Дистанционные занятия становится знакомой формой работы с классом для большинства педагогов. Чтобы не прерывать учебный процесс в период вынужденного карантина в пандемию 2020 г. Министерством просвещения Российской Федерации было рекомендовано школам временно перейти на дистанционные формы онлайн-обучения. Дистанционное сотрудничество учащихся повлияло на организацию процесса воспитания, привлечения школьников и педагогов к участию в тематических мероприятиях, активизации их познавательной, исследовательской, творческой, коммуникативной деятельности. Часто в данных условиях воспитательная работа как важная часть педагогического процесса, реализуется в условиях дистанционной формы обучения недостаточно.
Между тем, и в такой форме обучения, есть определённый потенциал. Так, в процессе проведения онлайн-уроков учитель, сообщая знания в определенной направленности, формирует нравственные установки у обучающихся. Тем самым реализуется принцип воспитывающего обучения.
На основании методических рекомендаций Министерства просвещения Российской Федерации от 20.03.2020 № б/н по реализации НОО, ООО, СОО с использованием дистанционных технологий и от 07.05.2020 № ВБ-976/04 по реализации программ внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, а также дополнительных общеобразовательных программ в условиях дистанционной поддержки обучающихся была скоординирована деятельность участников воспитательного процесса и внеурочной деятельности с использованием дистанционных технологий (приложение 1).
Для реализации дистанционной воспитательной работы образовательные учреждения смогли использовать:
- комбинации традиционных форм организации внеурочной деятельности, информационно-коммуникационных технологий и новых средств передачи информации путем Интернета и сотовой связи;
- использование форм привлечения обучающихся к определенному виду деятельности в современных средствах массовой коммуникации.
Поэтому педагогам следовало сориентироваться на имеющийся план воспитательной работы, корректируя формы и технологии работы, изменяя (углубляя, сокращая) его содержание.
Правильно организованная система дистанционной внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося с применением современных образовательных технологий.
Переходя на дистанционные формы, важно сохранить преемственность и единство воспитательного процесса.
Внеурочная деятельность обучающихся образовательных учреждений в дистанционной форме организована с использованием:
- образовательных технологий (развивающие занятия, экскурсии, консультации, тренировки, тематические классные часы, проводимые в режиме реального времени при помощи телекоммуникационных систем);
- электронного обучения (формирование подборок образовательных, просветительских и развивающих материалов, представленных на сайте Министерства просвещения Российской Федерации по ссылке https://edu.gov.ru/distance для самостоятельного использования обучающимися);
- ресурсов средств массовой информации (образовательные и научно-популярные передачи, фильмы и интервью на радио и телевидении);
- бесплатных интернет-ресурсов, сайтов учреждений культуры и спорта, а также организаций, предоставивших доступ к музейным, литературным, архивным фондам;
- образовательных и развивающих материалов на печатной основе.
В соответствии с ФГОС внеурочная деятельность организуется по пяти направлениям развития личности детей: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное и общекультурное, являющиеся основанием для построения соответствующих программ.
В рамках курсов внеурочной деятельности в дистанционном режиме для обучающихся образовательных учреждений организуются:
- проектные и исследовательские работы обучающихся;
- просмотр с последующим обсуждением записей кинокартин, спектаклей, концертов;
- посещение виртуальных экспозиций музеев, выставок, лекториев и мастер-классов в организациях высшего образования;
- дистанционные занятия, направленные на расширение знаний и умений обучающихся в предметных областях, формирование личностных и метапредметных результатов общего образования;
- оздоровительные и спортивные мероприятия, в том числе физические разминки и гимнастику, занятия с тренерами и спортсменами
Переходя на заочные образовательные формы, важно сохранить преемственность и единство воспитательного процесса. Поэтому классным руководителям следует ориентироваться на имеющийся план воспитательной работы, корректируя формы и технологии работы, изменяя (углубляя, сокращая) его содержание (приложение 2).
Роль классного руководителя в период дистанционного обучения
Успех классного руководителя в условиях дистанционного режима зависит от следующих составляющих: максимальная включенность и вовлеченность, быть на связи с родителями (законными представителями), обучающимися и учителями - предметниками, постоянное профессиональное саморазвитие.
Для обеспечения непрерывности образовательного процесса и процесса воспитания и социализации, классным руководителям необходимо организовать регулярное общение не только с учениками, но и с их родителями (законными представителями), что позволяет решить целый ряд педагогических и психологических задач, которые стоят перед образовательным учреждением. Большинству родителей сложно постоянно находиться с детьми в замкнутом пространстве, и они заинтересованы в том, чтобы классный руководитель постоянно выходил на связь, давал советы по работе со школьниками и по сохранению позитивного психологического климата в семье (приложение 3).
На первом этапе классным руководителям необходимо провести совместное с обучающимися классное родительское собрание в режиме онлайн, заранее выяснив технические возможности в семьях. Это поможет родителям (законным представителям) и обучающимся адаптироваться к условиям самоизоляции, обсудить проблемы, которые возникают у них с обучением и досугом. Во время дальнейших онлайн встреч классный руководитель сможет оперативно сообщать важную информацию и сохранить межличностное общение.
Организация и реализация воспитательной работы с использованием дистанционных технологий способна обогатить воспитательный процесс, сделать его более насыщенным, что способствует адаптации обучающихся в современном информационном пространстве, расширяет диапазон самостоятельной деятельности учащихся, а педагоги, в свою очередь, повышают качество своей работы. 6
Резюмируя вышеизложенное, на основе анализа опыта можно отметить, что при организации воспитательной работы в дистанционном режиме учителю необходимо следующее:
- учитывать уровень цифровой грамотности детей и их родителей с целью ее повышения;
- прибегать к разнообразным формам работы, чтобы поддержать интерес детей к предлагаемым мероприятиям и мотивировать к активному участию в них;
- помнить о здоровье участников образовательного процесса и не перегружать их работой с гаджетами.
Вынужденная изоляция от школы когда-то закончится. Но дистанционные формы воспитательной работы, активно используемые во время пандемии, останутся в арсенале деятельности классного руководителя.
Те же социальные сети с неформальным общением между учениками, их родителями теперь навсегда в жизни школы. Обучению сетевому этикету, повышение уровня цифровой грамотности участников образовательного процесса путем использования инновационных технологий прочно войдут (должны войти) в планы воспитательной работы классного руководителя в системе реализации ФГОС.
Список литературы
1. Банк документов. Министерство просвещения Российской Федерации. Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/26aa857e0152bd199507ffaa15f77c58/
2. Внеурочная деятельность школьников в контексте ФГОС второго поколения /Составители: С.В.Низова, Е.Л.Харчевникова. Владимир, ВИПКРО, 2010. - 32с.
3. Организация внеурочной деятельности школьников в условиях ФГОС / Д.П.Кошева, Т.М.Фигурова // Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования Сборник научных статей международной конференции. - 2014. - С. 651-655.
4. Типовая модель реализации программ дистанционных курсов по дополнительным образовательным программам. URL: https://modnso.ru/upload/iblock/ac2/ac24c98a09dee81caf0580d6d403dd85.pdf/