосферы и условий, которые либо способствуют, либо препятствуют развитию культурных сред образовательных систем.
Сущность культурной среды общеобразовательного учреждения заключается в том, что она отражает идеи и ценности современной постиндустриальной парадигмы образования, включает в себя процессы развития и саморазвития базовой культуры ребенка, педагогической культуры учителей и родителей учащихся, отражает особенности их взаимодействия. Поэтому разработка научно-педагогической концепции развития культурной среды и ее проектирования в школе соответствует насущным потребностям современного образования, развивающегося на основе идей демократии и гуманизма. Таким образом, можно сказать, что определяющим элементом культурной среды школы являются те уникальные отношения между ее субъектами, которые направлены на развитие и саморазвитие личности. Они пронизывают все ее компоненты. Именно эти отношения создают тот особый образ жизни, которому присущи творчество детей и взрослых, инициативность познавательная активность, взаимопомощь и сотрудничество.
Библиографические ссылки
- Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М.: ВЛАДОС 1994.
- Бикметов А.Ю. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида// Социс. - 2007. - №9.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. - М.: Международная педагогическая академия, 1995.
- Борисова Л.Г. Психологическая служба в системе образования. - Бердск, Пеликан, 1998.
- Збровский Г.Е. Образование от XX к XXI веку. - Екатеринбург: Изд-во (гос. проф.-пед, ун-та, 2000.
- Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - М.: Школа-Пресс, 1996.
- Иванов А.И. Культурная среда современной школы// Педагогика. - 2006. - 10.
- Изард К. Эмоции человека. - М.: Изд-во МГУ, 1980.
- Карпов А.О. К проблеме социокультурной диспозиции школы// Психологическая наука и образование. - 2003. - №2.
- Пинский А.А. Образование свободы и несвобода в образовании. - М.: Наука, 2001
- Пискунова Е.В. Социокультурная обусловленность изменений профессионально-педагогической деятельности учителя. Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2005.
- Свиридов А., Зикратов В. Сотрудничество: семья и школа// Народно: образование. - 2006. - №8.