Инструменты индивидуализации образования образовательная сессия как ресурс для фазы рефлексии старшеклассников

Разделы: Общепедагогические технологии

Класс: 10


За последние годы работы в МБОУ «Лицей №2» г. Братска накоплен опыт инновационных развивающих практик. Стратегическое направление деятельности, определенное Программой развития «Мой лицей - институт индивидуализации образования и событийной практики», направлено на образование лицеистов на принципах «школы возраста», инженерии, сетевого взаимодействия, индивидуализации.

Старшая школа лицея - особое пространство для «проб» обучающихся в рамках пяти профилей, которые напрямую поддерживают идею технологического направления образования (технологический, естественнонаучный, социально-экономический, информационно-технологический, гуманитарный (иностранные языки для IT-сферы).

Как любое другое, пространство старшей школы фиксируется фазами (периодами), в нашем случае, учебного года (запуск, деятельность, образовательная сессия, рефлексия), которые наполнены технологиями, практиками, оценочными процедурами для обеспечения жизнедеятельности образовательного пространства.

Образовательная сессия - фаза, предшествующая рефлексии в отношении промежуточных индивидуальных образовательных результатов. Считаем образовательную сессию педагогически оправданной в старшей школе по двум причинам: с одной стороны, требование образовательного стандарта по индивидуализации обучения и воспитания, с другой - возрастные особенности старших школьников: интересы не столько в теоретических вопросах, сколько в анализе и поиске доказательств истины. В их приоритете - выбор решения между разными точками зрения, обоснование собственных утверждений; они с готовностью принимают участие в дискуссии и защите своей позиции.

Мы заложили принцип индивидуализации в основу образовательной сессии. Благодаря избыточности образовательной среды лицея, обучающиеся имеют возможность выбора видов деятельности, способов, ресурсов и инструментов; навигация в пространстве образовательной ситуации предусмотрена для индивидуального темпа и направления «движения» и, наконец, долгосрочное планирование в фазе рефлексии, позволяющее переводить собственные возможности в ресурс саморазвития.

С точки зрения внутришкольной системы оценки качества, образовательная сессия является одной из форм определения уровня достижения результатов освоения профильных предметов, метапредметных умений на уровне среднего общего образования. Ее проведение регламентировано «Положением об образовательной сессии на уровне общего среднего образования» [1], разработанном на основании Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС СОО, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 [2], Основной образовательной программы среднего общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №2», приказ №1/1 от 02.09.2019, «Положением о внутренней системе оценки качества образования в МБОУ «Лицей № 2», «Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации в МБОУ «Лицей № 2». [3] Вид этой образовательной сессии - зачетная, которая наравне с другими работает на мониторинг личностного развития обучающихся как в предметной области того или иного профильного предмета, так и в области общей направленности старшеклассника, его самоактуализации.

Зачетная образовательная сессия проводится в 10 классе два раза в год - третья неделя декабря (зимняя); четвертая неделя апреля (весенняя). В 11 классе зачетная сессия не предусмотрена: в фазе рефлексии выпускники анализируют и фиксируют уровень собственной образовательной результативности по итогам внешних оценочных экспертиз.

Структура зачетной образовательной сессии выстроена с учетом индивидуальных образовательных программ лицеистов старшей школы и идеи о том, что обучающийся может приобрести опыт рационального выбора инструментов для решения индивидуальных образовательных задач. Для этого предусмотрены различные форматы деятельности, в том числе - альтернативные: практики творческой деятельности, составление и защита мотивационного письма, проект, дискуссия, деловая игра, зачет, экзамен, профильные смены в образовательных центрах («Сириус», «Персей») и др.

Обратим внимание на формат «экзамен». На первый взгляд, экзамен может показаться неактуальным для современного образовательного пространства. Но мы считаем, что он выполняет важную образовательную функцию включения обучающихся в тренировку метапредметных умений, планирования пути достижения академических результатов своего обучения, и, наконец, понимания концепции программы учебного предмета, который является инвариантным и изучается на углубленном уровне, а значит ведущим в его индивидуальном учебном плане.

Анализируя процессы и итоги зачетной образовательной сессии, в частности, экзамена, приходим к выводу, что это - обучение деятельности (умственным и предметно-практическим действиям), вырабатывает навыки самостоятельной деятельности. Это место «проб и ошибок», переосмысления своей позиции в пространстве образования, переформулирования целей и средств для их достижения.

Список литературы

  1. Положение об образовательной сессии на уровне среднего общего образования. [Электронный ресурс] http://lyceum2.ru/archiv/normativ/2020-2021/lokalakt/new/5-3.pdf
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) [Электронный ресурс] https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/
  3. Официальный сайт МБОУ «Лицей №2». [Электронный ресурс] http://lyceum2.ru/
  4. Школа на пути к открытому образованию. Опыт освоения тьюторской позиции / Е.А.Волошина и др. - Москва - Тверь: «СФК-офис», 2013. - 274 с.