Нравственно-этическое воспитание школьников начальных классов во внеурочной деятельности

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4


Вступление

Гражданско-нравственное воспитание младших школьников является одной из важнейших задач в работе учителя. Вопросы нравственного воспитания ребенка волновали общество всегда и во все времена. Сейчас, когда случаи жестокости и насилия не редкость в повседневной жизни, эта проблема встала особенно остро.

Нравственно-этическое воспитание школьников начальных классов во внеурочной деятельности

Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка. Задача нравственного воспитания заключается в том, чтобы социально-необходимые требования общества - долг, честь, совесть, достоинство - стали необходимыми внутренними качествами каждого ребенка. Пути решения проблем нравственного воспитания могут осуществляться как в учебном процессе (в урочное время), так и во внеурочной деятельности (проведение бесед, конкурсов, классных часов, тематических досугов). Знания школьников о нравственных нормах поведения, полученные на уроках, часто бывают неполными. Поэтому анализ и обобщение знаний следует проводить на внеклассных мероприятиях.

Одна из форм работы - этическая беседа. Беседа - систематическое и последовательное обсуждение знаний, предполагающее участие обеих сторон - учителя и ученика. Беседа отличается от рассказа, инструктажа (виды работы на уроке) тем, что педагог выслушивает и учитывает мнение, точку зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и доверия. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, гражданские, моральные, этические проблемы.

Проведение беседы требует от учителя большого мастерства. Главное требование - обеспечить активность детей в процессе самой беседы. Необходимо, проводя беседу с детьми младшего школьного возраста, задавать вопросы, приводить яркие примеры, направлять и уточнять высказывания детей.

При проведении этических бесед необходимо соблюдать ряд важных условий:

1. Важно чтобы беседа имела проблемный характер, предполагала «борьбу» взглядов, идей, мнений. Учитель должен поощрять нестандартные вопросы детей, помогать детям самим находить на них ответы.

2. Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно дать ребятам возможность говорить то, что они думают. Учить их с уважением относиться к мнению других, терпеливо и аргументировано доказывать свою точку зрения. В ходе занятия постоянно возникают определенные деловые отношения между учащимися. Сообща решая общие познавательные задачи, поставленные перед коллективом, учащиеся общаются между собой, влияют на мнения друг друга.

3. Нельзя допускать, чтобы беседа превращалась в лекцию: учитель говорит, ученики слушают. Откровенные высказывания, мнения и сомнения детей позволят учителю направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса.

4. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту детей. Нельзя ожидать и требовать от них активности при обсуждении трудных для их понимания вопросов или таких, в которых за основу берутся явления, связанные непонятными для них событиями, чувствами.

5. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения - объективности, справедливости, культуры общения.

Целесообразно проводить беседы во внеурочное время 1-2 раза в месяц (из опыта работы). Продолжительность беседы занимает в 1-2 классах - 20-25 минут. В 3-4 классах - 35-40 минут.

Для того, чтобы определить, на какую тему необходимо провести беседу в данный момент, учитель должен внимательно наблюдать за нравственной стороной жизни детского коллектива и отдельных учащихся. Учитель наблюдает (на уроке, на перемене, в игре) как дети относятся к общественным обязанностям, всегда ли они честны, как относятся к своим и чужим успехам и неудачам, как развито у них чувство товарищества, коллективизма. Дети могут поделиться своими наблюдениями по поводу отношений в семье, оценить поступки товарищей.

Проведение этических бесед включает в себя:

  • подготовительный этап;
  • проведение беседы;
  • организацию и оценку повседневной деятельности и отношений детей на основе усвоенных нравственных норм и правил.

Подготовительный этап самый длительный и трудоемкий. Он включает в себя разнообразную деятельность учителя и детей.

Могут быть различные варианты подготовки к беседе:

1. Определяется тема беседы (в зависимости от возраста и развития детей).

2. Цель беседы - усвоение определенных норм, понятий, которые должны уяснить учащиеся (те практические выводы, которые будут сделаны).

3. Подборка материалов и пособий, где рассказывается, как нужно поступать, что нужно делать.

4. Продумываются вопросы беседы.

5. Подготовка учащихся к беседе:

a) заранее объявляется тема беседы, указывается литература, готовятся ситуации, вопросы, над которыми следует подумать, подобрать примеры;

б) при необходимости определяются индивидуальные задания - это психологически настраивает учащихся на самоанализ поведения, и они убеждаются в необходимости его улучшения;

в) определяют групповые задания.

При проведении беседы по прочитанному материалу очень важно уметь задавать вопросы. Они должны затрагивать ум и чувства детей, заставлять их обращаться к примерам, событиям окружающей жизни.

При постановке вопросов в беседах на моральные темы можно придерживаться следующего порядка:

1 Вопрос должен направлять внимание детей на нравственную сторону жизни.

2 Вопрос должен заставлять ребенка задуматься над мотивами поступка, увидеть сложную взаимосвязь мотива и результата поступка.

3 Вопрос должен заставлять детей увидеть нравственные последствия любого поступка для других людей.

4 Вопрос должен привлечь внимание школьников к внутренним переживаниям людей, научить ребенка по внешним признакам узнавать о состоянии человека, понимать это состояние и, следовательно, сопереживать.

Очень важны вопросы, которые помогли бы школьникам связать прочитанное с собственным нравственным опытом, их коллективными переживаниями.