Милосердие и сострадание

Разделы: ОРКСЭ

Класс: 4

Ключевые слова: милосердие, сострадание


Милосердие в моем понимании -
Это ласка, любовь, сострадание.
Это - маме усталой помочь
Это - бабушку навестить.
И обиду свою превозмочь,
И того, кто обидел - простить.
Это - птичек и кошек кормить.
И цветы на окне поливать.
Всё живое на свете любить,
И жалеть, и ценить, и прощать.
Виктор Павлов

(1-й слайд. Приложение 1)

Цель урока - развивать представление о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности.

Задачи урока:

  • Обучающая: разъяснить лексическое значение слов «милосердие», «сострадание», «ближний», «милостыня»; научить понимать христианское значение этих слов; формировать знания о том, как религия учит милосердию, состраданию и помощи людям;
  • Развивающая: осознать суть христианского отношения к ближнему; понять, каким должно быть отношение христианина к личным врагам; формировать понимание, какими должны быть моральные и духовные ценности настоящего человека в современном обществе.
  • Воспитывающая: сопоставить нравственные нормы поведения человека с нормами религиозной культуры; воспитывать сострадание, доброжелательность, понимание, отзывчивость.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

  • Познавательные: получат возможность оценивать нравственное содержание прочитанного текста, высказывать суждения о поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию текста;
  • Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу, удерживать цель деятельности до получения её результата, правильно воспринимать оценку учителя и товарищей, планировать свои действия;
  • Коммуникативные: получат возможность излагать своё мнение по заданной теме; выслушивать и принимать точки зрения одноклассников, находить общий язык при работе в парах, коллективном обсуждении, быть терпимым, толерантным к чужому мнению.

Личностные результаты: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Основные термины и понятия урока: любовь, милосердие, долг, добрый самарянин, ближний, ответственность, сострадание, близкий, любовь к врагам, милостыня.

Оборудование: учебник: «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс / А.В.Кураев; толковый словарь русского языка, карточки для групповой работы, доска, проектор.

Ход урока

I. Организационный момент

- Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами! Улыбнёмся друг другу! У нас прекрасное настроение. Вы готовы к работе?

II. Самоопределение к деятельности

- Начать урок хочу с чтения небольшого рассказа замечательного педагога, писателя и человека Василия Александровича Сухомлинского.

(2- й слайд. Приложение 1. Портрет Сухомлинского В.)

Брошенный кoтенoк

Маленького серого котенка выгнали из дома. Сидит котенок на дороге, мяукает: хочет домой, к маме. Мимо проходят люди, смотрят на котенка. Oдни грустно качают головой, другие смеются. Кто-то жалеет: бедный котенок. Но, жалея - ничем не помогает.

Наступил вечер. Страшно стало котенку. Прижался он к кусту и сидит - дрожит.

Возвращалась из школы маленькая девочка Наталочка. Слышит - мяукает котенок. Она не сказала ни слова, а взяла котенка и понесла домой. Прижался котенок к девочке. Замурлыкал. Рад-радешенек.

- Ребята, какие чувства вызвала в вашей душе эта история?

- Что можно сказать о девочке Наталочке?

- Почему она не прошла мимо котенка?

- А почему другие люди проходили мимо и даже некоторые смеялись?

- А что было бы с котенком, если его не взяла Наталочка? (Ответы детей)

- В своих ответах, чаще всего произносите слова: сострадание, сочувствие, сопереживание, жалость. Это самые правильные слова, которые раскрывают то, что вы неравнодушные и можете сопереживать.

(3-й слайд. Приложение 1. Слова: сострадание, сочувствие, сопереживание, жалость)

- Сострадание, сочувствие, сопереживание, жалость. Вслушайтесь в эти слова. Они раскрывают внутренний мир человека. Слово «сoстрадание» близко по значению одному из самых красивых слов на свете. Это слово милосердие.

(4-й слайд. Приложение 1. Слово: милосердие)

- Можем ли мы сказать, что Наталочка была милосердна к котёнку?

- А как вы понимаете значение этого слова?

- Давайте обратимся к словарю Ожегова С.И. и там прочтем точное лексическое значение этого слова. ( Ученик зачитывает определение)

- Да, ребята, милосердие - это милое сердце. Сердце, которое милует, любит и жалеет. Наталочка была милосердна к котенку, потому что она сострадала его беде. (Ответы детей)

- Ребята, как вы думаете, какая тема нашего урока? Какие цели поставим перед собой? (Ответы детей)

- Вы сами определили тему и цели сегодняшнего урока.

(5-й слайд. Приложение 1. Тема урока «Милосердие и сострадание».

Цели:

  • научиться понимать христианское значение слов милосердие и сострадание
  • осознать суть христианского отношения к « ближнему»
  • будем учиться быть доброжелательными и отзывчивыми

III. Первичное восприятие учебного материала

- Сегодня поговорим с вами о том, как христианство помогает понять, что такое милосердие и сострадание.

Милосердие, доброта, забота о своих ближних играют важнейшую роль в жизни человека. Одним из важнейших элементов веры христианства является представление о том, что Бог всемилостив. Его Сын, Иисус Христос, многократно учил своих приверженцев тому, что они должны отдавать людям все, что имеют. Иисус учил, что всякий добрый или наoбoрoт, дурной поступок, который мы совершаем в отношении другого человека, oобращен к Богу.

Однажды Иисуса Христа спросили: «Какая самая главная среди множества заповедей?» Oн сказал: «Важнее всего любовь к Бoгу и к челoвеку. Люби ближнего, как самогo себя». И тогда ему задали непростой вопрос: «А кто мoй ближний?». Христос же на заданный ему вопрoс ответил притчей о добром самарянине.

Работа с учебником:

- Откройте учебник на стр.61 и прочтем вслух Притчу о добром самарянине.

Притча о добром самарянине

«Один человек шел из Иерусалима в Иерихон, и на него напали разбойники. Они раздели этого человека, изранили и ушли, оставив его едва живым. Мимо проходил священник, а затем левит, но оба, увидев его, прошли мимо. Проезжал один самарянин, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, смазав их маслом и вином. Посадив раненого на своего осла, самарянин привез его в гостиницу и позаботился о нем. На другой день, отъезжая, вынул два динария, дал хозяину гостиницы и сказал ему: "Позаботься о нем; и все, что ты еще истратишь на него, я, когда возвращусь, отдам тебе долг"».

- Кто из этих троих, на твой взгляд, был ближний избитому?

(6-й слайд. Приложение 1. Притча)

Беседа:

- Эту историю Иисус рассказал народу. И Ему очень нравится, когда мы поступаем так, как добрый самарянин. Поэтому Он сказал: «Иди и ты поступай так же».

И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними…»

Притча Христа означает: ближний - тот, кто не оставит тебя в беде, а также тот, кто нуждается в твоей помощи. Если человеку больно, становится неважно, какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета.

- Ребята, вам не раз приходилось произносить слово: «Милая, милый…» Милый тот, кто мил нашему сердцу. А кому мы так говорим, кто же это может быть?

Ученики:

- Мы так говорим о маме, потому что это самый родной человек.

- Мы говорим так о домашних питомцах.

Учитель:

- А можем ли мы о Наталочке, из рассказа Сухомлинского, сказать, что она милая?

(ответы детей)

- Да, милый - это тот, кто милует.

- Ребята, а есть ли ещё словa с корнем «мил»? Назовите их.

(Ответ детей: Милость, милостыня)

(7-й слайд. Приложение 1. Милость. Милостыня)

- А что вы думаете, о значении этих слов?

- Давайте вновь обратимся к словарю Ожегова И.С., и зачитаем точное лексическое значение этих слов. (Ученик читает)

- Назовите синонимы к слову « милость». (Ответы детей: Помощь. Забота. Жалость.)

- Значит ли это, что Наталочка, проявила милость к котёнку?

Учитель:

- Иисус Христос учил: «Всякому просящему у тебя - дай». Но это должно быть волей сердца. Если у тебя нет денег, то молитва за этого человека - это тоже милостыня. Подавший милостыню умножил количество добра в мире. Oт этого его душа стала светлее.

Однажды Иисус Христос сидел около храма и смотрел, как люди кладут деньги в кружку. Многие богатые оставляли очень много денег. Но Христос обратил внимание не на них, а на бедную вдову, которая принесла всего две мелкие монеты. Христос сказал, что бедная вдова пoлoжила бoльше всех, пoтoму что она отдала все, что у неё было, и сделала это от чистого сердца.

Но у детей ещё денег нет. Как вы думаете, что можете пожертвовать вы?

Ученики:

- Я могу навестить больного товарища, хотя бы позвонить ему;

- А я могу помочь маме.

- Можно уделить внимание пожилому человеку: расспросить, как он себя чувствует, какое у него сегодня настроение.

- Можно улыбнуться и пожелать здоровья соседям или незнакомому человеку.

Учитель:

- Да, ребята, милосердное сердце надо воспитывать. Как спортсмены тренируют тело, так и нам надо закалять свою душу.

- Давайте продолжим размышлять о том, как человек может проявить милосердие. Можем ли мы с презрением относиться к людям бездомным: у них нет дома, а у нас есть; мы хорошо одеты, а они носят обноски; мы аккуратны, а у них нет возможности помыться; мы сыты, а они голодают? (Ответы детей)

- А как мы должны относиться к попавшим в беду людям? (Ответы детей)

- А можем ли мы сказать, что Наталочка проявила милосердие к бездомному котёнку? (Ответы детей)

IV. Закрепление

Работа в группах:

- А сейчас мы с вами поработаем в группах, и будем выполнять творческое задание.

Задания для групп:

1. Вспомните добрые дела, которые вы совершали. Расскажите о них.

2. В каких литературных произведениях вы встречали милосердие? Кто герои этих произведений?

(Обсуждение творческих работ)

Работа с пословицами:

- Давайте вспомним народную мудрость, собранную в пословицах о милосердии.

(8-й слайд. Приложение 1. Пословицы)

  • Доброе сердце о чужой беде болит.
  • Милосердие - это сила, могущая защитить то, что беззащитно.
  • Милосердие никогда не пропадет зря.
  • Милосердие начинается дома.

Как вы думаете, какая пословица точнее определяет тему нашего урока? (Ответы детей)

- Молодцы.

Учитель:

- Ребята, вы наверное обратили внимание, что на слайдах презентации присутствует цветок ромашка? Это не случайно.

Белая ромашка более 100 лет назад стала символом добра и милосердия. По решению Николая II с весны 1911 года в империи стали проводить благотворительный праздник-акцию «День белого цветка», целью которого первоначально был сбор средств в помощь больным туберкулезом. Добровольцы раздавали букеты ромашек на улицах многих городов, а взамен принимали пожертвования любой величины, даже самой мизерной. В конце 1990-х годов ромашковая благотворительная акция начала возрождаться и постепенно снова стала распространяться по России. Один из организаторов этого события и продолжатель старой традиции - Марфо-Мариинская обитель милосердия, основанная сестрой последней российской императрицы великой княгиней Елизаветой Федоровной Романовой.

Так же, традиции милосердного служения людям продолжают благотворительные фонды:

  • Фонд «Подари жизнь» актрисы Чулпан Хаматовой;
  • Фонд «Обнаженные сердца» Натальи Водяновой;
  • Фонд Хабенского направлен на спасение детей с заболеваниями головного и спинного мозга.

Международный Благотворительный Фонд помощи детям при катастрофах и войнах, который возглавляет Леонид Михайлович Рошаль - российский педиатр и хирург.

Существуют и благотворительные фонды помощи бездомным животным.

Несомненно, что люди, которые работают в этих фондах, милосердны.

V. Рефлексия

Работа у доски. Синквейн

- Ребята, предлагаю вам совместно составить синквейн на тему «Милосердие».

(Ученики записывают синквейн на доске)

  • Милосердие
  • Добрый, сострадающий
  • Переживать, поддерживать, любить
  • Возлюби ближнего, как самого себя….
  • Бескорыстие

VI. Итог урока

- Ребята, у нас состоялся очень серьезный разговор. Я надеюсь, что вы изменили свое отношение к своим поступкам и поняли, что надо оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Если делаешь доброе дело, то ты не должен кричать о том, не должен афишировать свою помощь.

Будьте внимательнее к людям, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны и естественны. Когда проявляешь милосердие к людям, то становишься богаче духовно.

- Ребята, эпиграфом нашего урока было стихотворение Виктора Павлова.

Давайте ещё раз прочтем его.

(9-й слайд. Приложение 1)

Милосердие в моем понимании-
Это ласка, любовь, сострадание.
Это - маме усталой помочь
Это - бабушку навестить.
И обиду свою превозмочь,
И того, кто обидел - простить.
Это - птичек и кошек кормить.
И цветы на окне поливать.
Всё живое на свете любить,
И жалеть, и ценить, и прощать.
Виктор Павлов

- Как вы думаете, это стихотворение отражает всё то, о чём мы с вами беседовали на уроке?

- Да, ребята, я с вами согласна.

«Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.» (Л.Толстой)

(10-й слайд. Приложение 1.)

- Сегодня вы замечательно работали, я вами очень довольна. Вы молодцы!

Я желаю всем жить среди милосердных людей и быть милосердными. «…во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Матф.7:12)

(11-й слайд. Приложение 1)

Спасибо всем за урок!

(12-й слайд. Приложение 1)

VII. Домашнее задание

Учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс: с.61-66 читать, отвечать на вопросы.

Нарисовать иллюстрацию к рассказу Василия Сухомлинского «Брошенный котёнок»

Источники информации

    «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс: учеб. Для общеобразоват. Организаций/ А.В.Кураев.-5-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2018.-144 с.: ил.
  1. Ожегов С.И. Словарь русского языка.
  2. Шевченко Л.Л. (автор-составитель). Диалоги. Вечные вопросы жизни глазами юных современников. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества,2019. 152 с., ил.
  3. https://n-shkola.ru/ Зачем творить добро? О.В.Бобкова, учитель начальных классов, школа № 10, г. Россошь, Воронежская область.
  4. https://pravoslavie.ru/48912.html
  5. https://www.kakprosto.ru/kak-953208-kak-belyy-cvetok-romashki-stal-simvolom-dobroty-i-miloserdiya#ixzz6lnpoKSS3
  6. infourok.ru/konspekt-uroka-po-orkse-na-temu-milose...e-klass-3883759.html
  7. www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki
  8. https://www.miloliza.com/sukhomlinskij-rasskazy-i-skazki-dlya-detej