Предмет: биология, 6 класс.
Учебник: В.И.Сивоглазов, Биология, 6 класс. М: Дрофа, 2020 год.
Тип урока:
- открытие нового знания.
- технология проблемно-диалогического обучения.
Оборудование: учебник, карточки с иллюстрациями, чашки Петри с пророщенными семенами, таблица для заполнения.
Цель: формирование представления об условиях роста и развития растений.
Задачи:
- Образовательная: познакомить обучающихся с этапами роста и развития растений, условиями прорастания семян;
- Развивающая: создать условия для развития познавательного интереса, умения анализировать, обобщать, сравнивать;
- Воспитательная: обоснование ценности живой природы, бережного отношения ко всем ее представителям.
Ход урока
Этап урока
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент |
Доброе утро! Рада видеть вас всех на уроке! Как ваше настроение? Пусть в ладоши похлопают те ученики, которые готовы начать урок! Ну что ж, давайте приступим. |
Учащиеся психологически настраиваются на урок. Отвечают эмоционально на задание учителя. Проверяют готовность рабочих мест. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания |
Учащимся предлагается готовый кроссворд. Необходимо составить описание использованных в кроссворде слов (кроссворд наоборот) на пройденную тему:
|
Учащиеся на местах выполняют задание. Записывают в тетради вопросы к каждому открытому ответу кроссворда. После выполнения задания несколько учащиеся по очереди зачитывают вопросы, остальная часть класса находят нужный ответ, проверяют корректность заданного вопроса. Осуществляется самопроверка и взаимопроверка. Результаты вносятся в лист самооценки |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Определение темы урока |
На прошлом уроке мы с вами проходили тему «Половое размножение растений». Чем заканчивается половое размножение растений? (образованием семени). Для чего служит семя? (для размножения и расселения). Обратите внимание на картинки, которые лежат на ваших столах. С чем связан внешний вид плодов растений? (приспособление к распространению). Что происходит с семенем, когда оно попадает в почву? (прорастает, растет). Какие изменения происходят с растением кроме роста? (появляется лист, стебель и т.д.). Как можно назвать эти изменения? (развитие) Какая тема урока? (Если у учащихся возникают трудности при формулировке ответов на поставленные учителем вопросы, демонстрируется видеофайл «Рост и развитие фасоли из семени».
Ученики формулируют тему урока. Учитель записывает тему урока на доске.
|
Отвечают на поставленные вопросы. Формулируют тему урока. Записывают определение индивидуального развития.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Создание проблемной ситуации |
После определения темы урока, учитель обращает внимание на упаковки с семенами и предлагает учащимся ответить на такой вопрос: «Почему семена могут долго лежать в бумажных пакетах, в мешках из ткани, зернохранилищах, не прорастая. А семена, попавшие в землю или помещенные в тарелку с влажной тряпочкой или промокательной бумагой, быстро набухают и прорастают». Какой у вас возник вопрос?
|
Знакомятся с раздаточным материалом.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выдвижение гипотезы |
Учитель предлагает ответить на поставленный вопрос, выдвинув предположения (несколько предположений учащихся записывает на доске). |
Высказывают предположения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Поиск
|
Для решения проблемы учитель предлагает выполнить несколько заданий в группах по заданному алгоритму, а именно проанализировать результаты эксперимента и сделать вывод:
|
Учащиеся знакомятся с алгоритмом работы в группе, проводят анализ предоставленной информации по проведенным опытам. Дают обратную связь о готовности представить полученные результаты классу. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка |
Учитель организует выполнение детьми кинезеологических упражнений. |
Учащиеся выполняют кинезеологические упражнения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выражение
|
Вернемся к нашему вопросу и е и попробуем ответить на него.
|
Озвучивают результаты. Записывают информацию, которой поделились другие группы. Делают общий вывод. Записывают его как итог работы с таблицей. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Затем учитель поясняет, что образовавшееся растение из семени называют проростком. | Записывают определение в тетрадь. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мы уже узнали, что для прорастания необходимы тепло, вода и воздух. Рост зародыша и превращение его в проросток происходит за счет деления и роста его клеток. Каждая молодая клетка должна получать питательные вещества. Откуда они их получают? (используются вещества, запасенные в семенах). | Отвечают на поставленный учителем вопрос. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Если учащиеся дают правильный ответ на поставленный вопрос или затрудняются в ответе, учитель предлагает подтвердить правильность ответа/ найти ответ на поставленный вопрос проведя анализ опыта №4. | Анализирую проведенный опыт. Делают выводы, записывают в тетрадь. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Закрепление |
Таким образом, важными условиями для прорастания семени является наличие воды, тепла, воздуха. Для подтверждения гипотезы учитель просит ознакомиться с информацией учебника на стр. 149.
|
Знакомятся с информацией учебника. Подтверждают правильность полученных выводов. Работают самостоятельно в группах, выполняют задания. Выполняют взаимопроверку, обменявшись выполненными заданиями внутри группы. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Также учитель предлагает поработать с изображением учебника на стр. 147 «Развитие семени фасоли из семени до взрослого растения» и проговорить этапы развития растения более подробно:
Для закрепления новой информации учитель предлагает учащимся выполнить задания (см. Приложение)
|
Вносят данные в лист самооценки. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия |
Урок подходит к концу. Учитель предлагает оценить сегодняшнюю работу в группе и на уроке. Дополнить предложения:
|
Озвучивают предложения. Оценивают свою работу на уроке (выставляют общую оценку работы на уроке в лист самооценки). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание |
П. 17, читать. Составить памятку с правилами посева семян огурца. |
Записывают домашнее задание
|
Опыт № 1
В 2 чашки Петри поместили одинаковое количество семян бобов. В первой чашке Петри семена оставили сухими. Во вторую чашку Петри налили немного воды. Обе чашки Петри накрыли крышкой и поставили в теплое место. Через 3-4 дня в стакане, где была вода, семена проросли. В стакане без воды семена не изменились.
Вывод: Для прорастания семян необходима влага.
Опыт № 2
Для опыта используется глубокая прозрачная емкость и чашка Петри. В чашку Петри и стакан кладем одинаковое количество семян. В чашке Петри семена немного смочены водой. В стакан наливаем воду до краев. Обе емкости ставим в теплое место. Через 3-4 суток в чашке Петри, где было небольшое количество воды, семена проросли. В стакане семена набухли, но не проросли. Вывод: для прорастаня семян необходим воздух.
Опыт № 3
В 2 чашки Петри наливаем немного воды. Первую чашку Петри ставим в теплое место, вторую - в холодное (в нашем случае - в холодильник). Спустя 3-4 дня семена, находящиеся в теплом месте, проросли. Сравните их с семенами, которые были выставлены на холод. Вывод: для прорастания семян необходимо тепло.
Вопросы для поводящего диалога (после подведения итогов каждого опыта):
- Как можно назвать растения, семена которых способны прорастать при низких температурах? (холодостойкие). Приведите примеры (см. стр. 147 учебника);
- Как называются растения, семена которых при прорастании требуют более высоких температур? (теплолюбивые). Приведите примеры.
ОПЫТ № 4
В 3 чашки Петри налили немного воды. В первую чашку Петри положили полноценные семена бобов. Во вторую чашку Петри положили семя с удаленной семядолей. В третью чашку Петри положили лишь ¼ часть семени с сохраненным зародышем. Чашки накрыли крышками и поставили в теплое место. Спустя … время проверили проростки. (опыт заложила, посмотрю, что получится).
Карточки, которые наклею на крышки чашек Петри:
ОПЫТ №1
№1. Тепло, влага, воздух
№2 Воздух, тепло.
ОПЫТ №2
№1. Тепло, влага, воздух
№2. Тепло, влага.
ОПЫТ №3
№1. Тепло, влага, воздух
№2. Влага, воздух.
Вопросы для работы с изображением на стр.147 «Развитие фасоли от семени до взрослого растения»:
- Какие условия необходимы для прорастания семени фасоли? (воздух, тепло, влага);
- Какой орган растет в первую очередь? (корень);
- Какая часть растения начинает расти после укрепления корня в почве? (стебелек);
- Что развивается из почечки зародыша? (надземный побег с листочками).