Цель урока: Научиться писать заглавную и строчную буквы Б, б.
Задачи урока:
Предметные результаты
- формировать умение писать заглавную и строчную буквы Б, б; слоги, слова и предложения с буквами Б, б;
- развивать фонематический слух.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- удерживать цель деятельности до получения ее результата;
- анализировать написание букв в соответствии с эталоном;
- развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;
Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в парах и следовать им.
Личностные результаты:
- проявлять интерес к новому.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оснащение урока:
- компьютер
- мультимедийная презентация
- карточки написания букв Б, б
- картинки с изображением хлеба-булочных изделий
- жгутики из пластилина
- карточки с буквами: «У», «Б», «о», «р», «и», «б», «р», «ю», «к», «и».
- конверты со словами: «бублики», «баранки»; «У», «и», «Бори», «.»
- сигнальные карточки
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: - Здравствуйте, дорогие дети и наши уважаемые гости. Я рада видеть вас в нашем классе.
Дети:
- Встанем мы тихонечко,
Сразу успокоимся.
На хорошую работу
Мы сейчас настроимся.
Учитель: - Дети, поздоровайтесь с гостями. Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь.
- Прошу садиться.
- Проверьте свою готовность к уроку.
(Дети проверяют)
- Я желаю вам удачи и успеха.
- Начинаем урок письма.
2. Актуализация опорных знаний
(У детей голубые конверты с карточками букв: «У», «Б», «о», «р», «и», «б», «р», «ю», «к», «и»).
Учитель: - Дети, достаньте из конвертов буквы.
- Назовите их.
- По какому признаку их можно разделить на 2 группы?
Дети: - Гласные и согласные. (заглавные и строчные )
- Молодцы! На какие 2 группы можно распределить гласные буквы? Почему?
Дети: - Гласные делятся на буквы, которые обозначают мягкость согласного на письме и буквы, которые обозначают твердость согласного звука на письме.
Учитель: - На какие группы можно разделить все согласные буквы?
Дети: - Все согласные делятся на буквы, обозначающие парные и непарные, звонкие и глухие, твердые и мягкие звуки.
Учитель: - Молодцы!
- Как-то холодно стало. Подул ветерок и перепутал все буквы.
- Откройте тетради по печатанию и попробуйте из этих букв напечатать предложение, схему которого составили на уроке чтения.
Ученик выполняет задание у доски: расставляет буквы под схемой предложения.
Остальные учащиеся работают на своих местах в тетрадях для печатания.
Учитель: - Посмотрите на доску, сравните с записью в своей тетради.(самопроверка)
- Просигнальте зеленым цветом сигнальных карточек, у кого предложение записано так же, как и на доске.
(Дети сравнивают, сигналят).
- Просигнальте, то нашёл ошибку и исправил её.
У Бори брюки
Учитель: - Почему в этом предложении 2 заглавные буквы?
Дети: - Начало предложения и имена людей пишутся с заглавной буквы.
Учитель: - А какие еще слова пишутся с заглавной буквы?
Дети: - Клички животных и географические названия пишутся с заглавной буквы.
Учитель: - Молодцы!
3. Физкультминутка - скороговорка
Маланья - болтунья
Молоко болтала,
Болтала, болтала,
Выбалтывала, выбалтывала
Да не выболтала.
(Дети выполняют ритмические движения, говорят скороговорку)
Учитель: - Какой звук в ней повторяется чаще других?
Дети: - Звук [б].
4. Постановка проблемы
Учитель: - Можем ли мы письменными буквами написать предложение: У Бори брюки.
Дети: - Нет.
Учитель: -В чем проблема?
Дети: - Мы не умеем писать заглавную и строчную буквы «Б» и «б».
Учитель: - Кто догадался, какая будет тема урока?
Дети: - Письмо заглавной и строчной букв «Б», «б».
Учитель: - Чему мы будем учиться на уроке?
Дети: - Мы будем учиться писать заглавную и строчную буквы «Б», «б», слова и предложения с этими буквами.
Учитель: - Для чего нужна заглавная буква «Б»?
Дети: - Начало предложений, имена людей, клички животных, географические названия пишутся с заглавной буквы.
Учитель: - Может быть, кто-то уже умеет писать эту букву?
(Один ученик поднял руку).
- Сейчас Елисей подойдет к доске и покажет нам, как он умеет писать заглавную и строчную буквы «Б», «б».
(Елисей работает у доски. Заглавная буква «Б» написана верно, а у письменной прямая линия резко наклонена влево).
Учитель: - Спасибо, Елисей, за работу.
- Ребята, можем ли мы определить, верно ли написаны заглавная и строчная буквы «Б», «б»?
Дети: - Нет, не можем, так как не знаем, как пишутся эти буквы, у нас нет эталона.
Учитель: - Вы верно определили, что для выполнения этого задания нужен эталон.
4. Сообщение темы урока
Учитель: - Чему мы должны научиться на уроке?
Дети: - Учиться писать заглавную и строчную буквы «Б», «б».
- Соединять их с другими буквами.
- Узнаем из каких элементов состоят буквы «Б», «б».
- Научимся преобразовывать печатные буквы в письменные.
5. Изучение нового материала
А) Выделение элементов буквы «Б».
Учитель: - Я предлагаю вам поработать в парах.
(На доске плакат: «Правила работы в парах»
- Один говорит, другой слушает.
- Если не понял, переспроси.
- Своё несогласие высказывай вежливо.
- Работать должны оба.)
СЛАЙД №1: появляется образец написания заглавной буквы «Б».
Учитель: - Посоветуйтесь друг с другом и определите, из каких элементов состоит заглавная буква «Б».
- Кто готов, покажите «домик» из рук.
Учитель: - Все готовы. Покажите пальчиками, сколько элементов в этой букве?
- Проверяем.
(Показ на слайде).
Учитель: - Откройте прописи на странице 8.
Дети: фузк-ка
- Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я от вас, друзья, не скрою:
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!
Учитель: - Обведите элементы буквы «Б» другой стороной ручки.
- Назовите их.
Б) Написание заглавной буквы «Б» в воздухе.
Учитель: - Поставьте руку на локоть, напишем букву «Б» в воздухе под счет: «И - раз - и - два».
В) Написание заглавной буквы «Б» в прописи.
Учащиеся работают в прописи на странице 8 с комментированием (1-я строка)
Учитель: - Кто закончил писать на первой строке - руку на локоток.
- Сравните свою работу с эталоном. Поднимите руку, у кого буква «Б» написана так же как на слайде. Молодцы! Вы выполнили задание правильно.
- Кто исправил ошибки? Просигнальте желтым цветом.
- На второй строке напишите заглавную букву «Б» пять раз. Подчеркните карандашом букву, больше всего схожую с образцом. Старайтесь и остальные буквы «Б» писать так же.
- У кого не получается написать буквы «Б»? Кому нужна помощь? Просигнальте желтым цветом сигнальных карточек.
(Учитель оказывает помощь)
Г) Написание слов с буквой «Б».
Учитель: - Прочитайте слова на следующих трех строках в прописи.
(Дети читают).
- Чем похоже написание этих слов?
- Чему мы будем сейчас учиться?
Ученик: - Писать слова с заглавной буквой «Б».
Учитель: - На какие две группы можно разделить эти слова?
Ученик: - Боря, Борис - имена. Барсик, Бимка - клички животных.
Учитель: - Боря и Борис - это одно имя? Когда говорят Боря? Борис?
- Напишите эти слова в прописи по образцу.
Обозначьте гласные буквы красными точками, поставьте ударение.
Взаимопроверка
Сравните свою работу с эталоном. Поднимите руку, у кого написана так же как на слайде. Молодцы! Вы выполнили задание правильно.
- Кто исправил ошибки? Просигнальте желтым цветом.
Д) Сравнение буквы «Б» с ранее изученными буквами: «Ю», «Н», «К», «Б».
Учитель: На какие 2 группы можно разделить эти буквы?
Ученик: - Гласная и согласные.
Учитель: - Почему они стоят на одной строке?
Ученик: - У всех этих букв одинаковый первый элемент.
Учитель: - Как он пишется?
Ученик: - Большая прямая линия с закруглением влево и пересечением верхней линии рабочей строки.
Учитель: - У всех ли букв одинаков этот элемент? Какая буква отличается от всех?
Ученик: - У буквы «Б» нет «носика», а только прямая линия.
Учитель: - Молодцы! Пропишите эти буквы еще раз. У кого получились все буквы, поставьте на полях «+».
6. Физкультминутка
Звучит песня: «Жили у бабуси два веселых гуся». Дети выполняют движения.
7. Письмо строчной буквы «б»
Учитель: - А сейчас мы сможем записать предложение: «У Бори брюки.» письменными буквами?
Ученик: - Да. Мы научились писать слово «Боря».
Ученик: - Нет. Мы не можем писать слово «брюки».
Учитель: - Молодец!
- А кто помнит, какая тема урока?
Ученик: - Письмо заглавной и строчной букв «Б», «б».
Учитель: - Просигнальте зеленым цветом, кто научился писать букву «Б»?
- А чему мы будем учиться сейчас? Посмотрите в пропись на страницу 9.
Ученик: - Учиться писать строчную букву «б».
СЛАЙД №2: появляется образец написания строчной буквы «б».
Учитель: - Из каких элементов состоит строчная буква «б»? Обведите образец в прописи другой стороной ручки. Пропишите 3 раза букву в воздухе.
- Что необычного заметили в написании строчной буквы «б»?
Ученик: - Буква «б» занимает больше места на рабочей строке, но ее второй элемент уходит не вниз, а вверх.
Учитель: - Пропишите в прописи первую строчку - строчную букву «б» с комментированием.
(Учитель проверяет посадку детей, делает замечания).
- Сравните написанные буквы с эталоном. Подчеркните карандашом буквы, которые написали правильно.
- Вернемся к работе Дмитрия на доске и найдем ошибку в написании этой буквы.
Ученик: - Первый элемент - овал написан верно, а второй элемент - прямую линию нужно вести прямо вверх, а он резко повернул влево.
Учитель: - Молодец! На третьей строке прописи написана строчная буква «б» и две параллельные прямые линии, как и второй элемент у буквы «б».
- Сядьте прямо, правильно возьмите ручку и пропишите третью строку.
- Просигнальте желтой карточкой, кому нужна помощь.
(Учитель следит за положением тетради и осанкой детей).
Учитель: - Можем ли мы теперь записать предложение: «У Бори брюки.» письменными буквами?
Ученик: - Да. Мы научились писать заглавную и строчную буквы «Б», «б».
Учитель: - Напишите это предложение на последней строке в прописи стр. 8.
- Кто напишет его на доске?
(Варя записывает предложение на доске с комментированием, дети пишут в прописи).
Учитель: Дети, проверьте, как написала Варя.
Ученик: - Варя допустила ошибку. Слово «брюки» пишется с буквой «ю», а она написала с «у».
Учитель: - Молодец! А почему слово «брюки» надо писать с буквой «ю»?
Ученик: - Звук [р'] - мягкий. Его мягкость на письме надо обозначить буквой «ю».
(Учитель исправляет ошибку).
Учитель: - Дети, проверьте, как написали вы. Посмотрите на доску, сравните с записью в своей тетради. Просигнальте зеленым цветом сигнальных карточек, у кого слово записано так же, как и на доске.
(Дети сравнивают. Сигналят.)
8. Письмо слов со строчной буквой «б»
Учитель: - Прочитайте слова на следующих строчках прописи.
Ученик: - «бабуся, баран, бублики»
Учитель: - Что общего в написании этих слов?
Ученик: - Все слова начинаются на букву «б», у них три слога.
Учитель: - Молодец! Когда говорят «бабуся»?
Ученик: - В песне. (Звучит 1-й куплет).
Учитель: - Что такое барабан?
Ученик: - Музыкальный инструмент.
СЛАЙД №3: изображение барабана.
Учитель: - Что такое бублики?
Ученик: - Это сушки.
Учитель: - Дети, посмотрите на картинку.
- Обозначьте в этих словах гласные буквы. Напишите слова.
- Обозначьте звонкие согласные звуки.
- В каком слове все согласные звонкие?
Ученик: - Барабан.
Учитель: - Как вы думаете, почему?
Ученик: - Чтобы показать звучание инструмента, барабанную дробь.
Самопроверка.
9. Самостоятельная работа
Учитель: - Прочитайте предложение на странице 9.
Ученик: - «У Бори бублики и баранки».
Учитель: - Вспомните правило написания предложения и спишите его самостоятельно.
(Дети работают самостоятельно, учитель следит за положением тетради и осанкой).
Учитель: - Сверьте свою работу с образцом.
- Кто был очень внимательным при работе с предложением и не допустил ни одной ошибки?
- Кто допустил одну ошибку?
(Дети оценивают свою работу при помощи сигнальных карточек. Без ошибок - зеленый цвет, 1-2 ошибки - красный цвет, нужна помощь - желтый цвет).
10. Работа с информацией
СЛАЙД №4: изображение булочной.
Учитель: - Дети, кто из вас знает, что такое баранки?
(Ученики не дали точного ответа).
- Дети, а где можно найти точный ответ?
Дети: - Спросить у мамы.
- Посмотреть в Интернете.
- Узнать в толковом словаре.
- Прочитать в энциклопедии.
Учитель:(показ словаря) - Дети, я прочитаю вам в Толковом словаре С.И.Ожегова:
«Бублик - большая толстая баранка из некрутого теста.
Баранка - пшеничный хлебец в виде кольца из завернутого крутого теста».
- Посмотрите на картинку.
СЛАЙД №5: изображение бубликов и баранок.
Учитель: - Да, ребята, сейчас и бублики, и батоны, и баранки можно купить во всех супермаркетах, а совсем недавно их можно было купить в «Булочной».
- Дети, а как нужно относиться к хлебобулочным изделиям? Почему?
(Ответы детей).
Учитель: - Ребята, особенно бережно относятся к хлебу ленинградцы. Кто из вас знает, почему?
(Ответы учеников).
Учитель: - Дети, вы знаете о Блокаде г. Ленинграда, а еще больше узнаете 27 января, в день полного снятия Блокады г. Ленинграда. Постарайтесь узнать у взрослых и сами почитать в книгах и Интернете.
11. Подведение итогов
Учитель: - Сегодня наш урок письма подходит к концу. Вы все хорошо поработали. Молодцы!
- Давайте подведем итоги.
- Чему мы учились на уроке письма?
Ученик: - Учились писать заглавную и строчную буквы «Б», «б».
Ученик: - Слова с этими буквами.
Ученик: - Предложения с этими буквами.
Ученик: - Учились соединять эти буквы в словах.
Учитель: - Достаньте из конвертов жгутики из пластилина и вылепите эти буквы.
(Работа в парах. Договоритесь, кто какую букву будет лепить. )
- Сколько жгутиков понадобилось для изготовления буквы «б», а буквы «Б»?
12. Рефлексия
Учитель: - Дети, какие затруднения у вас были?
(Ответы детей).
- Ребята, я хвалю вас за то, что вы нашли свои ошибки. Главное, найти свои ошибки, исправить их и больше никогда не допускать.
- Продолжите, пожалуйста, предложения:
- «Я узнал…»
- «Я запомнил…»
- «Я научился…»
- «Я удивился…»
Ученик: - Я узнал, как пишется заглавная и строчная буквы «Б», «б».
Ученик: - Я научился писать заглавную и строчную буквы «Б», «б».
Ученик: - Я удивился, что моего папу можно звать и Боря и Борис.
Ученик: - Я запомнил, что нужно сходить в библиотеку и добыть информацию о Блокаде.
Учитель: - Оцените свою работу.
- Подумайте, какой кружок вы поднимете:
- Зеленый - вы все поняли на уроке, научились писать буквы «Б», «б».
- Желтый - вы тоже все поняли на уроке, но были ошибки.
- Красный - кому было трудно научиться писать буквы «Б», «б».
(Дети поднимают кружки, оценивая свою работу.)
Учитель: - Ребята! Вы молодцы! Вы помогли провести урок. Большое спасибо!