Укрепление и сохранение здоровья дошкольников средствами художественной литературы.

Разделы: Работа с дошкольниками


Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает.

В.А.Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». «Здоровье - это вершина, которую должен каждый покорить сам» - так гласит восточная мудрость. Задача педагогов - научить детей покорять эту вершину.

Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу. Итак, нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. Поэтому главной задачей по укреплению здоровья детей в детском саду является формирование у них привычки к здоровому образу жизни, т.е. умение постоянно делать положительный выбор в применении приемов укрепления и сохранения своего здоровья.

Детский сад должен стать "школой здорового стиля жизни" детей, где любая их деятельность (образовательная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни.

Следует учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать в работе по формированию ЗОЖ.

Дети младшего дошкольного возраста понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут. Но именно в этом возрасте закладывается основа для формирования у детей желания быть всегда здоровыми.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как «не болезни». Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что значит «быть здоровым» и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым - значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т.д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк), а также своих собственных действиях.

В старшем дошкольном возрасте, благодаря возрастанию личного опыта, отношение к здоровью существенно меняется. Дети, по-прежнему, соотносят здоровье с болезнью, но уже более отчетливо определяют угрозы здоровью как от собственных действий («нельзя есть грязные фрукты», «нельзя брать еду грязными руками» и пр.), так и от внешней среды. При определенной воспитательной работе дети соотносят понятие «здоровье» с выполнением правил гигиены.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья и в его определении (как, собственно, и взрослые) на первое место ставят физическую составляющую. Но, несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения, в целом отношение к нему у детей старшего дошкольного возраста остается достаточно пассивным. Причины такого отношения кроются в недостатке у детей необходимых знаний о способах сохранения здоровья, а также неосознанности опасностей нездорового поведения человека для сохранения здоровья.

Пробел этих знаний мы решили ликвидировать с помощью чтения детям произведений художественной литературы.

Народная мудрость гласит: «Сказка - ложь, да в не намек, добрым молодцам урок». Как правило - это урок нравственности, доброты, умения вести себя в коллективе. А мы поставили перед собой задачу, на материале произведений художественной литературы сформировать образцы положительного поведения у детей при выборе приемов укрепления и сохранения своего здоровья.

Ведь художественное произведение может нести ту смысловую нагрузку, акцент на которую мы сделаем.

К здоровьесберегающим задачам в детском саду относятся:

  • Культурно-гигиенические навыки
  • Рациональное питание
  • Двигательная активность
  • Закаливание
  • Режим дня
  • Безопасность

Мы решили построить свою работу по формированию образцов положительного поведения при выборе приемов укрепления и сохранения своего здоровья у детей 5-6 лет, основываясь литературных произведениях.

Культурно-гигиенические навыки

Мы заметили, что дети не всегда тщательно моют руки после прогулки, и решили вспомнить с ними «Мойдодыра» К. Чуковского. Это произведение дети знают наизусть с малых лет, цитируют его отрывки, но не применяют на практике. Желая мотивировать детей на сбережение своего здоровья, была организована драматизация сказки с участием детей. Затем предложили детям решить проблемную ситуацию: «Как превратить грязнулю в чистюлю?». Таким образом, дети закрепили знания элементарных навыков личной гигиены. А мы каждый раз напоминали детям отрывки из произведения в наиболее подходящих для этого местах: во время умывания, после дневного сна, после прихода с прогулки.

Для решения этой же проблемы мы познакомили детей с пословицами и поговорками русского народа:

  • Чистота - залог здоровья.
  • Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.
  • Грязного и пчелы не подпускают.

Были прочитаны стихи Ю.Тувима «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», Г.Кружкова «Стихи о чистой посуде», Л.Герасимова «Купаю куклу», Я.Яхнина «Почему надо чистить зубы?»; начали читать сказку Т.Александровой «Домовенок Кузька».

Рациональное питание

Очень многие дети в нашей группе привередливы в еде, кушают только привычную для них пищу, негативно относятся к овощным блюдам, творожным запеканкам. И мы вновь обратились к творчеству К.Чуковского. Произведение «Айболит» дети с интересом выслушали и в процессе беседы по содержанию, вопросы старались задавать поискового характера.

  • Почему у животных в Африке случилась эпидемия?
  • Почему болят зубки у акулят?
  • Почему болят животики у бегемотов?

Дети высказывали предположения, что все болезни у животных случились от неправильного питания.

С интересом детьми были прослушаны произведения: С.Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала», М.Пришвина «Лисичкин хлеб», С.Капутикян «Мы сварили плов», В.Гауф «Маленький Мук», р.н. сказку «Молодильные яблоки», «Гуси-лебеди», «Горшочек каши» братьев Гримм.

Мы познакомили детей с пословицами и поговорками о питании, разобрали смысл народной мудрости:

  • Мельница сильна водой, а человек едой.
  • Гречневая каша матушка наша, а хлебец ржаной - отец родной.
  • Кашу маслом не испортишь.
  • Хлеб батюшка, водица матушка.

Двигательная активность

Не все дети в группе старательно занимаются физкультурой, проявляют интерес к спортивным упражнениям. Чтение произведения С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое» вызвало у детей, особенно у мальчиков, неподдельный интерес. Они бурно обсуждали вопрос: «Кто бы смог совершить такой героический поступок?». Мы целенаправленно вели детей к осознанию того, что только физически крепкие люди могли бы справиться с такой нелегкой задачей, как: полезть наверх по водосточной трубе на пятый этаж, дотянуться до карниза, достать девочку и пронести ее по карнизу до балкона. Для этого нужно заниматься физкультурой, делать зарядку, не болеть. Многие девочки отнеслись скептически к тому, что заниматься физкультурой, быть сильной им не нужно. По их мнению, они должны быть красивыми как принцессы. Тогда мы обратились к произведению Г.Андерсена «Снежная королева» и после чтения попробовали порассуждать с детьми о том:

  • Что случилось бы, если бы Герда не спасла Кая?
  • Почему она смогла преодолеть все невзгоды на пути освобождения своего брата из плена Снежной королевы?

Теперь уже и девочки не сомневались в том, что для красоты нужны не только внешние данные, но и физическая сила, грация, ловкость, гибкость.

По этой теме были подобраны и прочитаны такие произведения: Г.Кружков «Кросс», А.Барто «Веревочка», былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Как Илья Муромец богатырем стал», «На заставе богатырской», «Первый бой Ильи Муромца», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Три богатыря», «Царевна лягушка».

Мы познакомили детей с пословицами и поговорками о спорте:

    Кто спортом занимается, тот силы набирается.
  • Крепок телом - богат и делом.
  • Отдай спорту время, а взамен получи здоровье.

Закаливание

Чтобы сформировать представление детей, о причинах многих болезней и о профилактике заболеваний - мы прочитали с детьми стихи: С.Михалков «Грипп», Э.Мошковская «Ангина», П.Синявский «Для чего нужна зарядка», «Чтоб здоровье сохранить», В.Бредихин «О пользе утренней пробежки», О.Высоцкая «Летняя физкультурная», Ершов «Конёк-горбунок».

Познакомили детей с пословицами и поговорками о закаливании:

  • Закаляй свое тело с пользой для дела.
  • Холода не бойся, сам по пояс мойся.
  • Солнце, воздух и вода помогают нам всегда.
  • И смекалка нужна, и закалка важна.
  • В здоровом теле здоровый дух.
  • Смолоду закалишься, на весь век сгодишься.
  • Солнце, воздух и вода - наши верные друзья.
  • Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки.

Режим дня

Дети познакомились с пословицами и поговорками о важном соблюдении режима дня

  • Время - мать и кормилица всего хорошего.
  • И петух свои часы знает.
  • Сон лучше всякого лекарства.
  • Утро - вечера мудренее.

Мы прочитали ребятам сказки «Василиса Прекрасная», «Иван Царевич и серый волк». После чтения этих волшебных сказок мы спросили у детей: «Что значит выражение: утро - вечера мудренее?» Детские ответы мы обобщили и подвели детей к выводу: просыпаться, гулять, кушать, заниматься, играть, ложиться спать нужно по времени, а значит по режиму дня.

Безопасность

Дети старшего возраста, знают правила безопасного поведения, но не всегда применяют их.

Произведение К.Чуковского «Айболит» мы с детьми перечитали, сделав упор на безопасное поведение на дороге и в природе.

Вопросы «Почему пострадал Барбос?», «Отчего лису укусила оса?», «Что могло спасти зайчика от беды?», «Почему вывихнуто плечико у кузнечика?»

Помогли детям задуматься, над тем как обезопасить себя в разных жизненных ситуациях. Дети пришли к выводу, что только соблюдение правил может спасти от случайных неприятных ситуаций, будь то в быту, на дороге, в транспорте.

Мы прочитали детям сказки: «Заяц-хвастун», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», М.Горький «Воробьишко», Р.Киплинг «Слоненок», Л.Пантелеев «Две лягушки», Т.Александрова «Домовенок Кузя», Ш.Перро «Красная Шапочка», С.Маршак «Пожар», Г.Остер «Вредные советы».

Мы познакомили детей с пословицами русского народа:

  • Спички не тронь, в спичках огонь.
  • Упустишь огонь - не потушишь.
  • Не шути с огнём - обожжешься.
  • Спички не игрушка, огонь не забава.
  • Спичка - невеличка, а огонь великан.
  • Не зная броду, не ходи в воду.
  • Не стой там, где дрова рубят.

Мы можем отметить, что произведения художественной литературы помогли детям закрепить знания о правилах гигиены, о режиме дня, о закаливании и профилактике болезни, о правильном и здоровом питании, о пользе физических упражнений, о безопасном поведении.

В результате проведенной работы произошли изменения - дети стали более активными, подвижными, более строгими и соблюдении правил гигиены не только по отношению к себе, но и к товарищам, к родителям.

Таким образом, если: правильно подобрать художественные произведения, можно сформировать образцы положительного поведения у детей при выборе приемов укрепления и сохранения своего здоровья.