Дистанционное обучение в старшей профильной школе. Из опыта проведения дистанционных уроков по предмету «Экономика»

Разделы: Общепедагогические технологии, Экономика

Классы: 10, 11

Ключевые слова: экономика, дистанционное обучение


Современная образовательная деятельность определяет цели и основные задачи модернизации образования, среди которых главной является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Обновление образовательной деятельности, достижение нового качества образования связывают с информатизацией образования, оптимизацией методов обучения, активным использованием технологий открытого образования. При этом основная роль отводится общеобразовательной школе, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Однако решение задач в этом направлении сталкивается с определенными трудностями, связанными с множеством причин.

Современные информационные технологии не всегда органично вписываются в традиционный учебный процесс школы. Чем полнее информация, которой человек сможет овладеть, тем в более выгодном положении по сравнению со своими коллегами по работе или учебе он окажется. Расширить разные способы общения людей позволяют дистанционные технологии. В настоящее время в систему образования активно внедряются дистанционные образовательные технологии.

Дистанционное обучение - совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала, а также в процессе обучения. [1]

Дистанционное обучение - систематическое целенаправленное обучение, которое осуществляется на некотором расстоянии от места расположения преподавателя. При этом процессы преподавания и обучения разделены не только в пространстве, но и во времени. Для дистанционного обучения характерны все присущие учебному процессу компоненты системы обучения: смысл, цели, содержание, организационные формы, средства обучения, система контроля и оценки результатов.

Целью дистанционного обучения является предоставление обучающимся непосредственно по месту жительства или временного их пребывания возможности освоения образовательных программ высшего и среднего образования в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного образования.

Эффективность дистанционного обучения зависит от качества используемых материалов (учебных курсов) и мастерства педагогов, участвующих в этом процессе. Поэтому педагогическая, содержательная организация дистанционного обучения (как на этапе проектирования курса, так и в процессе его использования) является приоритетной. Отсюда важность концептуальных педагогических положений, на которых предполагается строить современный курс дистанционного обучения. Коротко их можно изложить следующим образом:

В центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого (учение, а не преподавание).

Важно, чтобы обучаемый научился самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками информации; умел с этой информацией работать, используя различные способы познавательной деятельности и имел при этом возможность работать в удобное для него время.

Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, напротив, обучаемый с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, но непременно предусматривающую их применение для решения разнообразных проблем окружающей действительности.

Система контроля должна носить систематический характер и строиться как на основе оперативной обратной связи (предусмотренной в структуре учебного материала, оперативного обращения к преподавателю в любое удобное для обучаемого время), так и отсроченного контроля (например, при тестировании).

Можно выделить ряд характеристик, присущих дистанционному уроку, если он претендует быть эффективным:

  • более тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, ее организации, четкая постановка задач и целей обучения, доставка необходимых учебных материалов;
  • максимально возможная интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратная связь между обучаемым и учебным материалом, предоставление возможности группового обучения;
  • наличие эффективной обратной связи, позволяющей ученику получать информацию о правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию. Такая обратная связь должна быть как пооперационной, оперативной, так и отсроченной в виде внешней оценки;
  • мотивация - также важнейший элемент любого курса дистанционного обучения. Для этого важно использовать разнообразные приемы и средства: структурирование курса дистанционного обучения должно быть модульным, чтобы обучаемый имел возможность четко осознавать свое продвижение от модуля к модулю, от темы к теме. Объемные модули и темы заметно снижают мотивацию обучения;
  • особенности технологической базы, на которой планируется использовать тот или иной тематический материал, оказывают непосредственное влияние на содержание и структурирование всего учебного материала. Как правило, планируется использовать помимо чисто сетевых ресурсов какие-то дополнительные источники информации (печатные, видео, звуковые, средства массовой информации) в качестве компонентов урока, то структура урока и его содержательная сторона, а также организация самого процесса обучения будут несколько иными, чем в процессе построения традиционного школьного урока (урока очного). [2]

В любом случае, какие бы уроки дистанционного обучения не разрабатывались, объективно возникает необходимость предусмотреть инвариантные компоненты.

Осуществляя работу по внедрению профильного обучения, анализируя внутреннюю и внешнюю среду нашего и близлежащих ОУ, мы столкнулись со следующими серьезными проблемами:

  • во-первых, в условиях пандемии согласно требованиям Роспотребнадзора отдельные классы и даже вся Гимназия периодически переходят на дистанционное обучение;
  • во-вторых, профильность классов в старшей школе всегда (до пандемии) реализовывалась через активное социальное партнёрство Гимназии - сотрудничество с Центральной городской Библиотечной системой, сотрудничество с вузами, музеями и предприятиями региона, в условиях ограничения партнёрские отношения также переходят в дистанционные формы;
  • в-третьих, пандемия выявила как недостаточность материально-технической базы Гимназии, так и недостатки в готовности педагогического персонала Гимназии к реализации ДО.

Вот почему важной задачей для нашего учебного учреждения мы определили отработку следующей модели реализации содержания профильного обучения старшеклассников.

В Гимназии установлены следующие характеристики обучения:

  • открытость - взаимодействие со средой и другими системами позволяют перестраивать и обновлять его структуру и программу;
  • активность - система сама задает определенные программы взаимодействия;
  • инновационность - ориентированность на поиск новых путей и средств решения проблем, возникающих в окружающей среде и в самой системе, в постоянном обновлении, саморазвитии;
  • рефлексивность - способность постоянного анализа состояния системы и её положения в окружающей среде.

Когда в Гимназии два года назад заговорили о дистанционном образовании, оно было еще в новинку в Иркутской области - по крайне мере в отношении основной школы. Поэтому одной из приоритетных задач стало повышение квалификации педагогического состава Гимназии. В течении 2020 года учителя проходили различные курсы, в том числе с использованием ДО, что дало возможность многим педагогам взглянуть на систему ДО под новым углом. В самой гимназии были организованы методические семинары и обучающие мастер-классы, где сами педагоги делились собственными наработками, открытиями, что позволило в короткие сроки создать в школе условия для продуктивной, а не формальной реализации дистанционного обучения.

Таким образом, к началу 2020-2021 учебного года в гимназии были созданы условия для реализации дистанционного обучения, сформировались основные подходы к проведению уроков, спецкурсов и курсов внеурочной деятельности.

Начнем с общих платформ, которые были выбраны в Гимназии для проведения уроков: это Зум, Тимс и Дискорд. Каждая из этих программ дает возможность бесплатного использования систем, а также их безболезненного изменения в соответствии с нуждами образовательного учреждения и интеграции с другими продуктами.

В качестве обучающих платформ были выбраны также три ресурса: Российская Электронная школа, Скайсмарт и Якласс. Многие педагоги прошли обучение по использованию данных платформ, каждая из них предоставляет возможности для свободного управления обучением, ориентирована на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, подходят и для организации традиционных дистанционных курсов и для поддержки очного обучения, являются и центром создания учебного материала и обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса.

Мною как преподавателем четырёх общественных дисциплин в Гимназии - истории, обществознания, экономики и права, все учебные платформы были исследованы в нескольких направлениях. Так, РЭШ предоставляет учебные материалы по всем предметам, в том числе по экономике и праву, но на базовом уровне, т.е. организовать на этой платформе уроки на профильном уровне будет невозможно.

Скайсмарт имеет в своем распоряжении только практические материалы, что позволит учителю организовать быструю и эффективную проверку усвоенных знаний, но не дает возможности провести дистанционное занятие без учителя.

Якласс как наиболее развивающаяся учебная платформа также имеет свои ограничения. Так, учебных теоретических материалов по моим предметам для старшеклассников на Яклассе попросту нет. Но при этом Якласс позволяет учителю самому создавать учебные курсы, добавлять тестовые и контрольные работы, размещать любые авторские материалы и предоставлять доступ к этим материалам учащимся в любое запланированное учителем время и в любом формате. Я довольно быстро освоила правила и формы работы в Яклассе и на базе платформы создала несколько собственных учебных курсов, доступ к которым открыт как для учеников, так и для моих коллег, реализующих те же учебные программы в других профильных классах.

Исходя из моего опыта работы в системе дистанционного обучения, могу сказать, что для получения успешного результата главным в этой системе является высокая мотивация ученика на «добывание знания»,- это первое, что должно быть сформировано у ребенка. Обучаясь дистанционно, ученик лишен учителя, который, находясь рядом, обязательно бы подсказал, направил, если надо - заставил. В нашем случае мы организуем изучение теоретического материала урока в онлайн-формате, так например, я использую дискорд как платформу для связи с учениками. Дома, используя обратную связь с учителем - через электронный журнал Дневник.ру, через страничку учителя в ВК или иные средства связи, ученики изучают дополнительную литературу по теме, выполняют онлайн-тесты.

Роль сетевого преподавателя не менее важна для получения хорошего результата. Меня, как учителя, радуют новые возможности обучения ученика в системе ДО:

  • не только расширение диапазона знаний, но и возможность сравнения уровня знаний учеников параллельного класса (олимпиады, конференции и т.д.);
  • диалог с другими учащимися (форум);
  • выбор индивидуальной траектории обучения;
  • непрерывное обучение (независимо от болезни, участия в соревнованиях и т.д.)
  • быстрый доступ к различным источникам информации с оперативной передачей любого ее объема и вида (визуальной, звуковой, динамичной, текстовой, графической) на любые расстояния;
  • осуществление контроля с обратной связью, диагностикой ошибок и оценкой результатов учебной деятельности;
  • -осуществление самоконтроля и самокоррекции результатов;
  • визуализация учебной информации в процессе, в том числе, скрытом реальном мире;
  • комфортность условий для творческого самовыражения;

Все эти положительные стороны ДО позволяют формировать моим ученикам ключевые компетенции: информационную, коммуникативную, проблемную, кооперативную.

А теперь проанализирую содержание профильного курса «Экономика».

В основу разработки содержания учебных материалов для дистанционного обучения школьников по экономике положены учебники:

  1. Иванов С.И. Основы экономической теории, 10-11 класс, Книга 1-2, , 2012.
  2. Линьков А.Я., Иванов С.И., Скляр М.А. Экономика: Практикум для учащихся, 20001.
  3. Михеева С.А., Скляр М.А. Практикум по экономике, 10-11 класс, Углублённый уровень, Книги 1-2., 2015.
  4. Хасбулатов Р.И. Экономика. Базовый и углубленный уровни, 10-11 класс, 2016.

Эффективность освоения учащимся дистанционного курса по экономике обусловлена тем, что каждый интернет-урок содержит следующие учебные материалы:

  • методические рекомендации для учащегося по освоению учебного материала;
  • систему открытого планирования всех тем и разделов урока;
  • последовательное изложение учебного материала в виде гипертекста с подразделением на базовый и углубленный уровни, содержащего ссылки на другие учебные материалы и связывающего все информационные массивы;
  • терминологический словарь;
  • мультимедийные объекты: видео- и аудиофайлы, графические объекты, интерактивные карты;
  • интерактивные тесты;
  • тренажеры по темам;
  • лабораторный практикум удаленного доступа;
  • комплексные домашние задания и творческие работы;
  • справочники;
  • богатый иллюстративный материал;
  • архивную и энциклопедическую информацию;
  • библиографические ссылки.

Курс «Экономика» ориентирует сетевого учителя, осуществляющего методическое сопровождение учащегося, не только на достижение высокого уровня освоения учебного материала, но и развитие у учащихся таких навыков, как:

  • умение ставить учебную цель,
  • сформулировать информационный запрос,
  • найти адекватные источники информации,
  • грамотно извлекать информацию,
  • владеть приемами просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения;
  • использование приобретенной информации и знаний, выработанных на ее основе в собственной письменной речи,
  • развитие визуальной, двигательной и словесно-логической памяти.

Этому способствует методика работы учащихся с дидактическими блоками интернет-уроков. Каждый урок сопровождается ознакомлением учащегося с планом, темами, подтемами и разделами урока.

В рамках изучения курса «Экономика» предусмотрена возможность освоения учащимся различных тем не только на уровне, предусмотренном профильным стандартом, но и на более углубленном. Такая возможность реализуется через размещение специальных разделов тем в гиперссылках, которые позволяют учащемуся ориентироваться в учебном материале и самостоятельно выбирать уровень его освоения.

Система оценивания базируется на комплексной задаче максимальной объективизации оценивания учебных достижений учащихся с учетом их индивидуальных особенностей и приоритетов. Именно поэтому в системе присутствует оценивание как в on-line, так и в off-line режимах. Так, проверяя домашние задания, прктические и контрольные работы, учитель имеет возможность не только оценить правильность решения экономических задач, но и отметить степень творческого участия каждого ученика, которую он демонстрирует в процессе их выполнения.

Особо существенной является возможность педагога создавать ситуацию успешности для каждого учащегося. В условиях дистанционного образования это достигается путем предоставления учащемуся права осваивать урок заново с условием ротации тестовых заданий. Таким образом, учащийся может достичь того уровня освоения учебного материала, на который он претендует, будучи при этом адекватно оцененным.

Методическое и педагогическое сопровождение дистанционного учебного процесса, осуществляемое сетевыми учителями и педагогами-кураторами, является основным фактором управления учебным процессом. Ключевыми направлениями их деятельности являются:

  • координация учебного процесса;
  • контроль за ходом освоения образовательных программ;
  • консультирование учащихся как по вопросам, связанным с построением индивидуальных учебных планов, так и вопросам, возникающим по ходу изучения учебного материала;
  • корректировка (в случае необходимости) индивидуальных учебных планов учащихся.

Итак, дистанционное обучение - это коммуникативное пространство, в котором осуществляются взаимодействия в основных системах «сетевой учитель» и «ученик - ученик» через диалоговое, проблемное изложение материала урока, контроля и самоконтроля за качеством усвоения знаний и уровнем развития умений, функционирование форумов;

  • это информационное пространство, которое включает, как материалы уроков, так и системы ссылок на дополнительную информацию;
  • это пространство, в котором осуществляется обучение биологии с применением эффективных обучающих технологий, основывающихся на реализации деятельностного подхода, предполагающего активную роль ученика в учебном процессе. В условиях возрастающей роли самостоятельной работы учащихся особую значимость приобретают исследовательская, проектная деятельность, мини-исследования, которые предлагают авторы данной системы. Например специфика дистанционного обучения профильному предмету «Экономика» позволяет применять методики, отличные от пассивных, - методики активные и интерактивные, определяемые в частности потенциалом дисциплины и важностью задач социализации учащихся, которые способствуют развитию умений находить, получать и анализировать информацию, делать выводы и принимать на их основе решения.

Если у ребенка сформирована высокая степень ответственности, если ребенок мотивирован на изучения профильного уровня курса биологии, то результат будет высоким. Что и позволило моим ученикам получить хорошие знания, успешно сдать ЕГЭ и поступить в ВУЗы.

Инновационные формы организации образовательного процесса не только облегчают усвоение учебного материала, но и предоставляют новые возможности для развития творческих способностей одаренных учеников, постоянно стимулируя их личностный рост. Также дистанционные технологии помогают учителю повысить качество образования по предмету, сформировать универсальные учебные действия в современной цифровой коммуникационной среде.

Список литературы

  1. Иванов А.В. Дистанционные и сетевые технологии в образовании. - Текст // Современные теории в образовании. - 2009. - Вып. 4. - с. 98-104.
  2. Мотунова Л.Н. Информационные технологии как средство педагогической поддержки студентов. - Электронный ресурс. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-kak-sredstvo-pedagogicheskoy-podderzhki-studentov/viewer