Игровая деятельность должна быть на протяжении всего учебного года, идти параллельно с учебной деятельностью. Она может проявляться: в физических минутках и динамических паузах на занятиях, при проведении утреннего круга и т.д. Педагог должен планировать учебную деятельность и не забывать про игровую, поскольку она помогает заинтересовать детей на выполнение различных заданий. Дошкольники быстро устают, а игра снимает утомление у детей, помогает им расслабиться, отдохнуть и вновь обрести силы для дальнейшей работы. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах.
При планировании игровой деятельности необходимо учитывать следующие условия:
- возраст детей;
- обеспечить безопасность детей в период двигательной и игровой деятельности;
- соблюдать особый санитарно-гигиенический режим в помещениях;
- поддерживать эмоционально благоприятную обстановку;
- организовать сопровождение педагогического взаимодействия с детьми.
- распределить по дням недели виды игр.
Педагогически грамотно организованная игра мобилизует умственные возможности детей, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий.
При организации совместной образовательной деятельности игра используется как: часть занятия, методический прием, форма проведения, способ решения и т.д. В младшем возрасте эффективно использование игровых сказочных персонажей; в более старшем возрасте - использование сказочных и занимательных сюжетов как канвы, стержня занятия (например, игры-путешествия с выполнением разнообразных познавательных заданий, игры-развлечения т.д.) проведении организованной образовательной деятельности воспитатель занимает позицию организатора, мудрого наставника, партнера-исследователя, который вместе с детьми добывает новую информацию и искренне удивляется совместно полученным результатам. Для развития свободной, самостоятельной игры педагог создает полноценную предметно-игровую среду и инициирует возникновение игр по интересам детей. При проведении самостоятельной игры педагог занимает позицию «созидателя игрового пространства», «активного наблюдателя». Поэтому воспитатель без необходимости не вмешивается в игры детей, не отвлекает их от игрового сюжета.
Методические рекомендации по организации игровой деятельности с детьми дошкольного возраста
Игра выполнит свои функции при нескольких условиях:
- Участие в игре - добровольное, по желанию.
- Для игры предназначено специальное место.
- Одновременное проведение нескольких игр дает детям возможность выбора.
- Правила должны быть предельно простыми.
- Сюжет - хорошо знакомый, интересный, отвечающий физической подготовке ребят.
- Предлагая игру, педагог должен подойти к детям с разным темпераментом, физическими данными.
- Поощрять стремление детей играть самостоятельно.
- Роль игр в воспитании дошкольников
- Развитие ловкости, силы и сообразительности, выдержки, умения ориентироваться и быстро принимать правильные решения.
- Физическая разрядка. Во время активных движений ускоряется циркуляция крови по всему организму. Это профилактика застойных явлений и различных патологий.
- Сменив деятельность, дети поднимают себе настроение. У них формируется положительное отношение к занятиям.
- Снижение зрительного напряжения.
- Переключение внимания, профилактика утомления.
- Перед тем как выбрать определенную игру, необходимо поставить конкретную педагогическую задачу.
Эффективность проведения игры зависит от решения таких организационных факторов, как:
- умение доходчиво и интересно объяснить игру.
- размещение игроков во время проведения игры.
- определение ведущих.
- распределение на команды.
- определение помощников.
- руководства процессом игры.
- дозирование нагрузки в игре.
- логическое окончание игры.
В первую половину дня рекомендуется организация дидактических (5-6), подвижных (2-3) игр, строительно-конструктивной и сюжетно-ролевых игр (для знакомых детям игр - вносится стимулирующее сюжет оборудование, в менее освоенную включается воспитатель). Во вторую половину дня может добавляться театрализованная игра.
Выбор тематики сюжетно-ролевых игр зависит от игрового опыта детей, широты их знакомства с окружающим. В младших группах лучше организовывать игры на бытовые сюжеты, хорошо знакомые детям: «Семья», «Магазин», «Больница». В последующих возрастных группах может сохраняться подобная тематика, однако необходимо расширять сюжет и содержание - включать в игры дополнительных персонажей и связанные с ними обстоятельства (в семье - приезд гостей, введение ролей бабушки, дедушки и т.п.; в магазине - открытие новых отделов; в больнице - появление врачей-специалистов, например, хирурга, отоларинголога, окулиста и т.д.).
Выбор строительно-конструктивной игры определяется конструктивными умениями, полученными детьми на занятиях по конструированию, наличием в группе строительных материалов и конструкторов, мелких игрушек для обстраивания и украшения готовых построек. Предварительно необходимо уточнить, могут ли деть строить по рисунку, по схеме; в этом случае можно использовать внесение схемы как стимул для строительной игры.
Выбор театрализованной игры определяется уровнем развития исполнительских навыков детей, знакомством с литературными произведениями. Лучше брать такие произведения, в которых небольшое количество персонажей, несложные диалоги, насыщенное действие, ярко выраженная нравственная ситуация. Произведения должны быть хорошо известны детям - и в плане последовательности событий, и в плане знания текста.
В выборе дидактических игр исходят из следующего: игры не должны дублировать вид занятий (если в этот день у детей математическое занятие, дидактические игры математического содержания исключаются); хорошо, если в перечень включаются музыкально - дидактические игры, игры - забавы. Задачи игр должны быть посильны в решении детям; из всего перечня игр 3-4 игры берутся хорошо знакомые детям и предлагаются для самостоятельной деятельности, вносятся 1-2 новые игры, в руководстве которыми принимает непосредственное участие воспитатель.
Подбор подвижных игр определяется подобным образом: новые игры не используются, как новая предстает перед детьми подвижная игра, недавно разученная на физкультурном занятии.
Таким образом, игра возникает из потребности ребенка узнать окружающий его мир, причем жить в этом мире так, как взрослые. Игра, как способ познания действительности, есть одно из главных условий развития детского воображения. Не воображение порождает игру, а деятельность ребенка, познающего мир, творит его фантазию, его воображение. Игра подчиняется законам реальности, а ее продуктом может быть мир детской фантазии, детского творчества. Игра формирует познавательную активность и саморегуляцию, позволяет развивать внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления. В игре, осваиваются игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях.
Игровой метод включения дошкольника в деятельность предполагает личностный подход. Игра - не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.
Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку - знающим, неумелого - умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.
Игра как психологическая проблема дает еще очень много фактов для научной мысли, еще много предстоит открыть ученым в этой области. Игра как проблема воспитания требует неустанных, каждодневных раздумий родителей, требует творчества и фантазии от педагогов.
Считаю, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. В случае выполнения нескольких факторов игра несет в себе огромный воспитательный потенциал. Педагог должен знать уровень сформированности коммуникативных навыков у детей, уметь правильно мотивировать детей на игру, иметь в арсенале и активно использовать игры на развитие разных качеств личности, в соответствии с конкретной задачей.
Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтаксической сфер ребенка, памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач.