Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей их развития в соответствии с профстандартом.
В свете требований ФГОС гендерный подход рассматривается как «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром». Социальные изменения, происходящие в нашем обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняются и внутренние позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики становятся более мягкими, изнеженными.
Наблюдая за воспитанниками в детском саду, можно отметить, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учётом пола партнёра. Мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам, тогда, когда была нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность. Содержание игр детей также вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Огромное влияние на формирование гендерного воспитания оказывает семья и предметно-развивающая среда ДОУ.
Гендерное воспитание - это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину.
Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время. В педагогической практике воспитатели признают ценность гендерного воспитания в детском саду. Что позволило обозначить выбор темы работы.
Воспитатель ставит перед собой цель повысить профессиональный уровень по данной теме и систематизировать работы по использованию гендерного подхода в воспитании детей в ДОУ.
В своей работе преследует цели, а именно, во -первых необходимо повысить собственный уровень знаний по данной теме путём изучения необходимой литературы.
Также первоначально нужно изучить теоретические основы психосоциальных различий мальчиков и девочек, особенности их воспитания и обучения. Затем следует создать развивающую среду в группе с учётом половой принадлежности детей. Для работы в данном направлении можно составить картотеку игр по гендерному воспитанию. Педагогу нужно научиться строить образовательный и воспитательный процесс с детьми в группе с учётом гендерных их особенностей и способствовать возникновению и поддержанию заинтересованности родителей к воспитанию ребёнка в семье с учётом гендерной принадлежности.
Выполняя все выше перечисленные задачи мы можем предполагать результат. Отметим, что у детей наблюдаем сформированность начальных представлений о гендерных особенностях, они научились использовать полученные знания в ходе общения со взрослыми и сверстниками. У дошкольников появились способности выражать восприятие окружающего их мира. Мы старались совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью игры и для этого создали систему совместной с детьми игровой деятельности, которая развивает творческий потенциал детей, желание общаться и учиться новому. Проделав работу в данном направлении воспитатель самостоятельно повышает собственный профессиональный уровень и компетенцию педагога.
Примерную картотеку с набором игр и работу с родителями можно посмотреть ниже в Приложении.