Урок письма «Письмо заглавной и строчной букв Б, б»

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: русский язык


Цель урока: Научиться писать заглавную и строчную буквы Б, б.

Задачи урока:

Предметные результаты

  • формировать умение писать заглавную и строчную буквы Б, б; слоги, слова и предложения с буквами Б, б;
  • развивать фонематический слух.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • удерживать цель деятельности до получения ее результата;
  • анализировать написание букв в соответствии с эталоном;
  • развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;

Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах работы в парах и следовать им.

Личностные результаты:

  • проявлять интерес к новому.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оснащение урока:

  • компьютер
  • мультимедийная презентация
  • карточки написания букв Б, б
  • картинки с изображением хлеба-булочных изделий
  • жгутики из пластилина
  • карточки с буквами: «У», «Б», «о», «р», «и», «б», «р», «ю», «к», «и».
  • конверты со словами: «бублики», «баранки»; «У», «и», «Бори», «.»
  • сигнальные карточки

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: - Здравствуйте, дорогие дети и наши уважаемые гости. Я рада видеть вас в нашем классе.

Дети:

- Встанем мы тихонечко,
Сразу успокоимся.
На хорошую работу
Мы сейчас настроимся.

Учитель: - Дети, поздоровайтесь с гостями. Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь.

- Прошу садиться.

- Проверьте свою готовность к уроку.

(Дети проверяют)

- Я желаю вам удачи и успеха.

- Начинаем урок письма.

2. Актуализация опорных знаний

(У детей голубые конверты с карточками букв: «У», «Б», «о», «р», «и», «б», «р», «ю», «к», «и»).

Учитель: - Дети, достаньте из конвертов буквы.

- Назовите их.

- По какому признаку их можно разделить на 2 группы?

Дети: - Гласные и согласные. (заглавные и строчные )

- Молодцы! На какие 2 группы можно распределить гласные буквы? Почему?

Дети: - Гласные делятся на буквы, которые обозначают мягкость согласного на письме и буквы, которые обозначают твердость согласного звука на письме.

Учитель: - На какие группы можно разделить все согласные буквы?

Дети: - Все согласные делятся на буквы, обозначающие парные и непарные, звонкие и глухие, твердые и мягкие звуки.

Учитель: - Молодцы!

- Как-то холодно стало. Подул ветерок и перепутал все буквы.

- Откройте тетради по печатанию и попробуйте из этих букв напечатать предложение, схему которого составили на уроке чтения.

Ученик выполняет задание у доски: расставляет буквы под схемой предложения.

Остальные учащиеся работают на своих местах в тетрадях для печатания.

Учитель: - Посмотрите на доску, сравните с записью в своей тетради.(самопроверка)

- Просигнальте зеленым цветом сигнальных карточек, у кого предложение записано так же, как и на доске.

(Дети сравнивают, сигналят).

- Просигнальте, то нашёл ошибку и исправил её.

У Бори брюки

Учитель: - Почему в этом предложении 2 заглавные буквы?

Дети: - Начало предложения и имена людей пишутся с заглавной буквы.

Учитель: - А какие еще слова пишутся с заглавной буквы?

Дети: - Клички животных и географические названия пишутся с заглавной буквы.

Учитель: - Молодцы!

3. Физкультминутка - скороговорка

Маланья - болтунья
Молоко болтала,
Болтала, болтала,
Выбалтывала, выбалтывала
Да не выболтала.

(Дети выполняют ритмические движения, говорят скороговорку)

Учитель: - Какой звук в ней повторяется чаще других?

Дети: - Звук [б].

4. Постановка проблемы

Учитель: - Можем ли мы письменными буквами написать предложение: У Бори брюки.

Дети: - Нет.

Учитель: -В чем проблема?

Дети: - Мы не умеем писать заглавную и строчную буквы «Б» и «б».

Учитель: - Кто догадался, какая будет тема урока?

Дети: - Письмо заглавной и строчной букв «Б», «б».

Учитель: - Чему мы будем учиться на уроке?

Дети: - Мы будем учиться писать заглавную и строчную буквы «Б», «б», слова и предложения с этими буквами.

Учитель: - Для чего нужна заглавная буква «Б»?

Дети: - Начало предложений, имена людей, клички животных, географические названия пишутся с заглавной буквы.

Учитель: - Может быть, кто-то уже умеет писать эту букву?

(Один ученик поднял руку).

- Сейчас Елисей подойдет к доске и покажет нам, как он умеет писать заглавную и строчную буквы «Б», «б».

(Елисей работает у доски. Заглавная буква «Б» написана верно, а у письменной прямая линия резко наклонена влево).

Учитель: - Спасибо, Елисей, за работу.

- Ребята, можем ли мы определить, верно ли написаны заглавная и строчная буквы «Б», «б»?

Дети: - Нет, не можем, так как не знаем, как пишутся эти буквы, у нас нет эталона.

Учитель: - Вы верно определили, что для выполнения этого задания нужен эталон.

4. Сообщение темы урока

Учитель: - Чему мы должны научиться на уроке?

Дети: - Учиться писать заглавную и строчную буквы «Б», «б».

- Соединять их с другими буквами.

- Узнаем из каких элементов состоят буквы «Б», «б».

- Научимся преобразовывать печатные буквы в письменные.

5. Изучение нового материала

А) Выделение элементов буквы «Б».

Учитель: - Я предлагаю вам поработать в парах.

(На доске плакат: «Правила работы в парах»

  • Один говорит, другой слушает.
  • Если не понял, переспроси.
  • Своё несогласие высказывай вежливо.
  • Работать должны оба.)

СЛАЙД №1: появляется образец написания заглавной буквы «Б».

Учитель: - Посоветуйтесь друг с другом и определите, из каких элементов состоит заглавная буква «Б».

- Кто готов, покажите «домик» из рук.

Учитель: - Все готовы. Покажите пальчиками, сколько элементов в этой букве?

- Проверяем.

(Показ на слайде).

Учитель: - Откройте прописи на странице 8.

Дети: фузк-ка

- Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я от вас, друзья, не скрою:
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!

Учитель: - Обведите элементы буквы «Б» другой стороной ручки.

- Назовите их.

Б) Написание заглавной буквы «Б» в воздухе.

Учитель: - Поставьте руку на локоть, напишем букву «Б» в воздухе под счет: «И - раз - и - два».

В) Написание заглавной буквы «Б» в прописи.

Учащиеся работают в прописи на странице 8 с комментированием (1-я строка)

Учитель: - Кто закончил писать на первой строке - руку на локоток.

- Сравните свою работу с эталоном. Поднимите руку, у кого буква «Б» написана так же как на слайде. Молодцы! Вы выполнили задание правильно.

- Кто исправил ошибки? Просигнальте желтым цветом.

- На второй строке напишите заглавную букву «Б» пять раз. Подчеркните карандашом букву, больше всего схожую с образцом. Старайтесь и остальные буквы «Б» писать так же.

- У кого не получается написать буквы «Б»? Кому нужна помощь? Просигнальте желтым цветом сигнальных карточек.

(Учитель оказывает помощь)

Г) Написание слов с буквой «Б».

Учитель: - Прочитайте слова на следующих трех строках в прописи.

(Дети читают).

- Чем похоже написание этих слов?

- Чему мы будем сейчас учиться?

Ученик: - Писать слова с заглавной буквой «Б».

Учитель: - На какие две группы можно разделить эти слова?

Ученик: - Боря, Борис - имена. Барсик, Бимка - клички животных.

Учитель: - Боря и Борис - это одно имя? Когда говорят Боря? Борис?

- Напишите эти слова в прописи по образцу.

Обозначьте гласные буквы красными точками, поставьте ударение.

Взаимопроверка

Сравните свою работу с эталоном. Поднимите руку, у кого написана так же как на слайде. Молодцы! Вы выполнили задание правильно.

- Кто исправил ошибки? Просигнальте желтым цветом.

Д) Сравнение буквы «Б» с ранее изученными буквами: «Ю», «Н», «К», «Б».

Учитель: На какие 2 группы можно разделить эти буквы?

Ученик: - Гласная и согласные.

Учитель: - Почему они стоят на одной строке?

Ученик: - У всех этих букв одинаковый первый элемент.

Учитель: - Как он пишется?

Ученик: - Большая прямая линия с закруглением влево и пересечением верхней линии рабочей строки.

Учитель: - У всех ли букв одинаков этот элемент? Какая буква отличается от всех?

Ученик: - У буквы «Б» нет «носика», а только прямая линия.

Учитель: - Молодцы! Пропишите эти буквы еще раз. У кого получились все буквы, поставьте на полях «+».

6. Физкультминутка

Звучит песня: «Жили у бабуси два веселых гуся». Дети выполняют движения.

7. Письмо строчной буквы «б»

Учитель: - А сейчас мы сможем записать предложение: «У Бори брюки.» письменными буквами?

Ученик: - Да. Мы научились писать слово «Боря».

Ученик: - Нет. Мы не можем писать слово «брюки».

Учитель: - Молодец!

- А кто помнит, какая тема урока?

Ученик: - Письмо заглавной и строчной букв «Б», «б».

Учитель: - Просигнальте зеленым цветом, кто научился писать букву «Б»?

- А чему мы будем учиться сейчас? Посмотрите в пропись на страницу 9.

Ученик: - Учиться писать строчную букву «б».

СЛАЙД №2: появляется образец написания строчной буквы «б».

Учитель: - Из каких элементов состоит строчная буква «б»? Обведите образец в прописи другой стороной ручки. Пропишите 3 раза букву в воздухе.

- Что необычного заметили в написании строчной буквы «б»?

Ученик: - Буква «б» занимает больше места на рабочей строке, но ее второй элемент уходит не вниз, а вверх.

Учитель: - Пропишите в прописи первую строчку - строчную букву «б» с комментированием.

(Учитель проверяет посадку детей, делает замечания).

- Сравните написанные буквы с эталоном. Подчеркните карандашом буквы, которые написали правильно.

- Вернемся к работе Дмитрия на доске и найдем ошибку в написании этой буквы.

Ученик: - Первый элемент - овал написан верно, а второй элемент - прямую линию нужно вести прямо вверх, а он резко повернул влево.

Учитель: - Молодец! На третьей строке прописи написана строчная буква «б» и две параллельные прямые линии, как и второй элемент у буквы «б».

- Сядьте прямо, правильно возьмите ручку и пропишите третью строку.

- Просигнальте желтой карточкой, кому нужна помощь.

(Учитель следит за положением тетради и осанкой детей).

Учитель: - Можем ли мы теперь записать предложение: «У Бори брюки.» письменными буквами?

Ученик: - Да. Мы научились писать заглавную и строчную буквы «Б», «б».

Учитель: - Напишите это предложение на последней строке в прописи стр. 8.

- Кто напишет его на доске?

(Варя записывает предложение на доске с комментированием, дети пишут в прописи).

Учитель: Дети, проверьте, как написала Варя.

Ученик: - Варя допустила ошибку. Слово «брюки» пишется с буквой «ю», а она написала с «у».

Учитель: - Молодец! А почему слово «брюки» надо писать с буквой «ю»?

Ученик: - Звук [р'] - мягкий. Его мягкость на письме надо обозначить буквой «ю».

(Учитель исправляет ошибку).

Учитель: - Дети, проверьте, как написали вы. Посмотрите на доску, сравните с записью в своей тетради. Просигнальте зеленым цветом сигнальных карточек, у кого слово записано так же, как и на доске.

(Дети сравнивают. Сигналят.)

8. Письмо слов со строчной буквой «б»

Учитель: - Прочитайте слова на следующих строчках прописи.

Ученик: - «бабуся, баран, бублики»

Учитель: - Что общего в написании этих слов?

Ученик: - Все слова начинаются на букву «б», у них три слога.

Учитель: - Молодец! Когда говорят «бабуся»?

Ученик: - В песне. (Звучит 1-й куплет).

Учитель: - Что такое барабан?

Ученик: - Музыкальный инструмент.

СЛАЙД №3: изображение барабана.

Учитель: - Что такое бублики?

Ученик: - Это сушки.

Учитель: - Дети, посмотрите на картинку.

- Обозначьте в этих словах гласные буквы. Напишите слова.

- Обозначьте звонкие согласные звуки.

- В каком слове все согласные звонкие?

Ученик: - Барабан.

Учитель: - Как вы думаете, почему?

Ученик: - Чтобы показать звучание инструмента, барабанную дробь.

Самопроверка.

9. Самостоятельная работа

Учитель: - Прочитайте предложение на странице 9.

Ученик: - «У Бори бублики и баранки».

Учитель: - Вспомните правило написания предложения и спишите его самостоятельно.

(Дети работают самостоятельно, учитель следит за положением тетради и осанкой).

Учитель: - Сверьте свою работу с образцом.

- Кто был очень внимательным при работе с предложением и не допустил ни одной ошибки?

- Кто допустил одну ошибку?

(Дети оценивают свою работу при помощи сигнальных карточек. Без ошибок - зеленый цвет, 1-2 ошибки - красный цвет, нужна помощь - желтый цвет).

10. Работа с информацией

СЛАЙД №4: изображение булочной.

Учитель: - Дети, кто из вас знает, что такое баранки?

(Ученики не дали точного ответа).

- Дети, а где можно найти точный ответ?

Дети: - Спросить у мамы.

- Посмотреть в Интернете.

- Узнать в толковом словаре.

- Прочитать в энциклопедии.

Учитель:(показ словаря) - Дети, я прочитаю вам в Толковом словаре С.И.Ожегова:

«Бублик - большая толстая баранка из некрутого теста.

Баранка - пшеничный хлебец в виде кольца из завернутого крутого теста».

- Посмотрите на картинку.

СЛАЙД №5: изображение бубликов и баранок.

Учитель: - Да, ребята, сейчас и бублики, и батоны, и баранки можно купить во всех супермаркетах, а совсем недавно их можно было купить в «Булочной».

- Дети, а как нужно относиться к хлебобулочным изделиям? Почему?

(Ответы детей).

Учитель: - Ребята, особенно бережно относятся к хлебу ленинградцы. Кто из вас знает, почему?

(Ответы учеников).

Учитель: - Дети, вы знаете о Блокаде г. Ленинграда, а еще больше узнаете 27 января, в день полного снятия Блокады г. Ленинграда. Постарайтесь узнать у взрослых и сами почитать в книгах и Интернете.

11. Подведение итогов

Учитель: - Сегодня наш урок письма подходит к концу. Вы все хорошо поработали. Молодцы!

- Давайте подведем итоги.

- Чему мы учились на уроке письма?

Ученик: - Учились писать заглавную и строчную буквы «Б», «б».

Ученик: - Слова с этими буквами.

Ученик: - Предложения с этими буквами.

Ученик: - Учились соединять эти буквы в словах.

Учитель: - Достаньте из конвертов жгутики из пластилина и вылепите эти буквы.

(Работа в парах. Договоритесь, кто какую букву будет лепить. )

- Сколько жгутиков понадобилось для изготовления буквы «б», а буквы «Б»?

12. Рефлексия

Учитель: - Дети, какие затруднения у вас были?

(Ответы детей).

- Ребята, я хвалю вас за то, что вы нашли свои ошибки. Главное, найти свои ошибки, исправить их и больше никогда не допускать.

- Продолжите, пожалуйста, предложения:

  • «Я узнал…»
  • «Я запомнил…»
  • «Я научился…»
  • «Я удивился…»

Ученик: - Я узнал, как пишется заглавная и строчная буквы «Б», «б».

Ученик: - Я научился писать заглавную и строчную буквы «Б», «б».

Ученик: - Я удивился, что моего папу можно звать и Боря и Борис.

Ученик: - Я запомнил, что нужно сходить в библиотеку и добыть информацию о Блокаде.

Учитель: - Оцените свою работу.

- Подумайте, какой кружок вы поднимете:

  • Зеленый - вы все поняли на уроке, научились писать буквы «Б», «б».
  • Желтый - вы тоже все поняли на уроке, но были ошибки.
  • Красный - кому было трудно научиться писать буквы «Б», «б».

(Дети поднимают кружки, оценивая свою работу.)

Учитель: - Ребята! Вы молодцы! Вы помогли провести урок. Большое спасибо!