Проблема - как подготовить выпускников к успешной сдаче экзамена встаёт перед каждым учителем. В нашей школе в 9 классе традиционно сдают географию, поэтому работу по подготовке учащихся к сдаче ОГЭ я начинаю с 5 класса.
Высокие результаты экзамена по географии могут быть достигнуты в том случае, если на протяжении всего периода обучения большое внимание уделяется работе с разными видами учебной информации, умению анализировать, сравнивать, выделять главное. Формирование практических навыков и умений урока географии формируются именно в 5 и 6 классах. К сожалению учителю сложно их отрабатывать т.к на теорию и практику дается один час в неделю. Определение географических координат усваивается многими детьми с большими трудностями. На закрепление этой темы нужно хотя бы два урока-практики. Тем более это задание присутствует не только в ОГЭ, но и в ЕГЭ по географии. Некоторые задания ОГЭ требуют знания географических терминов. Поэтому с 5 класса после каждого раздела провожу, географические диктанты. Учитель формулирует определение, а ученики записывают ответы в тетрадь. Можно эту же работу провести в формате таблицы.
Решение задач по чтению топографической карты: умение оценить участки, измерить расстояние, определить направления; я начинаю в 5-6 классах. Очень важна работа на контурной карте, она закрепляет не только знание географической номенклатуры, но и тренирует зрительную память, обучающиеся запоминают местонахождение географических объектов.
В 7 классе большое внимание уделяю формированию умения читать климатические диаграммы и определять по ним климатические пояса. Для простоты решения прошу вначале определить полушарие по графику температур: если он направлен «дугой» вверх, значит, эта точка находится в северном полушарии. Затем анализируем температуру зимы, режим осадков и находим искомую точку. Эти же задания решаем при подготовке к ВПР по географии. Познавательными заданиями для учащихся являются задания «Узнай страну по ее описанию». Учим столицы всех крупных государств, самые большие страны по площади и численности населения наизусть. После изучения природы материков провожу игру с заданиями «самый, самый на материке», это помогает привлечь внимание к рекордам на карте мира и лучше запомнить географические объекты.
В 8 классе при изучении тем: «Циклоны и антициклоны. Атмосферные фронты», «Закономерности распределения температуры и осадков», провожу зачетные уроки с использованием заданий ОГЭ.
Роль карты на экзамене очень велика, она выполняет образовательные функции. Хорошо изучив особенности содержания карты, выпускник успешно использует её как источник получения ответа на вопрос. Чтение карты - это один из элементов картографического метода. Поэтому важно научить выпускника поэтапному использованию этого метода: во-первых - изучить объяснительный аппарат карты, во-вторых - изучить содержание карты. Большой объём заданий по географическим атласам в 8 и 9 классах. Особое внимание я обращаю на работу с картой Административно-территориальное устройство России, потому что при выполнении большей части заданий ОГЭ в 9 классе необходимо ее знание. Я практикую в 8 и 9 классах зачеты на знание столиц республик, краев и автономных округов и умение показать субъекты на карте, где они не подписаны. При изучении экономических районов требую от учащихся заучивания их состава и умения показать все объекты на карте. Для этих целей мои учащиеся скачали на свои телефоны электронную версию игры «Карта России». Играючи заучивают субъекты России. Роль карты на экзамене очень велика, она выполняет образовательные функции. Карта- второй язык географии. Хорошо изучив особенности содержания карты, выпускник успешно использует её как источник получения ответа на вопрос.
В апреле - мае провожу пробные экзамены в формате ГИА в резервные часы, предусмотренные в планировании. Анализ выполнения этих работ позволяет выявить пробелы в знаниях и в оставшееся до экзамена время попытаться их ликвидировать.
Успех во многом определяется тем, насколько эффективна подготовительная работа. Принципиально важно наличие единой позиции у всех участников образовательного процесса - учителей, учеников, родителей - по отношению к самой итоговой аттестации и к готовности выпускников. И все же успех экзамена в первую очередь зависит от педагога, от его профессиональной готовности к новой форме государственной итоговой аттестации обучающихся. Другое непременное условие хорошей результативности экзамена - стремление самого школьника к успеху.
Эффективные формы обучения
Наиболее эффективной формой обучения при подготовке к ОГЭ является групповая деятельность. Это форма обучения стимулирует учащихся. Обучающиеся самостоятельно приобретают новые знания, оценивают результаты деятельности своих товарищей и себя.
Большую роль в географии играет наглядность обучения. Около 70% экзаменационных вопросов можно ответить с помощью карт атласа, поэтому большое внимание уделяю работе с картами (7, 8, 9 класс). После изучения тем со знанием географической номенклатуры провожу зачетные уроки.
Большую помощь в подготовке к ОГЭ оказывают информационные технологии. В Интернете много готовых презентаций с подробным объяснением заданий ОГЭ. Они способствуют лучшему запоминанию учебного материала. Для успешной сдачи экзамена очень много возможностей у обучающихся. В интернете можно посмотреть видеоуроки по разным темам. Много обучающих виеоуроков по заданиям ОГЭ. Много тестовых заданий на сайтах: ФИПИ, «Решу ОГЭ». Вся система мероприятий способствует повышению качества подготовки к ОГЭ. Для успешного выполнения заданий ОГЭ нужна постоянная и систематическая тренировка. Задания ОГЭ отрабатываем поэтапно, затем проводим мониторинг для выявления типичных ошибок, которые непременно устраняем.