Формирование географических понятий на уроках окружающего мира с применением мультимедийных дидактических материалов

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: окружающий мир


Исследование теоретических положений выдвинутой проблемы и проведённое на констатирующем этапе изучение уровней сформированности природоведческих понятий позволяют приступить к описанию формирующего этапа эксперимента. Цель которого - в разработке и проведении уроков окружающего мира с применением мультимедийных дидактических материалов.

Разработке уроков предшествовало изучение примерной рабочей программы 4 класса УМК «Окружающий мир» А.А.Плешакова (предметная линия учебников «Школа России»), содержания поурочного и календарно-тематического планирования и имеющегося в распоряжении учителя-предметника учебно-методического обеспечения ученой дисциплины. В рамках формирующего этапа разработано и проведено в экспериментальной группе 10 уроков из раздела «Природа России». Выбор раздела обусловлен анализом его содержания и спектром изучаемых природоведческих понятий (географических, биологических, геологических, экологических).

При разработке уроков на основе мультимедийных дидактических презентаций в демонстрации материалов соблюдалась логика построения, последовательность и ясность. Применение мультимедийного материала обусловлено выделением главного в содержании урока, при этом из визуального и звукового ряда исключены посторонние предметы и звуки, не относящиеся к изучаемому процессу, явлению или объекту. Важно было обеспечить рациональное применение мультимедийной наглядности и её сочетаний. В дидактическом плане необходимо было соотнести длительность показа и «живого» разъяснения отдельных фрагментов мультимедийного материала с их сложностью и значимостью в изучаемой теме. Уроки разрабатывались с учётом возрастных и психолого-педагогических особенностей восприятия младшими школьниками материала при первоначальной его демонстрации (см. с. 22). Проведение уроков осуществлялось с использованием компьютера, мультимедийного проектора, интерактивной доски.

Необходимо отметить, что на каждом уроке решались задачи по формированию у учащихся первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; созданию условий для определения границ знания и «незнания» и развитию интереса к предмету «Окружающий мир».

Первым проводился урок по теме «Равнины и горы России». Цель деятельности экспериментатора заключалась в формирования у учащихся представлений о равнинах и горах, ознакомлении с равнинами и горами на территории России. На протяжении всего урока использовалась мультимедийна дидактическая презентация. Так, на этапе мотивации учащихся к усвоению нового материала использован аудиофрагмент - припев «Песни о России» (слова О. Высотской, музыка В. Локтева). Знакомство с новым материалом начиналось с актуализации уже изученного с помощью интерактивных загадок о понятиях предшествующего урока, в том числе о Солнце. В продолжении урока - путешествие вслед за анимированным солнышком по физической карте России с востока на запад (по слайдам с изображением фрагментов карты и фото объектов природы). Путешествие началось от полуострова Камчатка с его вулканами, через Среднесибирское плоскогорье, Алтайские и Саянские горы, Западносибирскую равнину, Уральские горы, Восточно-европейскую равнину к Кавказским горам. При ознакомлении с Уральскими горами учащимся продемонстрирован короткометражный документальный фильм, что вызвало эмоциональное оживление и особый интерес у детей.

В течение урока ученики слушали экспериментатора, отвечали на его вопросы, просматривали мультимедийную информацию, работали с физической картой и словарём, наблюдали опыт, делали выводы. Стоит отдельно упомянуть задания на сравнение горы Народной (Уральские горы) и Белухи (Алтай), а затем Народной, Белухи и Эльбруса (Кавказские горы), так как оно способствовало развитию у четвероклассников логической операции анализ и обобщение.

Целью следующего урока открытия новых знаний «Моря, озёра и реки России» являлось ознакомление с географическим положением рек, формирование у учащихся представлений о морях, озерах и реках России; совершенствование умения и навыков работы с физической картой нашей страны. Урок начинался с прослушивания аудиофрагмента стихотворения В. Степанова «Необъятная страна», который создал у учеников мотивационную установку. На этапе актуализации опорных знаний экспериментатор провёл опрос на проверку усвоения природоведческих понятий предыдущего урока (равнины, плоскогорье, горы, холмы) в виде ребуса с использованием интерактивных возможностей мультимедийной дидактической презентации.

При изучении нового материала в логике «океаны (омывающие берега России) - моря - озёра - реки России» ученикам демонтировались фотографии водных ресурсов. Особое внимание было уделено реке Волге - продемонстрирован видеоролик «24 факта истории реки Волги». Практическая деятельность обучающихся была построена на ответах на вопросы по просмотренному видеоролику, работе с физической картой России, учебником (с. 72-77) и рабочей тетрадью (с. 22-23), а также ответах на вопросы теста.

Третий урок на тему «Природные зоны России» направлен на формирование у обучающихся представлений о природных зонах России, закономерностях их чередования на территории планеты. Актуализации опорных знаний способствовали: а) выборочный опрос домашнего задания - мини-сочинения «Какой я представляю Россию, глядя на карту»; б) игра «Я знаю географические объекты» - работа с физической картой России; в) игра «Найди "лишний" географический объект» - на развитие логической операции классификации на понятиях «океан», «море», «река», «озеро»; г) проверка знаний посредством интерактивного тренажёра по теме прошлого урока.

Изучение нового материала началось с демонстрации видеоролика «Годовое движение Земли вокруг Солнца», что позволило учащимся самостоятельно сформулировать вывод. По предложенным экспериментаторам интерактивным слайдам дети составляли и отгадывали слова-названия природных зон (Арктика, тундра, лес, степь, пустыня). Далее четвероклассникам демонстрировались фото- и видеофрагменты, кратко рассказывающие об основных признаках каждой природной зоны (её обитателях и растительности, обозначении и местонахождении на карте) в порядке смены с севера на юг.

С целью отработки практических навыков и формирования умения оперировать природоведческими понятиями учениками выполнялось следующее задание. На слайде были представлены иллюстрацию природной зоны, на которую нужно переместить изображения тех животных и растений, которые встречаются в этой зоне, и составить рассказ о данной природной зоне. Если ученик затруднялся с выбором того или иного животного или растения, ему необходимо было прочитать о нём информацию (управляя слайдами). Это предоставило возможность для учащихся свободно выражать свою точку зрения, анализировать и сравнивать варианты ответов других участников, обосновывать свои суждения, рассуждать, дискутировать.

На этапе подведения итога урока под звуки природы (пение птиц в лесу) были зачитаны стихи русских поэтов о родной природе М.Ю. Лермонтова, И.А. Бунина, А.Н. Майкова.

Следующий урок по теме «Зона арктических пустынь» направлен на формирование у учащихся понятия «Арктика» через знакомство с особенностями её природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе) и значением для человека; а также на формирование умения определять существенные признаков природных зон и сравнивать их. В начале урока четвероклассникам был предложен интерактивный тест по теме предыдущего урока. После просмотра видеофрагмента мультфильма «Снежная королева» по сказке Г.Х. Андерсана (1957 г.) учащиеся самостоятельно сформулировали тему урока, следуя подсказкам экспериментатора. Изучение нового материала было построено на работе с физической картой России, диалоге с экспериментатором. Практическая деятельность учащихся заключалась в работе по карточкам и разгадывании кроссворда, которые были представлены на слайдах управляемой мультимедийной презентации. Задания построены таким образом, что заставляли школьников сравнивать новый учебный материал, анализировать и обобщать. Заключительная беседа и обобщение материала проходили после прослушивания аудиофрагмента песни про медведей (слова Л. Дербенева, музыка А. Зацепина).

Урок-открытие нового знания по теме «Тундра» направлен на формирование представлений о природной зоне тундры, знакомство с её географическим положением, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека. Проверка домашнего задания была основана на проведении интерактивного графического диктанта, который открывал мультимедийную презентацию, сопровождающую рассказ экспериментатора по изучаемой теме в течение урока.

Изучение нового материала было организовано через работу учащихся в группах под названием «Биологи», «Зоологи», «Экологи» по материалу учебника (с. 85-92) с составлением опорных схем и выступлением докладчиков от каждой группы. Данная ролевая игра способствовала развитию логических операций сравнение, обобщение, классификации; формированию умения осуществлять совместную деятельность в группах; систематизировать собственные знания; излагать свою точку зрения, аргументируя её.

Следующий урок проводился по теме «Леса России». Цель - сформировать представление о лесной зоне, ознакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов (тайгой, смешанным и широколиственным лесом), с её растительным и животным миром. Проверка ранее изученного материала по теме «Тундра» проводилась с помощью интерактивного теста. Далее ученикам был предложен видеоряд и аудиозапись звуков леса и пения птиц, сопровождающиеся стихотворением С. Погореловского «Здравствуй, лес, дремучий лес…». После чего ученики высказывали предположения о теме урока.

Изучение нового материала было построено на рассказе экспериментатора, сопровождающемся мультимедийной презентацией. При повествовании особое внимание обращалось на формирование природоведческих представлений и понятий «хвойный лес», «смешанный лес», «тайга», «широколиственный лес». Демонстрировался гербарий хвойных деревьев (не встречающихся в нашей области). Работа по формированию навыков обобщения осуществлялась при: 1) составлении схемы «Леса России», 2) составлении цепи питания «Животный мир лесов», 3) разгадывании кроссворда «Лиственница».

Целью деятельности экспериментатора на уроке «Лес и человек» являлось ознакомление учащихся с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью человека; а также формирование у учащихся представлений о роли леса в жизни человека и природы. Благодаря аудиозаписи стихотворения С. Никулина «Русский лес» и беседе по вопросам ученики настроились на восприятие темы урока. Повторение пройденного материала было организовано через разгадывание кроссворда, ключевой фразой которого является - «Берегите лес». Работа в группах «Знатоки», «Исследователи», «Почемучки» по вопросам экспериментатора, по материалу учебника и дополнительным источникам позволила учащимся самостоятельно выявить и сформулировать роль леса в жизни человека и природы, а также проблемы леса. Основные мысли были обобщены и записаны на доске. Такая работа способствует развитию у учащихся способности формулировать и аргументировать своё мнение и позицию, учитывать разные мнения и позиции, сотрудничать в коммуникации.

Игра «Да - нет» помогла ученикам задуматься о поведении человека в лесу, подвела к существующим экологическим проблемам. Далее четвероклассникам была продемонстрирована подборка фото- и видеоматериалов о последствиях хищнической вырубки леса, незаконной охоты (браконьерства) и пожара в лесу. Просмотр видеоролика о красоте русского леса, заключительная беседа подводит учащихся к обобщению полученных на уроке сведений.

Урок открытия нового знания по теме «Зона степей» направлен на ознакомление учащихся с географическим положением природной зоны степей, её особенностями, животным, растительным миром, ролью человека, а также на формирование у учащихся представлений о данной природной зоне. Актуализация опорных знаний обеспечена проведением интерактивного географического диктанта «Лес и человек». Просмотр видеоролика «Весна в степи» позволил эмоционально настроить учащихся на восприятие нового учебного материала и самостоятельно сформулировать тему урока, следуя вопросам экспериментатора.

Изучение нового материала построено на беседе с учащимися о географическом положении, климатических условиях зоны степей, её растительном и животном мире, сопровождающемся мультимедийной презентацией. Особое внимание уделяется губительным последствиям деятельности человека (неправильная распашка почвы, суховеи, смыв почвы водными потоками). Закрепление полученных знаний осуществлялось с помощью интерактивной дидактической игры, тестовых заданий и кроссворда.

Следующий урок по теме «Пустыни» преследовал цель - сформировать у обучающихся представления о природной зоне пустынь (её природных условиях, растительном и животном мире). Целеполагание осуществлялось учащимися самостоятельно с помощью разгадывания интерактивного ребуса и ответов на вопросы экспериментатора. Проверка домашнего задания проводилась посредством индивидуального тестирования.

Изучение нового материала было начато с работы четвероклассников с толковым словарём (определение понятия «пустыня»). После рассказа экспериментатора о географическом положении и климате пустынь была организована работа в группах по сбору информации о растительном и животном мире, проблемах природной зоны пустынь. При выполнении задания ученики пользовались учебником (с. 123-131), дополнительными текстами, иллюстрациями и атласом. Нельзя не отметить, что это задание способствовало развитию таких логических операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогии; а также формированию способности оперировать изучаемыми природоведческими понятиями, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Первичное закрепление материала обеспечено разгадыванием филворда по теме урока.

Последний урок раздела «Природа России» по теме «У Чёрного моря» направлен на ознакомление учащихся с географическим положением субтропической зоны России, растительным, животным миром, деятельностью людей; на формирование у учащихся представления о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа. Актуализация опорных знаний была обеспечена использованием интерактивного тестирования по теме «Пустыни». Изучение нового материала основано на рассказе экспериментатора о природной зоне Черноморского побережья Кавказа, сопровождаемом мультимедийной презентацией, работой учащихся по учебнику, атласу-определителю (с опорой на индивидуальные сообщения, карточки). Практическая работа была построена на выполнении заданий в рабочей тетради с их последующим обсуждением. Решение кроссворда с ключевым словом «Береги» способствовало обобщению знаний, полученных на уроке, подведению его итогов.

Можно отметить, что уже после первых из вышеописанных уроков очевидными стали преимущества использования мультимедийных дидактических материалов, среди которых: 1) повышение учебной мотивации обучающихся, 2) активизация познавательной деятельности младших школьников, 3) закрепление, уточнение, систематизация столь объёмного учебного материала, 4) преподнесение информации учащимся в наглядной и доступной форме.

Список используемой литературы

    • Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 240 с.
    • Богданец Т.П. Характеристика природоведческих понятий: (к вопросу о формировании естественно-научных понятий и умственном развитии младших школьников) // Начальная школа плюс до и после. - 2007. - № 9. - С. 39-41
    • Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2001. - 1456с.
    • Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб, пособие для студентов пед. вузов - 2 изд, испр и доп -Челябинск: Изд-во: Челяб гос пед ун-та, 2015.-283 с.
    • Панова Н.В. Дидактические основы формирования географических понятий у младших школьников - Липецк, 1999. - 144 с.
    • Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С.Рапацевич. - М.: Современное слово, 2005. - 116 с.
    • Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / А.А.Плешаков. - М.: Просвещение, 2014. - 205 с.
    • Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изменениями и дополнениями в ред. от 29.07.2018).