Умение ориентироваться в пространстве является одним из условий социально-бытовой адаптации дошкольников с дефектами зрения и подготовки их к обучению в школе. Чем раньше начинается обучение, тем больших успехов достигают дети в усвоении знаний и овладении практическими умениями по ориентировке и мобильности.
Проблемы ориентировки у детей с нарушением зрения
- Нарушение зрения нарушает ориентацию в пространстве.
- Характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность, хуже развиты пространственные представления, возможность практической микро-макроориентировки.
- Нарушение глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов.
- Из-за неполного восприятия, бедности представлений, страдает зрительная память и внимание.
- У дошкольников при косоглазии и амблиопии возникает рассогласование в деятельности обоих глаз.
- В предметно-практической деятельности действия у них неуверенные, замедленные, дети с большим трудом оценивают взаимное расположение предметов, плохо соотносят части с целым, но особенно сложно даётся детям ориентировка на микро-макроплоскости.
Цель: Развитие зрительно-пространственной ориентировки на микро-макроплоскости, используя дидактические игры и пособия.
Задачи:
- Развивать навыки ориентировки на микро-макроплоскости с привлечением всей сенсорной сферы.
- Формировать синхронность действий руки и глаза в предметно-практической деятельности, развивая тактильную чувствительность и моторику.
- Развивать мыслительную деятельность и познавательную активность детей.
- Развивать глазодвигательную моторику, фиксацию взора и прослеживающую функцию глаз.
Основными условиями эффективности развития зрительно-пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения мы считаем: системность, комплексность, связь занятий с другими видами коррекционной работы, в общем педагогическом процессе, а также взаимосвязи с семьей.
Каждое занятие проводится с яркими, красочными пособиями, что способствует эмоциональному раскрепощению детей, вызывает желание заниматься. Вариативность работы по обучению детей зрительно-пространственной ориентировки в предметно-практической деятельности помогает нам осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход в обучении: «Играя, учимся! Учимся, играя!»
Работу по развитию зрительно-пространственной ориентировки представляем в двух направлениях:
- Развитие зрительно-пространственной ориентировки на макроплоскости.
- Развитие зрительно-пространственной ориентировки на микроплоскости.
Модель макроплоскости
Дидактический материал, который мы используем в работе с детьми, это: работа на фланелеграфе, магнитной и учебной доске, за столом. Используем дидактические панели, объёмные дидактические кубы, дидактические куклы, театры, а также разработанные и изготовленные пособия: панно «Времена года», «Стрелоплан», «Цветное поле», «Кроссворды», «План-схемы», «Перфокарты» и другое.
В этом году в детском образовательном учреждении была изготовлена тактильно-развивающая стена, которую мы назвали «Школа «Лесовичка».
Модель микроплоскости
В модели по развитию зрительно-пространственной ориентировки представлены дидактические игры и пособия, такие как: тактильные книги, шнуровка, вкладыши, пазлы, мозаики, палочки, кубики, штриховка, «Умный шнурок», «Трессинг», «Что забыл нарисовать художник?», «Выдели, сосчитай и обведи» и другое.
Показана вариативность работ по обучению детей зрительно-пространственной ориентировки на микро-макроплоскости в предметно-практической деятельности.
Тактильно-развивающая стена «Школа «Лесовичка»
Оформлена в музыкальном зале из цветных панелей, тактильно-развивающего оборудования: бизиборды «Домики», «Веселые дверки», Кто где живет»; развивающих панелей «Ёлочка», «Звёздочка», «Разноцветное домино»; комплекса «Улитка Саша»; дидактической панели «Времена года» и другого оборудования, периодически меняющегося. «Школа «Лесовичка» объединяет работу по развитию ориентировки как на микро, так и на макроплоскости.
«Школа «Лесовичка» используется на коррекционных занятиях и в индивидуальной работе с детьми. Дети учатся выделять и анализировать различные пространственные признаки и отношения, получают информацию об окружающем пространстве с привлечением всей сенсорной сферы. В обучении мы используем зрительную гимнастику, закрепляем пространственные направления, предлоги и наречия. Представленные пособия являются предметно-познавательными, задания по ним носят характер устных и зрительных диктантов, когда дети по образцу и словесному указанию педагога размещают, находят предметы.
Уникальность пособий состоит в том, что оно помогает нам разнообразить коррекционно-педагогическую работу, делать её творческой, интересной, насыщенной.
Подводя итог по выполнению поставленных целей и задач, отмечаем:
- У детей сформированы навыки ориентировки на микро-макроплоскости с применением всех сохранных анализаторов.
- Улучшилась зрительная память и целенаправленное внимание.
- Расширился словарный запас в плане освоения пространственной терминологии.
- Мыслительная деятельность и познавательная активность дошкольников достигли более высокого уровня.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что зрительно-пространственная ориентировка у детей с нарушением зрения значительно улучшилась благодаря последовательной, систематической работе с применением новых разнообразных пособий на микро-макроплоскости. Дети стали более активными, раскрепощенными, социально адаптированными.