Проведение уроков математике в условиях инклюзивного обучения
На уроках математики возможна дифференциация заданий, то есть, все задания должны иметь разные уровни сложности. При решении и составлении задач учащимся могут предлагаться различные картинки, по которым им нужно составить и решить задачу. Оформлением дети занимаются самостоятельно, однако учителю необходимо тщательно следить за работой учеников. При затруднении выполнить данное действие предполагается, что учитель будет задавать наводящие вопросы.
Математика является одним из основных предметов в усвоении образовательной программы средней школы, поэтому основные задачи преподавания математики заключаются в том, чтобы максимально использовать математические знания для повышения уровня общего развития детей с задержкой психического развития, на уроках математики осуществлять коррекцию недостатков познавательной сферы, развивать и воспитывать ряд личностных качеств (целенаправленность, терпеливость, работоспособность, трудолюбие, самостоятельность, самоконтроль и др), развивать умение планировать работу, прогнозировать результат своей деятельности и доводить начатое дело до завершения.
Ученики общеобразовательного класса опираются на большой активный фонд знаний и ранее усвоенные способы умственных операций, в более короткий срок усваивают новые понятия, приводят их в соответствие с ранее усвоенными знаниями. Детям же, страдающим от задержки психического развития, имеющим ограниченный активный фонд знаний и не владеющим рациональными способами усвоения материала, требуется для этого значительно больше времени. Значит, таким учащимся нужно давать разнообразное количество задач, чтобы они овладели основными способами их решения. Такие дети, привыкнув решать задачи одним способом, не могут отыскать других способов, подходов. Они не в состоянии рационально спланировать свою учебную деятельность: они медленнее, чем ученики общеобразовательного класса, пишут, считают, у них в целом прослеживается более низкий уровень работоспособности при сохранении типичной динамики его в течение недели. Работа с такими детьми осуществляется по учебникам не предназначенным для детей с задержкой психического развития, поэтому много времени уделяется для составления индивидуальных карточек и заданий, искать новые методы преподавания математике в современных классах. Одной из таких методик, это изучение обыкновенных дробей с детьми с ЗПР.
Первые представление о доле, которая получается путём деления целого предмета на равные части, учащиеся получают уже в пятом классе.
Рассматривая получение дробей, следует проводить как можно больше практических работ по делению реальных предметов (буханка хлеба, яблоко, кусок ленты, тесьмы и пр.) на равные части (доли), в учебном процессе не всегда этому уделяется должное внимание, и зачастую учителя ограничиваются делением на равные части лишь геометрических фигур (круга, квадрата, прямоугольника, отрезка). Использование геометрического материала в указанных целях правомерно, но если исключить из процесса обучения действия с реальными предметами, представления учащихся об обыкновенных дробях будут «оторваны» от жизни, и применить эти знания в жизненных ситуациях для большинства умственно отсталых детей будет весьма затруднительно.
По возможности все виды работ учащихся с предметами по делению их на равные части надо отразить в тетради (наклеить, нарисовать, раскрасить, и пр.).
Для того чтобы учащиеся лучше осмыслили способы получения дробей, и значение каждого компонента дроби (числителя, знаменателя), в работе над данной учебной темой можно рекомендовать использовать следующую систему упражнений (числовой и иллюстративный материал взят условно).
При получении долей на реальных предметах предлагаем сразу перейти к модельной наглядности. Для этого пятиклассникам предлагается изобразить вторые доли (а затем третьи, четвёртые и т.д.) на чертеже с помощью симметричной геометрической фигуры. Сначала работа проводится под руководством учителя. При объяснении нового материала обращается внимание на следующие важные моменты: геометрическая фигура является одним целым и это целое делится на равные части. Строя модели долей, учащиеся должны начертить геометрическую фигуру, то есть целое, и выделить в ней указанные доли. Если это вторые доли, то разделить целое пополам, если третьи - то на три равные части и т. д. Такая работа позволит закрепить знания о том, что доли - это равные части одного целого и их количество в целом соответствуют их названию.
Учащиеся получают доли с помощью моделей разных геометрических фигур путём деления их на равные части, выделяют их, считают и учатся правильно называть эти доли.
В процессе знакомства с образованием дроби работа по моделированию усложняется. Для того чтобы построить модель дроби, школьники должны - начертить целое, разделить её на столько долей, сколько показывает знаменатель, и заштриховать столько долей, сколько указано в числителе. Далее целая геометрическая фигура принималась за единицу.
Таким образом, установилась связь между математической записью и практическим действием по получению дроби, то есть обозначением дроби с помощью цифр и её образом. Важно, чтобы моделирование дроби не носило эпизодический характер. Школьники должны как можно чаще строить модели дроби, комментировать свои действия, повторяя значение числителя и знаменателя. Для закрепления понятия дроби ученикам предлагаются задания, где требуется соотнести записанную дробь с её моделью.
1. Скажите, на сколько равных частей разделена каждая фигура? Что показывает закрашенная часть каждой фигуры?
2. Запишите дробью заштрихованную часть фигуры.
3. Раскрасте долю фигуры.
4. Запишите дробью, какая часть выделена цветом.
5. Покажите на рисунке указанную дробь, заштрихуйте ее.
Данная методика, позволит детям более детально разобраться с понятием доли.
Таким образом, при применении инклюзивных технологий мы можем добиться повышения познавательной активности учащихся, развить их творческие способности, активно вовлекать детей в образовательный процесс, стимулировать самостоятельную деятельность учащихся, тем самым повысить эффективность и качество образования.
Список использованных источников литературы и электронных ресурсов
- Алёхина С.В. Инклюзивное образование: От образовательной политики к образовательной практике // Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография / Отв. ред. С.В.Алёхина. М.: МГППУ, Буки Веди. С 5-19.
- Алехина, С.В. Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции [Текст ]/ Отв. ред. С.В.Алехина - М.: ООО «Буки Веди», 2013. - 712 с.
- Красникова, Г.П. Организация обучения детей с ОВЗ математике в условиях инклюзивного образования [Электронный ресурс] / Г.П.Красникова // инфоурок. Библиотека материалов. - URL: https://infourok.ru/organizaciya-obucheniya-detey-s-ovz-matematike-v-usloviyahinklyuzivnogo-obrazovaniya.