Технологическая карта открытого урока "Рост и развите растений"

Разделы: Биология


Предмет: биология, 6 класс.

Учебник: В.И.Сивоглазов, Биология, 6 класс. М: Дрофа, 2020 год.

Тип урока:

  • открытие нового знания.
  • технология проблемно-диалогического обучения.

Оборудование: учебник, карточки с иллюстрациями, чашки Петри с пророщенными семенами, таблица для заполнения.

Цель: формирование представления об условиях роста и развития растений.

Задачи:

  • Образовательная: познакомить обучающихся с этапами роста и развития растений, условиями прорастания семян;
  • Развивающая: создать условия для развития познавательного интереса, умения анализировать, обобщать, сравнивать;
  • Воспитательная: обоснование ценности живой природы, бережного отношения ко всем ее представителям.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Доброе утро! Рада видеть вас всех на уроке! Как ваше настроение? Пусть в ладоши похлопают те ученики, которые готовы начать урок! Ну что ж, давайте приступим.

Учащиеся психологически настраиваются на урок. Отвечают эмоционально на задание учителя. Проверяют готовность рабочих мест.

Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания

Учащимся предлагается готовый кроссворд. Необходимо составить описание использованных в кроссворде слов (кроссворд наоборот) на пройденную тему:

О

П

Л

О

Д

О

Т

В

О

Р

Е

Н

И

Е

С

П

Е

Р

М

И

Й

Т

Ы

Ч

И

Н

К

А

П

Ы

Л

Ь

Ц

А

С

Е

М

Я

Э

Н

Д

О

С

П

Е

Р

М

П

Е

С

Т

И

К

Я

Й

Ц

Е

К

Л

Е

Т

К

А

Учащиеся на местах выполняют задание. Записывают в тетради вопросы к каждому открытому ответу кроссворда. После выполнения задания несколько учащиеся по очереди зачитывают вопросы, остальная часть класса находят нужный ответ, проверяют корректность заданного вопроса. Осуществляется самопроверка и взаимопроверка. Результаты вносятся в лист самооценки

Определение темы урока

На прошлом уроке мы с вами проходили тему «Половое размножение растений». Чем заканчивается половое размножение растений? (образованием семени).

Для чего служит семя? (для размножения и расселения).

Обратите внимание на картинки, которые лежат на ваших столах.

С чем связан внешний вид плодов растений? (приспособление к распространению).

Что происходит с семенем, когда оно попадает в почву? (прорастает, растет).

Какие изменения происходят с растением кроме роста? (появляется лист, стебель и т.д.). Как можно назвать эти изменения? (развитие)

Какая тема урока? (Если у учащихся возникают трудности при формулировке ответов на поставленные учителем вопросы, демонстрируется видеофайл «Рост и развитие фасоли из семени».

Ученики формулируют тему урока. Учитель записывает тему урока на доске.
Учитель поясняет, что преобразование организма от зарождения до кона жизни называется индивидуальным развитием.

Отвечают на поставленные вопросы. Формулируют тему урока. Записывают определение индивидуального развития.
Анализируют информацию с карточек. Отвечают на вопросы учителя.

Создание проблемной ситуации

После определения темы урока, учитель обращает внимание на упаковки с семенами и предлагает учащимся ответить на такой вопрос: «Почему семена могут долго лежать в бумажных пакетах, в мешках из ткани, зернохранилищах, не прорастая. А семена, попавшие в землю или помещенные в тарелку с влажной тряпочкой или промокательной бумагой, быстро набухают и прорастают». Какой у вас возник вопрос?
(Какие условия необходимы для прорастания семян?)

Знакомятся с раздаточным материалом.
Формулируют вопрос.

Выдвижение гипотезы

Учитель предлагает ответить на поставленный вопрос, выдвинув предположения (несколько предположений учащихся записывает на доске).

Высказывают предположения.

Поиск
решения
проблемы

Для решения проблемы учитель предлагает выполнить несколько заданий в группах по заданному алгоритму, а именно проанализировать результаты эксперимента и сделать вывод:

  • Первая группа анализирует результат опыта №1
  • Вторая группа анализирует результат опыта №2.
  • Третья группа анализирует результат опыта №3.

Учащиеся знакомятся с алгоритмом работы в группе, проводят анализ предоставленной информации по проведенным опытам. Дают обратную связь о готовности представить полученные результаты классу.

Физкультминутка

Учитель организует выполнение детьми кинезеологических упражнений.

Учащиеся выполняют кинезеологические упражнения.

Выражение
решения
проблемы

Вернемся к нашему вопросу и е и попробуем ответить на него.
Учитель предлагает озвучить результаты каждой группы. Остальные вносят в таблицу данные, которые получили учащиеся противоположных групп.
После озвучивания информации, учитель предлагает сделать общий вывод: для прорастания семян необходимы воздух, влага и тепло.

Озвучивают результаты. Записывают информацию, которой поделились другие группы. Делают общий вывод. Записывают его как итог работы с таблицей.

Затем учитель поясняет, что образовавшееся растение из семени называют проростком. Записывают определение в тетрадь.
Мы уже узнали, что для прорастания необходимы тепло, вода и воздух. Рост зародыша и превращение его в проросток происходит за счет деления и роста его клеток. Каждая молодая клетка должна получать питательные вещества. Откуда они их получают? (используются вещества, запасенные в семенах). Отвечают на поставленный учителем вопрос.
Если учащиеся дают правильный ответ на поставленный вопрос или затрудняются в ответе, учитель предлагает подтвердить правильность ответа/ найти ответ на поставленный вопрос проведя анализ опыта №4. Анализирую проведенный опыт. Делают выводы, записывают в тетрадь.

Закрепление

Таким образом, важными условиями для прорастания семени является наличие воды, тепла, воздуха. Для подтверждения гипотезы учитель просит ознакомиться с информацией учебника на стр. 149.
К основным этапам прорастания и развития семени относятся:

  • Образование семени;
  • Прорастание (проросток)
  • Молодое растение;
  • Взрослое растение.

Знакомятся с информацией учебника. Подтверждают правильность полученных выводов.

Работают самостоятельно в группах, выполняют задания. Выполняют взаимопроверку, обменявшись выполненными заданиями внутри группы.

Также учитель предлагает поработать с изображением учебника на стр. 147 «Развитие семени фасоли из семени до взрослого растения» и проговорить этапы развития растения более подробно:

  • Образование семени;
  • Распространение семян;
  • Прорастание семян;
  • Образование проростка;
  • Рост (какой рост характерен для растений? (неограниченный, растут всю жизнь) и развитие вегетативных органов;
  • Цветение, плодоношение.

Для закрепления новой информации учитель предлагает учащимся выполнить задания (см. Приложение)
После выполнения заданий учитель просит провести самооценку работы с заданием.

Вносят данные в лист самооценки.

Рефлексия

Урок подходит к концу. Учитель предлагает оценить сегодняшнюю работу в группе и на уроке. Дополнить предложения:
- На уроке я работал (активно/пассивно)
- Своей работой на уроке я … (доволен/недоволен)
- Материал урока для меня был … (интересен/полезен/бесполезен/)
- Свою работу на уроке я оценил бы (5/4/3 моя работа на уроке бесценна)

Озвучивают предложения. Оценивают свою работу на уроке (выставляют общую оценку работы на уроке в лист самооценки).

Домашнее задание

П. 17, читать. Составить памятку с правилами посева семян огурца.

Записывают домашнее задание
Сдают лист самооценки учителю.

Опыт № 1

В 2 чашки Петри поместили одинаковое количество семян бобов. В первой чашке Петри семена оставили сухими. Во вторую чашку Петри налили немного воды. Обе чашки Петри накрыли крышкой и поставили в теплое место. Через 3-4 дня в стакане, где была вода, семена проросли. В стакане без воды семена не изменились.

Вывод: Для прорастания семян необходима влага.

Опыт № 2

Для опыта используется глубокая прозрачная емкость и чашка Петри. В чашку Петри и стакан кладем одинаковое количество семян. В чашке Петри семена немного смочены водой. В стакан наливаем воду до краев. Обе емкости ставим в теплое место. Через 3-4 суток в чашке Петри, где было небольшое количество воды, семена проросли. В стакане семена набухли, но не проросли. Вывод: для прорастаня семян необходим воздух.

Опыт № 3

В 2 чашки Петри наливаем немного воды. Первую чашку Петри ставим в теплое место, вторую - в холодное (в нашем случае - в холодильник). Спустя 3-4 дня семена, находящиеся в теплом месте, проросли. Сравните их с семенами, которые были выставлены на холод. Вывод: для прорастания семян необходимо тепло.

Вопросы для поводящего диалога (после подведения итогов каждого опыта):

  1. Как можно назвать растения, семена которых способны прорастать при низких температурах? (холодостойкие). Приведите примеры (см. стр. 147 учебника);
  2. Как называются растения, семена которых при прорастании требуют более высоких температур? (теплолюбивые). Приведите примеры.

ОПЫТ № 4

В 3 чашки Петри налили немного воды. В первую чашку Петри положили полноценные семена бобов. Во вторую чашку Петри положили семя с удаленной семядолей. В третью чашку Петри положили лишь ¼ часть семени с сохраненным зародышем. Чашки накрыли крышками и поставили в теплое место. Спустя … время проверили проростки. (опыт заложила, посмотрю, что получится).

Карточки, которые наклею на крышки чашек Петри:

ОПЫТ №1
№1. Тепло, влага, воздух
№2 Воздух, тепло.

ОПЫТ №2
№1. Тепло, влага, воздух
№2. Тепло, влага.

ОПЫТ №3
№1. Тепло, влага, воздух
№2. Влага, воздух.

Вопросы для работы с изображением на стр.147 «Развитие фасоли от семени до взрослого растения»:

  1. Какие условия необходимы для прорастания семени фасоли? (воздух, тепло, влага);
  2. Какой орган растет в первую очередь? (корень);
  3. Какая часть растения начинает расти после укрепления корня в почве? (стебелек);
  4. Что развивается из почечки зародыша? (надземный побег с листочками).

Технологическая карта урока