Применение техники "Конструктор урока" повышает эффективность проектирования урока учителем и систематизирует методические приёмы.
Приветствие участников мастер-класса.
Начинаю мастер-класс с приёма - "Ромашка Блума". Приглашаю шесть участников, они по очереди открывают лепестки ромашки и отвечают на вопросы.
1. Простой вопрос. Урок это - …
2. Уточняющий вопрос. Основные усилия на уроке направлены на что…
3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Почему организовать и провести хороший (качественный) урок - дело непростое даже для опытного учителя?
4.Творческий вопрос. Что будет, если отменить классно-урочную систему?
5. Оценочный вопрос. Чем один урок отличается от другого?
6. Практический вопрос. Как провести интересный урок?
Вывод: "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Этот приём можно использовать на этапе мотивации к учебной деятельности. На стадии "Вызова" учащиеся могут формулировать вопросы, а затем искать на них ответы, используя материал учебника или других источников информации.
- Вот мы и подошли к теме нашего мастер-класса. Как грамотно использовать хорошо знакомые педагогические приемы, чтобы проводить интересные познавательные уроки? Итак, тема нашего мастер-класса: "Конструктор урока". Сама технология построения уроков рассматривается как конструктор, а структура урока как конструкт. Сегодня, я поделюсь опытом работы в данном направлении, за основу которой взята продуктивная, на мой взгляд, педагогическая идея «Конструктор урока» применяемый как эффективное средство для «сборки» уроков.
- Для того чтобы грамотно сконструировать урок, мы сейчас поиграем в игру "Светофор".
- Я вам буду задавать вопрос (вопросы будут направлены на знание этапов современного урока), а вы мне будете сигнализировать карточкой. Если вы со мной согласны - зелёная, если не согласны - красная. (Умышленно путаю участников мастер-класса называя этапы традиционного урока).
Используя ещё один приём, мы вспомнили все этапы современного урока. Любой из основных этапов урока отчасти может быть реализован разными методическими приемами или их комбинацией. То есть приемы, по сути, и есть элементы Конструктора. Сама идея Конструктора принадлежит педагогу, научному руководителю международной Лаборатории образовательных технологий «Образование для Новой Эры» - Анатолию Александровичу Гину.
Пользуясь техникой "Конструкт урока" по алгоритму можно легко смоделировать урок. Предлагаю участникам игру "Жокей и лошади". Участники делятся на две команды. Первой команде раздаю карточки с названием этапов урока. Второй команде карточки с разными приёмами. Задача участников подобрать себе пару так, чтобы выбранный приём подходил к этапу урока. В ходе этой игры участники попытались сконструировать урок. (На слайде представлен конструктор урока А.А.Гина, на следующем слайде конструктор урока составленный из опыта работы). Например:
Этапы урока |
Методические приёмы |
|||
Мотивация к учебной деятельности |
"Фантастическая добавка" |
Рифмованное начало урока |
Элементы театрализации |
"Ассоциативный ряд" |
Постановка темы, цели урока |
Тема-вопрос |
Ситуация яркого пятна |
"Исключи лишнее" |
Домысливание
|
Актуализация знаний |
"Корзина идей, понятий, имен" |
Игра лото |
2-фазный тест «Верно ли что…» |
"Светофор" |
Открытие нового знания |
"Привлекательная цель " |
"Шерлок Хомс" |
Игра «Верите ли вы, что…» |
Составление схем |
Открытие нового знания |
"Привлекательная цель " |
"Шерлок Хомс" |
Игра «Верите ли вы, что…» |
Составление схем |
Динамическая пауза |
Упражнения для глаз |
Упр. улучшение мозгового кровообращения |
Пальчиковая гимнастика |
Упражнения на профилактику сколиоза |
Применение новых знаний |
Задание на соответствие |
Концептуальная таблица |
Группировка материала |
Составление кластера |
Контроль |
"Толстый и тонкий вопрос" |
"Жокей и лошадь" |
"Светофор" |
Идеальный опрос |
Рефлексия |
"Шесть шляп" |
"Закончи предложение" |
"Цветные поля" |
"Свободный микрофон" |
Домашнее задание |
Разноуровневое |
Творческое
|
Поисковое |
Лотерея |
Представленная таблица педагогических приемов и техник динамична, т.е. может наполняться каждым педагогом своими авторскими приемами или авторскими подходами к организации учебной деятельности детей на разных этапах и типах уроков. После этого предлагаю участникам мастер класса рефлексию, использую приём "Шесть шляп". После того как все участники высказались, подвожу итог.
Опыт применения данной техники представляет элемент новизны в совершенствовании современного урока и существенно обогащает методическую копилку учителя. Конструктор повышает эффективность проектирования урока учителем. Даже если все методические приемы известны учителю, без конструктора трудно удержать их в памяти. С конструктором разнообразные уроки можно готовить довольно быстро.