Учебный предмет: русский язык.
Класс: 5.
Автор УМК: Л.М. Рыбченкова «Русский язык. 5 класс».
Тип урока: урок рефлексии.
Цели урока:
- Деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы.
- Содержательная: закрепление и коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д. при закреплении темы «Синтаксис».
Задачи урока:
- Предметные: знать опознавательные признаки простого предложения, понятия «главные и второстепенные члены предложения», «однородные члены предложения», «обращения», «прямая речь, слова автора»; уметь различать простое и сложное предложение, выделять средства связи в сложном предложении, пунктуационно оформлять на письме изученные конструкции предложений.
- Метапредметные: способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты.
- Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер.
Источники информации: электронная презентация, печатный текст.
Основные понятия: простое и сложное предложение, главные и второстепенные члены предложения, однородные члены предложения, обращения.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности
- Здравствуйте! Я рада вас всех видеть. Давайте сегодня подарим друг другу хорошее настроение, улыбнемся. Помните, как поётся в песне: «…от улыбки станет всем светлей!», и настроимся на урок. Я желаю вам, чтобы вы узнали что-то новое сегодня и получили удовольствие от общения со мной, а я от общения с вами.
- Послушаем песню и подумаем, о чем она. (песня о спорте)
О чем эта детская песня? К чему она призывает? А вы любите заниматься спортом? Среди вас есть спортсмены? Вы, ребята, обязаны дружить со спортом, быть подтянутыми, крепкими, сильными.
II. Актуализация и пробное учебное действие
- Ребята, как вы думаете, какие качества спортсмена могут помочь и на уроке? (внимание, наблюдательность, смекалка, находчивость, умение делать выводы, идти до конца к намеченной цели). Я думаю, что вы сегодня их проявите. Это и будет одним из критериев оценки нашей сегодняшней деятельности.
- Сегодня мы проводим урок повторения. А что же мы будем повторять? Чтобы узнать, каково полное название темы урока, нужно отгадать пропущенное слово. Для этого необходимо правильно ответить на все мои вопросы, записав первые буквы ответов в пустые клеточки. Успех будет зависеть от ваших ответов, поэтому будьте внимательны и дисциплинированны, постарайтесь работать дружно, будьте уважительны друг к другу.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
с |
и |
н |
т |
а |
к |
с |
и |
с |
1. Первая буква названия главного члена предложения, который обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? каков предмет? что такое предмет? может быть выражен глаголом, прилагательным, существительным, подчеркивается двумя чертами (сказуемое).
2. Часто встречающийся союз, который соединяет и однородные члены, и простые предложения в составе сложносочинённого (и).
3. Первая буква названия вида предложения по интонации. Предложение произносится тихо, спокойно (невосклицательное).
4. Первая буква названия знака препинания, который ставится между подлежащим и сказуемым, если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже (тире).
5. Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого, перед ним всегда ставится запятая (а).
6. Первая буква названия знака препинания, который ставится в предложениях, выделяя прямую речь (кавычки).
7. Первая буква названия синтаксической единицы, состоящей из двух и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически (словосочетание).
8. Первая буква названия падежа, на вопросы которого отвечает подлежащее (именительный).
9. Первая буква названия части речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного (союз).
III. Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.
- В итоге сложилось слово «синтаксис». Значит, тема урока… (Повторение по теме «Синтаксис»). Запишем число, классная работа, тему урока в тетрадь.
IV. Построение плана по разрешению возникших затруднений
- Какие цели вы перед собой поставите на данный урок? (Сегодня мы будем повторять изученное, углублять и проверять свои знания, умения и навыки по теме «Синтаксис»)
V. Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы
1. Устная работа.
- Какая единица синтаксиса самая маленькая, а какая самая большая? (словосочетание и текст)
- А с каким разделом тесно связан синтаксис? (с пунктуацией)
- Ребята, а сколько знаков препинания в русском языке? (10) Какие?
(. , : ; - «» ( ) ! ? …)
- Ребята, а вы знаете, что самый старый знак препинания - это точка (15 век), а самый молодой - это тире (ввел Н.Карамзин в 19 веке)?
- В сложных предложениях никак нельзя обойтись без пунктуации. Почему? А в каких еще случаях в предложениях ставят знаки препинания? (в предложениях с однородными членами, обращениями, прямой речью)
- Ответьте на вопрос
- (1 вариант): что изучает синтаксис? (словосочетания, предложения, текст)
- (2 вариант): что изучает пунктуация? (изучает расстановку знаков препинания)
2. Работа с учебником.
- Откройте учебники на с.150, найдите слова в столбике. Прочитаем их (бубенчик, проталина, велосипед, автомобиль, аптека). Обратите внимание на выделенные буквы в словах. Их правописание нужно запомнить. Как мы называем такие слова? (словарные). Какие слова относятся к спорту? (велосипед, автомобиль). Создайте словосочетания с этими словами. 1 вариант берет эти слова главными, а 2 вариант - зависимыми. Например, слово «победа». Придумайте словосочетание с этим словом, чтобы оно было главным (долгожданная победа), зависимым (верить в победу)
(проверка учителем: новый автомобиль, большой велосипед, автомобиль папы, купили велосипед) Если правильно у детей - плюс на полях в тетради.
- Что помогло вам составить словосочетания? (вопрос, окончание, предлог)
- А как узнать, где главное, а где зависимое слово?
VI. Обобщение выявленных затруднений
1. Работа со словосочетанием.
- Что такое словосочетание? Что не может быть словосочетанием?
- Посмотрите на доску(слайд), выпишите только словосочетания.
Падает мяч, сильный атлет, важная тренировка, сильные и выносливые, спортивная гимнастика, у стадиона, быстро прыгает, пред стартом, хорошо выступает.
Проверка по эталону (самопроверка, на слайде) Если правильно-плюс на полях в тетради.
Падает мяч, сильный атлет, важная тренировка, сильные и выносливые, спортивная гимнастика, у стадиона, быстро прыгает, пред стартом, хорошо выступает.
2. Работа с предложением.
- Ребята, для чего нужны словосочетания? (1. для более точной характеристики предмета, 2. для построения предложений)
- Что такое предложение? Что такое грам. основа? Назовите второстепенные члены предложения.
- Выполним синтаксический разбор предложения.
Спортсмены разных стран готовятся к летней олимпиаде. (Повест, невоскл.,распр., прост., двусост.)
- А вы знаете, как произошло слово «олимпиада»? (В Древней Греции была гора Олимп, вершина которой постоянно скрыта в облаках. Греки верили, что именно на ней живут боги. В честь этих богов устраивали состязания по 4 видам спорта. Эти состязания стали называть олимпиадой. Во время состязаний прекращались все военные конфликты. Нарушителя ждала смерть.
- Выпишите все словосочетания из данного предложения. Сколько получилось? (4)
- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, если правильно, поставьте плюс на полях в тетради (потом озвучить словосочетания)
Физминутка
Ученики встают со своих мест, руки на поясе. Учитель называет различные термины:
Приставка, грам.основа, основа слова, словосочетание, имя существительное, обстоятельство, запятая, части речи, предложение, многоточие, суффикс, тире.
Задача учащихся: если термины относятся к синтаксису и пунктуации, сделать наклон вправо, если же к другим разделам языка-влево.
VII. Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу
1. Игра «Продолжи предложения…».
- Ребята, какие члены предложения мы называем однородными? Назовите любое предложение с однородными членами.
- Что такое обращение? Назовите любое предложение с обращением.
- Что такое прямая речь? Назовите любое предложение с прямой речью.
- Что такое сложные предложения? Назовите любое сложное предложение.
- А сейчас мы поиграем в игру «Продолжи предложения…». Вам нужно устно продолжить начатые предложения таким образом, чтобы в первом появились:
2. Однородные члены.
Я с удовольствием смотрю спортивные соревнования…
3. Обращение.
Мы ждем вас на нашем стадионе, ….
4. Прямая речь.
Спортивный комментатор закричал :…
5. Сложное предложение.
Вчера выступили гимнасты,...
6. Составление кластера. (у детей - белые листы А4, фломастеры)
- Предлагаю вам сейчас составить кластер. Кто знает, что обозначает это слово? (схема-рисунок). Он может иметь разные формы. (показ на слайде пустого кластера). Он будет содержать в себе всю информацию, которую мы получили сегодня по теме урока. А о чем мы говорили в начале урока? (о словосочетании, предложении…)
- Покажите, что у вас получилось ( выслушиваю двух учеников, ставлю оценки)
Проверка по эталону (готовый свой кластер показываю на слайде)
Дети ставят себе плюс на листах.
Разминка для глаз.
VIII. Включение в систему знаний и умений
1. Работа с текстом.
- Прочитаем текст и подумаем, как можно его озаглавить.
Текст
Я умею играть в футбол, волейбол, баскетбол. В этом году я ездил на соревнования в Рязань, Вологду, Ярославль. А Гена и Миша играют только в хоккей. Им нравится кататься на коньках по скользкому льду. В будущем мы хотим стать успешными, известными спортсменами.
- Как бы вы его озаглавили? О чем он? А сейчас будет задание по рядам:
- 1 ряд выписывает предложение с однородными дополнениями,
- 2 ряд - с однородными определениями,
- 3 ряд - с однородными обстоятельствами.
(проверка учителем: одного ученика с каждого ряда спросить, если у детей правильно, ставят плюс на полях в тетради)
Ответ:
- 1 ряд - Я умею играть в футбол, волейбол, баскетбол.
- 2 ряд - В будущем мы хотим стать успешными, известными спортсменами.
- 3 ряд - В этом году я ездил на соревнования в Рязань, Вологду, Ярославль.
2. Работа со схемами.
- Придумайте предложения к данным схемам:
А) А: «П!».
Б) «П»,-а.
В) О,… .
IX. Рефлексия
- Я предлагаю сейчас каждому из вас оценить успешность своей работы на уроке.
Посмотрите на экран, выберете начало фразы и одним предложением выскажете свое мнение о сегодняшнем уроке.
- Я теперь могу…
- Я научился…
- Мне захотелось…
- Я попробую…
- Я смог…
Д.з. Всем повторить правила по теме «Синтаксис».
- 1 вариант: упр.3 с.151
- 2 вариант: придумать небольшую сказку о любом знаке препинания.
- Сегодня все хорошо поработали, молодцы. Встаньте те, у кого получилось 5 плюсов, и назовите себя.
- Вот и закончился наш урок. Я довольна вашей работой, и мне хочется вам улыбнуться. А вам?