Актуальность темы состоит в том, что она направлена на формирование грамотной устной речи обучающихся, необходимой как в процессе обучения (устное собеседование в 9 классе, задания ЕГЭ в 11-м классе), так и в реальной жизни ребенка и взрослого. Выбор темы обоснован существующей проблемой неграмотного речевого окружения обучающихся. Ошибки, рассматриваемые на вводном занятии и во время реализации всего проекта, являются высокочастотными, присутствуют в речи самих детей и их окружения. Времени урока для формирования навыка грамотной речи недостаточно. Поэтому выбрана форма длительного (учебный год) проекта и игровая форма (подготовка и создание собственных видеороликов).
Целевая аудитория внеурочного мероприятия: 6 класс, возраст обучающихся 11-12 лет, в проекте задействованы как дети, обучающиеся по основной программе, так и дети с ОВЗ, учащиеся в данном классе инклюзивно (ЗПР - 6 человек).
Первое занятие исследовательского общества даёт эмоциональный настрой и ставит задачи на весь учебный год.
Цели:
- формирование навыков правильной устной речи
- обучение созданию телепередачи или видеоролика для социально-просветительской рекламы
- формирование интереса учащихся к родному языку.
- формирование навыков работы со справочной литературой, в том числе с лингвистическими словарями.
- активизация использования словарей в образовательной деятельности.
- привлечение внимания к слову как единице русской культуры.
Планируемые результаты.
В результате участия в мероприятии обучающиеся должны уметь:
- ориентироваться в словарной статье;
- давать оценку сценария видеоролика и/или видеоролика;
- проводить самостоятельное запоминание грамотных вариантов слов.
Осмысленная работа со словом поможет выработать правильное восприятие устной речи у обучающихся, позволит стать грамотными носителями русского языка.
Ресурсы, используемые при подготовке и проведении внеурочного мероприятия:
- методические - методика развития функциональной читательской грамотности, методика запоминания информации;
- информационные - создание презентации, использование мультимедийных продуктов (видеоролик, презентация, интернет-ресурсы - электронные словари), помощь школьного библиотекаря в обеспечении словарями.
- Электронная презентация (приложение 1)
Ход занятия
1. Организационный момент
(презентация. слайд 1)
Разрешите считать открытым заседание исследовательского лингвистического общества.
2. Объявление темы. Работа с эпиграфом
(презентация. слайд 2)
Прилежней с каждым днем гляжу в словарь… (С.Я.Маршак)
Эпиграфом сегодня к нашему заседанию стали строки из уже известного вам стихотворения С.Я.Маршака «Словарь». Напомню первую строфу из этого стихотворения.
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
Почему у нас возникает желание заглянуть в словарь? В какие словари вы заглядываете чаще? Сегодня нам понадобятся:
- Орфоэпические словари
Зарва М.В. Русское словесное ударение. Словарь.
Каленчук М.Л., Касаткина Р.Ф. Словарь трудностей русского произношения. - Словари грамматических трудностей
Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка.
Бельчикова Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. Словарь грамматических трудностей русского языка. Т.Ф.Ефремова, В.Г.Костомаров
Эти словари на столах перед вами.
3. Актуализация проблемы
Анализ фраз из разговорной речи. Предлагаю вам для анализа 3 фразы. Найдите в них ошибки, которые будут обязательно слышны в устной речи. Это может быть неправильное произношение, искажение слова, неправильная сочетаемость слова с другими в предложении. Ударения проставлены. (презентация. слайд 3)
А я оде́л пинжа́к и пошёл в мага́зин.
А когда́ ребятёнок и́хний пла́чет, я во́все не сплю, а кача́ю лю́льку.
Э́та дета́ль игра́ет небольшо́е значе́ние в рабо́те шоферо́в
Обсуждение. Какие ошибки вы обнаружили?
Правильный вариант (презентация. слайд 4)
А я наде́л пиджа́к и пошёл в магази́н.
А когда́ ребёнок и́х пла́чет, я во́все не сплю, а кача́ю лю́льку.
Э́та дета́ль игра́ет небольшую роль (или имеет небольшое значение) в рабо́те шофёров
Распределим ошибки на группы:
- Произношение слов - орфоэпические
- Неправильная форма слов - лексические и словообразовательные
- Неправильная сочетаемость слов - грамматические
Прочитаем правильные варианты (презентация, слайд 5)
Какая из фраз является цитатой из рассказа А.П.Чехова «Ванька»? (презентация, слайд 6)
С какой целью использовал эти ошибки автор? А почему подобные ошибки возникают в живой разговорной речи? Как преодолеть проблемы неграмотной речи?
4. Эвристическое задание
«Соберите» последовательность действий при работе с ошибкой. (на отдельных листочках детям даны части алгоритма)
Проверим: (презентация, слайд 7)
Правильная последовательность действий:
Найти нужный словарь.
Узнать правильное произношение, виды сочетаемости слова.
Придумать способ закрепления в памяти правильного варианта.
Запомнить правильный вариант.
Какие вы знаете способы запоминания? (презентация, слайд 8)
5. Проверка домашнего задания
(О создании исследовательского общества говорилось на уроке повторения темы «Орфоэпия». Тогда обучающиеся получили задание.) Дома вы подготовили стишки для запоминания произношения слов: бАнты, крАны, пОрты, тОрты
(Например: Долго ели тОрты - не налезли шОрты)
6. Объяснение творческой задачи
Один из эффективных способов запоминания - объяснить известное вам правило другим. Это и будет содержанием нашего проекта.
В течение учебного года мы будем создавать серию видеороликов для детей, которая называется так же, как и наше занятие «Говорите, пожалуйста, правильно!».
Я уже не первый раз работаю с учениками над подобными проектами и хочу познакомить вас с одной видеозаписью. Этот видеоролик подготовили и создали с помощью детской телестудии «Улыбка» мои ученики, выпускники школы 2013 года.
Посмотрите видеоролик и прочитайте сценарий. Отметьте, что понравилось, а что - нет, что вызвало сомнение.
Просмотр (в формате конкурса прикрепить видеоролик невозможно), чтение сценария
Сценарий
Телепрограмма «Говорите, пожалуйста, правильно!»
Герои - две девочки. У одной кукла с большим количеством нарядов.
1-я. Уважаемые зрители, представляем выпуск детской телепрограммы «Говорите, пожалуйста, правильно!» (обращаясь ко второй) Оля, ты сегодня в куклы будешь играть? На нас ребята смотрят.
2-я. Нет, моя кукла поможет нам сегодня научить ребят отличать друг от друга два глагола: «одеть» и «надеть». Прокомментируй, что я сейчас делаю? (надевает на куклу кофточку)
1-я. Ты одеваешь кофточку.
2-я. Нет! Если бы ОДЕВАЛА кофточку, то должна была бы наряжать не куклу, а саму кофточку, например, надела на кофточку еще сарафан и пальто. (Выполняет данные действия)
1-я. Правильно! Ребята, я не случайно допустила ошибку. Мы хотим вам показать, как правильно использовать эти слова. Одеть можно кого-то: куклу, ребенка.
2-я. А слово «надеть» мы используем, когда говорим о вещи, которую надеваем: надеть кофточку, надеть пальто. Мою куклу зовут Надя, и мы приготовили для вас известную «напоминалку» для этих слов.
(поднимают табличку и вместе произносят)
Одеть Надежду - надеть одежду.
1-я. Запомните и никогда не путайте слова «одеть» и «надеть».
2-я. До свидания. С вами были исследователи из общества «Живая речь» и телестудия «Улыбка».
Обсуждение.
Какую цель ставили героини телепередачи? Добились ли девочки цели? Зачем они использовали куклу? Как называются дополнительные предметы (кукла, табличка) в кино и театре? Что бы вы добавили? Изменили? Какую еще форму можно использовать для видеоролика? Сколько нужно задействовать человек? Какие роли будут выполнять участники?
Запишите новые слова: реквизит, режиссер, сценарист, ведущий, оператор, монтажер.
Раньше был популярен такой лозунг: критикуешь - предлагай, предлагаешь - выполняй. Поэтому мы с вами создадим ряд своих видеороликов и подарим их, например, учителям русского языка и начальных классов. И обязательно опубликуем в Интернете, чтобы хоть немного наша речь стала правильнее.
7. Домашнее задание
(презентация, слайд 8)
Сегодня вам в качестве задания предлагается 7 распространенных ошибок, допускаемых в устной речи. Ваша задача - разделиться на группы по 5-7 человек. Вы выберите одну ошибку и придумаете идею вашего видеоролика, которую должны будете защитить на следующем занятии.
- включит - выключит (ударение)
- играть роль - иметь значение (сочетаемость слов)
- звонит и его родственники (ударение)
- квартал (ударение)
- поезжай (форма слова)
- кто последний или кто крайний? (сочетаемость слов)
- поскользнуться (форма слова)
В помощь вам ссылки на интернет-словари
- http://gramota.ru/slovari/types/
- https://externat.foxford.ru/infa-dlya-uchenikov-all/perechen-slovarey
- https://herzena.ru/index.php/dictionary
8. Подведение итогов исследования
Прекрасное начало работы! Сегодня вы сделали первый шаг к тому, чтобы стать настоящими учёными. Вам вручаются свидетельства о присвоении звания "Юный исследователь" и программа работы нашего лингвистического исследовательского общества на год.
Занятие окончено.
Список источников (список используемой литературы с указанием автора, полного названия, места издания, издательства, года издания с учетом требований ГОСТ 7.1. - 2003; список электронных ресурсов).
- Бельчикова Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. М., АСТ; Астрель, 2002.
- Зарва М.В. Русское словесное ударение. Словарь. М., изд-во НЦ ЭНАС, 2001.
- Каленчук М.Л., Касаткина Р.Ф. Словарь трудностей русского произношения. М., изд-во «Русский язык», 2001.
- Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., Айрис-пресс, 2007.
- Словарь грамматических трудностей русского языка
- Т.Ф.Ефремова, В.Г.Костомаров М., изд-во «Русский язык», 1993.
- Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Сочинения в восемнадцати томах. Том пятый (1886). - М.: Наука, 1985.
- http://gramota.ru/slovari/types/
- https://externat.foxford.ru/infa-dlya-uchenikov-all/perechen-slovarey
- https://herzena.ru/index.php/dictionary