Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Цель: Содействие созданию в дошкольном учреждении условий для формирования толерантных установок у педагогов и детей.

Задачи:

  • Рассмотреть понятия "толерантность", "интолерантность", "толерантная личность", "границы толерантности".
  • Расширить и обогатить теоретическую подготовку педагогов в вопросе организации образовательного пространства на толерантной основе;
  • Развивать толерантное отношения к детям как профессиональное качество личности педагога.

Оборудование: цветные карандаши, фломастеры, листы бумаги, мешочек с игрушками, презентация «Воспитание толерантности у дошкольников», бланк опросника «Индекс толерантности»

Ход мероприятия

Добрый день, уважаемые коллеги!

Всем известно, что 16 ноября отмечался Международный День толерантности (терпимости). Согласно Декларации принципов толерантности 1995 года толерантность понимается как «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира». Толерантность определяется Декларацией как «гармония в многообразии».

Агрессия - удел бессильных,
Дорога мимо, в никуда.
Терпимость ведь не всем под силу,
Там мощь характера нужна.
Ты улыбнись с утра старушке,
Что в транспорте на всех кричит.
Её проблемы - лишь игрушки,
Когда ты созидаешь мир.
Прими внутри чужое мненье,
Свободен каждый выбирать.
Иди своей дорогой твёрдо,
День толерантности справлять.

Толерантность - это терпимость к чужому образу жизни и поведению. Ведь все люди, живущие на Земле достойны любви и понимания, независимо от особенностей своего внешнего вида, интеллектуальных и физических возможностей.

Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения - одна из самых острых в учреждениях для детей, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения педагога и воспитанника, сущность которого сводится к таким принципам воспитания, которые создают оптимальные условия для формирования у детей культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования.

Определение слова «толерантность»

Толерантность - это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого».

Толерантность - это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

В испанском языке - способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;

Во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

В английском - готовность быть терпимым, снисходительным;

В китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

В арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

В русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Идеи, взятые за основу:

  • Относиться к окружающим с уважением.
  • Никогда не думать, что ваше мнение важнее мнения другого человека.
  • Не навязывать свое мнение другим, его можно просто высказать.
  • Надо помнить, что каждый волен выбирать свой имидж и стиль, свои привычки и пристрастия (в рамках приличия).
  • Уметь видеть ценность и самобытность культуры каждой нации.

В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания, и мы с вами уважаемые коллеги , должны довести до сознания детей то, что все люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.

Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока:

I. Воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:
1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;
2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;
3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;
4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;
5) формирование умения определять границы толерантности.

II. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования:
1) профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе;
2) гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания;
3) включение в реформирование образования ведущих идей педагогики толерантности;
4) реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию толератности у детей.

Основными направлениями работы дошкольного учреждения по формированию толерантности у детей дошкольного возраста являются:

  • позитивное отношение к людям с ОВЗ, разной национальности, вероисповедания;
  • изучение национальных особенностей других народов на примере фольклора;
  • формирование навыков коммуникации;
  • развитие толерантного самосознания у родителей и педагогов.

Толерантность - это новая основа общения педагога и воспитанника. И принципы обучения создают оптимальные условия для формирования культуры достоинства, самовыражения личности и исключают фактор неправильного ответа.

Основные принципы:

  • Принцип субъективности. Требует опоры на самостоятельную активность ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения в отношениях с другими людьми.
  • Принцип адекватности. Требует соответствия содержания и средств воспитания, ориентирован на реальные отношения, складывающиеся между детьми, родителями, педагогами.
  • Принцип рефлексивной позиции. Предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений к значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках.
  • Принцип индивидуализации. Предполагает определение индивидуального подхода при воспитании сознания и поведения.
  • Принцип создания толерантной среды. Требует формирования в детском саду гуманистических отношений, основывающихся на праве каждого иметь своеобразное отношение к окружающей среде, самореализацию в разных формах.

Принципы содержания работы:

  • Комплексно-тематический подход к планированию.
  • Личностно-ориентированное взаимодействие участников образовательного процесса.
  • Интеграция образовательных областей.
  • Использование форм работы с детьми, соответствующих возрастной группе.
  • Обеспечение эмоционального и практического компонентов этнотолерантности.
  • Построение предметно-развивающей среды с учетом современных требований.

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.

Формы воспитания толерантности:

Спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

  • проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
  • сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
  • русские народные подвижные игры;
  • проведение русских народных праздников, например таких как "Масленица, "Рождество" в соответствии с народным календарем;
  • изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран;
  • знакомство детей с традициями народов разных стран;
  • с традициями празднования Нового года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;
  • игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
  • сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.

Конечно, формирование толерантности происходит постепенно, потому что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности.

Содержание деятельности по воспитанию толерантности

Формирование представлений ребенка о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.

  • Развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий.
  • Сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с базисной программой (особенности культуры, быта, уклада, семейной жизни…)
  • Формирование внутренней и внешней правовой культуры, чтобы главные нравственные качества (справедливость, уважение, сострадание, чувство собственного достоинства, доброжелательность) стали неотъемлемой частью жизни дошкольников.

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников. Это огромная каждодневная работа педагогов.

Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время досугов, в повседневной жизни, в игровой деятельности.

В формировании толерантности у дошкольников нужно использовать игровые методы, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

С целью систематизации знаний детей о людях разных национальностей, их деятельности, культуре эффективно использовать:

  • Культурное пространство города (в том числе экскурсии, посещение музеев и т.д.);
  • Предметно-развивающую среду;
  • Расширение представлений об истоках культурно-этнического многообразия (национальные праздники; знаменательные даты в истории нашей страны и разных народов; расширение круга общения с детьми и взрослыми - представителями разных национальностей);
  • Знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, живописью, музыкой и предметами быта;
  • Знакомство с устным народным творчеством, чтение художественной литературы разных народов мира;
  • Народные игры, народную игрушку и национальные куклы;
  • Совместную творческую деятельность детей и взрослых.

На занятиях можно использовать разнообразные методические приёмы:

1. Игры и игровые упражнения, направленные на:

  • развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;
  • развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;
  • развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»:
  • гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;
  • развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;
  • развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;
  • регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;
  • проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»,

2. Обсуждение и проигрывание ситуаций (проблемных ситуаций), направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.

3. Этюды и упражнения направленные на:

  • на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;
  • воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».

4. Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.

5. Использование наглядных пособий: сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.

6. Продуктивный вид деятельности - рисование, на темы: «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля»,

7. Вспомогательный приём - слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников

Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.

Педагогам необходимо овладеть соответствующими методиками по формированию в детской среде толерантных отношений, владеть способами эффективного взаимодействия с детьми в духе толерантности и доверия.

Вашему вниманию предлагаю несколько игр, которыми вы, возможно, воспользуетесь в своей практической деятельности с детьми.

1. Упражнение "Мы похожи!"

Цель:

  • создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе;
  • повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.

Процедура проведения: Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: "Выйдите, пожалуйста, ко мне те, у кого одинаковый со мной цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т.д.)". Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

2. Упражнение "Волшебный мешочек"

Цель: работа с понятием "толерантность" при помощи ассоциативного ряда; развитие фантазии, творческого мышления.

Материалы: корзинка или мешочек с мелкими предметами (например, игрушками из "киндер-сюрпризов", значками и т.п.). Количество предметов должно превышать количество участников группы.

Процедура проведения: Ведущий проходит по кругу с "волшебным" мешочком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в мешочек, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: "Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру".

3. Заполнение Экспресс-опросника "Индекс толерантности»

(Приложение № 1)

Цель: диагностика общего уровня толерантности педагогов.

Материалы: бланки опросника для каждого участника.

Процедура проведения: Участники получают бланки опросника.

На заполнение опросника дается 3-5 минут.

4. Мозговой штурм "Толерантная личность. Интолерантная личность

- С какими проявлениями толерантности - интолерантности в жизни вы сталкивались? (из опыта участников)

- С какими проявлениями толерантности - интолерантности в истории человечества вы сталкивались?

Толерантная среда

Интолерантная среда

Умение внимательно слушать и слышать;
стремление разобраться; расспрашивание;
совет; предложение; похвала; согласие; подбадривание; благожелательность; утешение; уважение; эмпатия; поддержка

Неумение слушать друг друга; перебивание; нетерпение; игнорирование; отстранение; обзывание; обвинение; упреки; осуждение; критика; проповедь; угрозы; приказ; указание

5. Упражнение "Эмблема толерантности"

Цель: продолжение работы с определениями толерантности; развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения.

Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч.

Процедура проведения: Участникам предстоит создать эмблему толерантности.

Заключительный этап упражнения - презентация эмблем каждой подгруппы. Заниматься проблемой толерантности целесообразно начинать с самого раннего детства, в этом нам помогут разнообразные игры, которые можно проводить с детьми. (Приложение № 2)

Толерантность - это то качество, которое должно присутствовать в каждом человеке. Если посмотреть на себя, то мы не сможем сказать, что я толерантный человек. Мы не всегда прислушиваемся к чужим мнениям, не терпимы по отношению к другим и легко раздражаемся. Но нужно воспитывать в себе это качество. Но если человек сам не поймет, что терпимость и выдержка по отношению к другим людям бесспорно очень важны, то никто не сможет воспитать в нем эти чувства.

6. Обратная связь от участников группы

Что сегодня понравилось, что было трудного, что хочется сказать?

Ведущий: Толерантность - это тоненький лучик света, лучик понимания и взаимного уважения, лучик терпеливости и выдержки, и чтобы этот лучик стал большим и ярким солнцем, нужно, чтобы каждый человек научился его видеть.

Спасибо за сотрудничество!

Литература

  1. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. "Жить в мире с собой и другими" - М: "Генезис", 2001.
  2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? - М.: "Генезис", в 4-х томах, 2003-2004.