Раннее обучение иностранному языку детей с речевыми нарушениями происходит намного эффективнее и легче. Прекрасно, если обучение происходит в купе учителя иностранного языка и учителя-логопеда. Учитель иностранного языка должен быть обязательно знать не только о своем первоочередном долге - обучить иностранному языку, но и помочь исправить дефекты речи. Занятия не должны прекращаться, семье буквально необходимо стать одним слаженным механизмом. Успешность и скорость получения желаемых результатов также зависит от фонетически правильной речи всего круга общения ребенка.
Родителям детей с любыми логопедическими дефектами речи важно понять, что:
- Изучать иностранные языки с проблемами в речи можно и нужно.
- Возможно, будет необходим курс фонетики. Не все обладают музыкальным слухом, некоторым требуется целенаправленно настраивать речевой аппарат на иностранную речь.
- В некоторых ситуациях именно изучение иностранного языка помогает устранить дефект речи. Так, некоторые дети, испытывая трудности в произношении русского звука «Л» при правильной постановке этого же звука в процессе изучения китайского языка, научились говорить его и в русском.
Что касается второго пункта, параллельно с изучением иностранного языка необходимо начать занятия музыкой.
Это совсем не означает посещение музыкальной школы и обучение игры на музыкальных инструментах. Занятия музыкой могут проходить дома, в спокойной обстановке, разучивая любимые песни на иностранном языке.
Благодаря таким занятиям решаются различные коррекционно-развивающие задачи:
- Происходит как пассивное, так и активное обогащение словаря ребёнка иностранными словами. Разучивание иностранных песен может происходить с очень раннего возраста;
- Активизируются речевые умения;
- Развивается эмоциональная сфера ребёнка.
- Появляется уверенность, раскрепощенность, желание общаться.
- Стимулируется развитие коммуникативной функции речи ребёнка;
Подпевая любимым исполнителям, каждый из нас получает заряд положительных эмоций. Поскольку музыка - это невербальная информация, она воздействует на правое полушарие. Но как только к мелодии добавляются слова, начинается влияние на левую часть органа. Таким образом, любая песня активизирует обе полусферы, что, естественно, только благотворно сказывается на решении основной проблемы- исправление логопедических ошибок.
Что значит для ребенка, а в дальнейшем и для взрослого человека, иметь дефекты речи? Это, прежде всего, неуверенность. Она может проявляться точечно и относиться к тому, на сколько человек убежден в своих квалификациях в различных сферах жизни, а, может, и полностью поглотить чувства и мысли.
В качестве первого иностранного языка для ребенка с логопедическими проблемами, рационально выбрать тот, с которым ребенку будет легче справляться в устной форме, то есть тот, в котором его же трудности речи не станут препятствиями и не вызовут у него отторжение к дальнейшим шагам в изучении. Это, возможно, может быть также тот язык, в изучении которого ему сможет помочь кто-то дома, а вовсе не тот, который он будет учить в школе или уже учит в данный момент. Ведь, как известно, кто знает один иностранный язык, для того не составит труда знать и другие. Чем меньше трудностей встретит ребенок на своем пути, тем ближе результат. А результат в нашем случае - полное избавление от логопедических ошибок, которые не исчезают и не проходят самостоятельно, а плавно переходят в письменную речь!