Ход мероприятия
1. Вступительное слово педагога
Педагог объявляет тему и цели мероприятия.
На доске написано предложение: «Друг - это тот, кто…»
Родители и дети по цепочке говорят о том, кто такой друг и кого они называют своими друзьями.
2. Беседа
На доске слова «друг», «приятель», «товарищ».
- Чем отличаются эти слова друг от друга? (1. Друг, подруга - человек, находящийся в дружбе с кем- нибудь; очень близкий товарищ. 2. Приятель - близкий знакомый, с которым состоят в дружеских отношениях. 3. Товарищ - человек, близкий кому-нибудь по взглядам благодаря общей работе.)
3. Сообщение председателя родительского комитета
Все мы знаем, что детям необходимо общество сверстников. Играя с друзьями, дети привыкают что-то делать совместно, учатся подчиняться законам коллектива и самое главное получают более верное представление о жизни.
Ты дружишь с человеком потому, что он тебе близок, близки его интересы, взгляды. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга «за красивые глаза». Умеет человек хорошо и модно одеваться, есть у него игрушки - буду с ним дружить, нет - не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив. Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть настоящий друг, и постараемся сформулировать правила дружбы.
(Председатель родительского комитета информирует о результатах анкетирования родителей и детей. Наиболее интересные ответы зачитываются (авторы не называются).)
4. Рассказы учащихся о своих друзьях. «Портрет моего друга»
5. Работа в группах
(Родители и ребята работают в трех микрогруппах. Каждая группа выбирает себе название. Члены команды, посоветовавшись, представляют себе название. Группа получает цветок - ромашку и на каждом лепестке пишет по одному главному качеству, без которого дружба состояться не может. Получается «цветок дружбы». Решение проблемных ситуаций, описание которым находим в конвертах. Предлагаются конверты с ситуациями.)
- Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы его списать.
- Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
- Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.
- Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.
- Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
- Твой друг сделал что-то плохое, а наказание получаешь ты.
(В группах обсуждают ситуации, а затем комментируют их.)
Конкурс «Пословицы о дружбе».
- Во все времена дружба была мерилом ценности человека. Недаром народ сложил о ней пословицы и поговорки.
(Команды называют пословицы о дружбе.)
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Друга ищи, а найдешь - береги.
- Старый друг лучше новых двух.
- Друзья познаются в беде.
- Без друга в жизни туго.
- Верный друг лучше сотни слуг.
- Друга иметь - себя не жалеть.
- Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
- Легко друзей найти, да трудно сохранить.
- Сам пропадай, а товарища выручай.
- Человек без друзей - это дерево без корней.
- Скажи, кто твои друзья, и я скажу, кто ты.
- С кем поведешься, от того и наберешься.
Блицопрос.
(Группам задаются вопросы.
- Что же такое дружба?
- Зачем человеку друг и как его найти?
- Кто такой друг и какими качествами он должен обладать?
- Почему распадается дружба?
- Законы дружбы.
Педагог говорит о том, что академик Д.С.Лихачев, обращаясь к молодежи, писал: «Поддерживайте товарищеские отношения со своими одноклассниками. Будьте хорошим. Честным. Прямым и добрым товарищем, именно товарищем. Это запоминается на всю жизнь. Друзья познаются в юности. Помните это!»
- А каковы же законы дружбы?
Предлагается каждой группе сформулировать и записать на листе правила дружбы.
Защита разработанных правил.
Каждая группа зачитывает правило дружбы и прикрепляет лист с его записью на доску.
6. Подведение итогов
1. Председатель родительского комитета подводит итоги работы.
- Мы все победители, потому что сегодня мы стали настоящими друзьями.
2. Звучит запись песни «Когда мои друзья со мной…» (музыка В.Шаинского, слова М.Танича).